Татьяна Посохина
Экологический проект «Цветочная фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Цветочная фантазия»
Содержание
Тип проекта : исследовательский, познавательно-творческий
Участники: подготовительная группа
Продолжительность проекта : среднесрочный (3 месяцев); с 21.03.2019г. по 20.06.2018г.
Игровая мотивация: «Путешествие в страну цветов»
Пояснительная записка
Публикация «Экологический проект „Цветочная фантазия“» размещена в разделах
- Проекты
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Любовь к цветам с древних времён свойственна всем народам. Яркие, разнообразной формы, с приятным ароматом цветы всегда привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил – везде и всюду будет разводить цветы.
Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений.
Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь и охранять, он и приумножать.
Детский сад - это одно из первых звеньев, где ребёнок учится понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
Актуальность
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выгодский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».
В соответствии с этим, мой проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом.
Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет - ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста.
Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом.
Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
ПРОБЛЕМА:
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Я предложила детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.
Гипотеза:
Если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
Цель проекта :
Обогащения и расширения знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
Задачи проекта :
углублять знания детей о цветах и их разнообразии;
учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды;
формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами;
закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах;
воспитывать любовь к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту;
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Описание этапов проекта :
1. Подобрать и изучить литературу;
2. Изучить варианты оформления цветочных клумб;
3. Составить план работы;
4. Посеять семена;
5. Вырастить рассаду;
6. Высадить рассаду в открытый грунт;
7. Организовать уход за клумбами в течение летних месяцев;
8. Проанализировать выполненную работу;
9. Создать презентацию-отчёт «Цветочная фантазия».
Методы проекта :
1. Беседа
2. Развивающие игры
3. Наблюдения
4. Опыты, исследовательская деятельность
5. Труд
Оснащение:
1. Пакетированная почва
2. Семена
3. Вода
4. Контейнеры под рассаду
Этапы работы:
I этап – подготовительный – подбор почвы, выбор растения, литературы.
II этап – исследовательский – посадка в комнатных условиях, выращивание
рассады, уход за рассадой, высадка в грунт, уход за растениями, наблюдение за ростом, составление букетов, сбор семян.
III этап – заключительный – итоговый (презентация проекта).
Реализация проекта
Этап – подготовительный.
1. Подобрка и изучение методической, научной и художественной литературы по теме проекта;
2. Чтение художественной литературы: поговорки, стихи, сказки, загадки о цветах;
3. Адаптировать и систематизировать подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности, внимания и наблюдательности в природе;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- беседы о цветах;
- рассматривание фотографий и картинок цветов;
- подготовка контейнеров с землей, семян.
Этап – исследовательский.
В группе детского сада разбили сад на подоконнике. Подписали контейнеры с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Рассматривание семян цветов вьюнов. Посадка цветов 21мая, первые всходы 29 мая. Уход за растениями и полив.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Упражнение «Отгадайте», «Какие бывают цветы?», «Охраняемые цветы».
Беседы:
О чем говорят цветы в вазе – садовые и полевые?
О чем говорят полевые цветы с бабочками «Цветы»
О чем говорят полевые цветы с пчелками?
Как появился цветок вьюнок – история :
1ОД. «Посев семян вьюнка»;
Наблюдения за всходами семян - май
Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о цветах. Чугунова О. И. Дети группы
2. Д/ И: «Отгадай!», «Какие бывают цветы?», «Собери букет». Конструирование «Тюльпан» (оригами);
Лепка «Летний цветок» (май – июнь)
Пикировка рассады в ящиках Воспитатель: Посохина Т. Г.
3.«Мой любимый цветок» (рисование) Разгадывание кроссвордов, загадок (май- июнь)
Перекопка почвы на клумбе родители, воспитатель;
4. Акция «Посади цветок»
Чтение худ. Литературы А. Усачёв. «Анютины глазки» (май- июнь)
Посадка клумбы. Родители, воспитатель.
5. Развлечение «Здравствуй, лето!»
Танец «Вальс цветов». Работа на участке в течение всего летнего периода
Оформление папки – передвижки для родителей «Цветочное царство – лучшее лекарство»
6. Опыты: «Условия, необходимые для жизни растений» Чтение худ. лит. Н. Рубцов «Цветы». Т. Лаврова «Язык цветов»
Уход и наблюдения за цветочными растениями (май-август)
7. Фото - выставка «Как мы выращивали вьюнков»
Подведение итогов работы. Сбор семян цветов.
Этап – заключительный.
1. Фото - выставка «Как мы выращивали вьюнки»
2. Выставка рисунков «Любимые цветы»
3. Сбор семян цветов.
4. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Выводы: В результате проведенной работы дошкольники научились бережно относиться к растениям, заботиться о «зеленых друзьях» человека, нести ответственность за него понимают и осознают насколько ценно озеленение участка и почему это необходимо, что благоустройство территории детского сада приносит радость не только тому, кто её создаёт, но и обычному прохожему;
Результаты проекта :
Дети постоянно имели возможность наблюдать, как мы ухаживаем за цветами. У ребят появилось желание помогать. Они с удовольствием поливали цветы, не только рассаду, но в уголке природы, протирали пыль с листьев, рыхлили землю. Такая целенаправленная работа, организованная взрослыми, развивает у детей эмоциональный опыт и художественное восприятие красоты растений в различные периоды жизни. Проведенный цикл наблюдений за цветами расширил знания детей о садовых цветах, обогатил их сенсорный опыт. В период цветения растений дети знакомились со строением цветка, условиями необходимыми для их роста, наблюдая, сколько дней необходимо на то, чтобы бутон превратился, в цветок, сколько времени происходит от цветения до увядания, принимали активное участие в сборе семян цветов.
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира, формированию представлений о взаимосвязях в природе, развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе. Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопричастность и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Картотека опытов: «Условия, необходимые для жизни растений»
«Солнце и растение» №1
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»
2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
«Вода и растение» №2
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения пьют воду»
Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
«Земля и растение» №3
Цель: выявить свойства: земля имеет вес, черного цвета, сыпется.
Опыт: «Влияние состава почвы на рост растений»
Набрали для опыта в ведерках песок, глину, почву чернозем. Рассмотрели семена вьюнка. Затем посадили семена в три горшка в песок, в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем песок сразу весь намок хорошо пропускает воду, глина почти не пропускает воду, а чернозем пропускает воду хуже, чем песок, но в конце концов тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.
Опыт № 4 «С водой и без воды»
Цель: выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Опыт № 5 «Что потом?»
Цель: систематизировать знания о циклах развития растений.
Опыт № 6 «Может ли растение дышать?»
Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании: понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Опыт № 7 «В погоне за светом»
Цель: дать знания детям о зависимости растений от света.
Опыт № 8 «Почему цветы осенью вянут?»
Цель: установить зависимость роста растений от температуры.
Опыт № 9 «Где лучше расти?»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Приложение№3 Дидактические игры для детей
1. Дидактическая игра: «Отгадай!».
Воспитатель перечисляет характерные признаки цветов, дети пытаются отгадать название цветов. После названия каждого цветка, воспитатель показывает изображение этого цветка.
2. Дидактическая игра: «Рисуем картину».
Дети сначала приклеивали, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают картину.
3. Дидактическая игра: «Собери цветок».
Педагог раздаёт детям карточки с изображением стеблей с листьями. Детям показывает карточку с изображением головок цветков разных растений.
Воспитатель. Листья зелёные оживут и свой цветочек найдут.
Ребёнок, у которого есть изображение листьев и стебля к этому цветку отвечает : «Я узнала тебя, ромашка, ты мой стебелёк». Ребёнок получает карточку и составляет цветок.
4. Дидактическая игра: «Собери букет».
Дети рассматривают цветы. Затем воспитатель просит детей составить букеты из цветов. Дети отбирают нужные картинки и перечисляют, сколько и каких цветов у них в букете.
Например: У меня в букете 2 астры 1 георгин, 2 розы.
5. Дидактическая игра: «Назови ласково».
Педагог, бросая мяч ребенку, называет слово. Ребенок, возвращая мяч, произносит его «ласково». Например: Цветы – цветочки.
Слова: цветок, стебель, стебли, лист, листья, букет, букеты.
Загадки для детей Приложение № 4
А теперь друзья-ребятки, Отгадайте-ка загадки
Все стихи здесь про цветы
Я их знаю, ну а ты?
Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать,
Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать (Подснежник) (Мать-и-мачеха)
Прячет цветок Белый цветок,
Сладкий медок. Кислый цветок
И в названье мед таиться. В суп пригодиться,
Узнаете? Зовут его? (Медуница) (Кислица)
В белой шапке стоит дед, На каком цветке гадают
Если дунешь – шапки нет! Лепесточки обрывают? (Одуванчик) (На ромашке)
Вдоль дороге у межи Зеленый плот
В золотистой спелой ржи, По реке плывет,
Словно синий глазок, На плоту – красавица.
Смотрит в небо… Солнцу улыбается. (Василек) (Кувшинка)
Из желтой точки Жаркий ветер дунул круто,
Выросли листочки, Что за шарик он растряс?
Белеют по кругу, Вся семья на парашютах
Касаясь друг друга. Пролетела мимо нас. Такой цветочек (Одуванчик)
Мне нравиться очень! (Ромашка)
Над шипами острыми Балерина вышла:
Гроздь бутона пестрая, Юбочка пышна,
Дарят нежный аромат, Сборки да оборки,
Украшая летний сад. Складки да подкладки.
