Лариса галимшина
Проект «Пластилиновая фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Познавательно - творческий
Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2019г по сентябрь 2020г)
Авторы проекта : воспитатели средней группы Л. П. Галимшина, Ю. Н. Чухловина
Участники проекта :
- воспитатели, дети и родители средней группы «Звёздочки»
Целевая группа: дети средней группы «Звёздочки» – 27 детей, возраст 4-5года
Обоснование.
Мелкая моторика - это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.
Публикация «Проект „Пластилиновая фантазия“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Лепка. Методические разработки
- Лепка. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
Дошкольный возраст - самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребенка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки.
От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться, задолго до поступления в школу.
В дошкольном возрасте нужно как можно раньше создавать условия для накопления ребёнком практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее.
Ведь как выражался В. А. Сухомлинский на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, возник этот проект художественной направленности “Пластилиновая фантазия», так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Цель проекта : развитие мелкой моторики рук у детей среднего дошкольного возраста, через взаимодействие с пластилином.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Образовательные:
учить основным приемам работы с пластилином (отщипывание, скатывание шариков, раскатывание столбиков, сплющивание, вытягивание отдельных частей из целого куска, вдавливание, приплющивание);
учить самостоятельно, создавать художественные образы.
Развивающие:
формировать у детей познавательный интерес к изучению состава, свойств пластилина и интересных фактов о нём;
развить творческую инициативу;
развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
развивать интерес к процессу и результатам работы.
Воспитательные:
воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Стратегия реализации проекта :
Первый этап - подготовительный. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: диагностика детей с целью, выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности, их анализ для последующей работы; определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации проекта, прогнозирование результата. Посредством анкетирования выяснить уровень знаний родителей о развитии мелкой моторики пальцев рук детей при работе с пластилином. Пополнение развивающей среды в «Центре творчества»; разработка перспективного плана работы с детьми, с родителями, с педагогами ДОУ. Презентация проекта на родительском собрании.
Второй этап – основной. В задачи данного этапа входит организация совместной творческой деятельности (см. перспективный план)
На третьем, заключительном этапе проводится диагностика деятельности детей, с целью выявления достигнутых результатов их анализ, обобщение результатов работы, анализ деятельности. Совместное участие детей и родителей в интернет конкурсах, в выставках «Поделки из пластилина».
Необходимые условия для реализации проекта :
Материально-технические:
пластилин для творчества (12 цветов) –на каждого ребенка;
инструменты и аксессуары для творчества (пластиковый нож, наборы с высечными формами для выдавливания);
для детского творчества (фартук, нарукавники).
Психологические:
- позитивный настрой
Методические:
1. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» - 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2008.
3. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г.
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации» – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
5. Колдина Д. Н. «Лепка сдетьми 4 - 5 лет» - М. : Мозаика-Синтез, 2013.
6. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. , : Мозаика-Синтез, 2014 г
7. Тюфанова И. В. «Мастерская юных художников». — СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
8. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества». — М., 1995 г.
9. Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». — М., Просвещение, 2006 г.
10. Венгер Л. А. программа «Одаренный ребенок» (раздел изобразительное искусство).
Ожидаемый результат проекта :
• Дети владеют техническими приё мами: скатывание, раскатывание, сплющивание, размазывание, отщипывание.
• Самостоятельно создают художественные образы.
• Повысился интерес к лепке из пластилина, как во время занятий, так и в свободное время.
• Радуются полученному результату.
• Повысился уровень развития мелкой моторики рук.
• Обогащены знания родителей о значимости занятий лепкой.
Трансляция проекта :
• на родительском собрании;
• рекомендовать коллегам, заинтересованных этой проблемой.