Мне бы их обнять немножко, А имя у артистки -
Но уколются ладошки. Небесной прописки. (Роза) (Астра)
Куст – оконный и балконный; В саду есть петушок -
Лист пушистый и душистый, Лиловый гребешок,
А цветы в окошке – А хвостик – боевой.
Словно шапка в огне. Сабелькой кривой. (Герань) (Ирис)
Наблюдения за всходами семян
Цель: продолжать формировать представление об основных жизненных функциях и циклах растений как живых организмах: растут, питаются.
Наблюдение за рассадой вьюнка.
Цель: выявить с детьми возможность дальнейшего развития либо гибели растения.
Наблюдение за трудом взрослого.
Цель: активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в подготовке земли к посадке цветов.
Наблюдения за цветником.
Цель: уточнять названия цветов с целью определения их строения; побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по форме, высоте, окраске листьев)
Наблюдения за цветами при разных погодных условиях.
Цель: формировать представление об изменениях в росте и развитии растений, связанных с погодными условиями, воспитывать интерес к наблюдениям за цветами.
Наблюдение «Что цветет на нашем участке»
Осмотр участка, нахождение цветущих растений, определение их названий. Отмечается, как красив участок с цветущими растениями.
Наблюдение: «Какие они – цветущие растения?»
Осмотр растений с целью определить их строение (найти стебель, листья, цветки, корни). Сравнение разных растений по высоте, форме, окраске листьев, цветов, стеблей, по запаху.
Наблюдение «Кто помогает цветам расти?»
Дети обсуждают, почему цветы выросли. Определяется назначение всех частей растения: корень впитывает из земли влагу, питательные вещества; стебель переносит их к листьям, цветам, семенам; листья поглощают свет; из цветов потом будут семена. Растения выросли потому, что наш участок для них хороший «дом», в котором есть питательная почва, вода, тепло, свет. Расти цветам «помогают» : солнце, дождь, земля и люди.
Наблюдение «Кто прилетает и садится на цветы?» Развивать умение замечать, что растения стали крупнее, появилось больше цветов, что на них садятся насекомые.
Наблюдение «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?»
Дети находят на участке семена созревающих трав (подорожник, вьюн и др., устанавливают, что они сами опадают, разносятся ветром, цепляются за одежду, шерсть животных, что семена можно собирать для зимней подкормки птиц.
Наблюдение «Как одуванчик ложиться спать?»
Обратить внимание на интересное явление - цветы открыты в полдень и закрыты вечером. Воспитатель рассматривает с детьми на прогулке многочисленные одуванчики на газоне, отмечает, как красивы их желтые головки в зеленой траве. Обращает внимание детей на то, что крупные, выпуклые цветки раскрыты навстречу солнцу
Наблюдение «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»
Воспитатель в соответствующую погоду дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как «ведут» себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с ними то, что они увидели.
Наблюдение «Соберем семена садовых цветов»
Осмотр цветов, выявление зрелых семян, сбор их в коробочки или пакеты. Воспитатель обращает внимание детей на то, что цветок один, а семян много. Значит, на будущий год можно вырастить много цветущих растений.
Наблюдение «Украсим группу, детский сад красивыми цветами»
Дети любуются цветами : красотой астр, настурций, бархатцев, яркостью ноготков. Называют, что красиво каждое растение. Срезают цветы для украшения группы, раздевалки, для подарков малышам, заведующей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Антонов, Ю. Е., Как научить детей любить Родину/ Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М. : АРКТИ, 2003.
2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург
3. «Детство - Пресс» 2003.
4. Елкина, Н. В., Учим детей наблюдать и рассказывать/ Н. В. Елкина, О. В. Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
5. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2008.
6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва. 2005.
7. Корнилова В. М. «Экологическое окно в детском саду». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.
8. Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. М., 2009.
9. Логинова В. И. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Санкт - Петербург «Детство – Пресс» 2003.
10. Михайлова, М. А., Поём, играем, танцуем дома и в саду/ М. А. Михайлова,.
11 Новицкая, М. Ю., Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть / М. Ю. Новицкая, Г. М. Науменко. – М. : Просвещение, 1995. Соколова, Л., Воспитание ребёнка в русских традициях / Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. – М. : Айрис- Пресс, 2003.
12. Проектная деятельность по экологическому образованию в дошкольном учреждении (опыт работы дошкольных учреждений Альшеевского района РБ)., Уфа. 2009.
13. Соловьёв, Л., Книга о природе Кузбасса для младших школьников и их родителей/ Л. Соловьёв. - Кемерово: Фабрика современной печати, 2008.
14. Тубельская, Г. Н,. Праздники в детском саду и школе/ Г. Н. Тульбеская. – М. : Линка- Пресс, 2001.
15 Чернякова В. Н. «Экологическая работа в ДОУ». Творческий центр «Сфера». Москва 2008.
16. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. М., 2005.
Интернет источник: https://nsportal.ru/ ekologicheskiy-proekt- astri