Письменная Елена
Проект по пластилинографии «Пластилиновая радость» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колокольчик»» городского округа город Шарья Костромской области
Проект
по использованию пластилинографии в художественном творчестве детей «Пластилиновая радость»
для детей 4 – 5 лет
Автор Письменная Елена Геннадьевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»» Квалификационная категория - высшая
г. Шарья
2018
Публикация «Проект по пластилинографии „Пластилиновая радость“ в средней группе» размещена в разделах
- Лепка. Проекты, проектная деятельность
- Пластилинография, пластилин
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Подготовительный этап
Цель: создать условия для работы проектно – творческой деятельности дошкольников 4 – 5 лет.
Задачи:
1. Способствовать умению детей передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
2. Способствовать развитию у детей основным приёмам пластилинографии (скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
3. Закреплять умение детей работать на заданном пространстве.
4. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; интерес к процессу и результатом работы.
5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
Проблема: развитие художественных способностей детей, мелкой моторики рук, воспитании самостоятельности, настойчивости.
Результат: дети умеют использовать в работе различные приёмы пластилинографии, передавать образы предметов; развилась мелкая моторика рук, глазомер; дети стали аккуратные, самостоятельные, доводят работу до конца.
Материальное значение: приобрести методическую литературу, пластилин, цветной картон, наборы стеков.
Критерии эффективности: изучить методическую литературу по данной теме, создание перспективного плана для детей 4 – 5 лет.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Любой ребёнок - универсальная личность. Он стремиться всё попробовать, исследовать, оценить прекрасное и, конечно же, готов создать собственные произведения искусства.
Задача взрослого - приобщать ребёнка к художественному творчеству, развить эстетическое восприятия мира, создать ему безопасные условия для развития творческих исследований.
Самый доступный способ развить у ребёнка творческое начало- заинтересовать лепить из пластилина. Но оказывается пластилином можно не только лепить, но и рисовать.
Пластилинографию относят к нетрадиционным художественным техникам. Она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания.
Лепка всегда является интересной для маленьких детей. А пластилинография обладает для детей и ещё большей привлекательностью. Ведь пока взрослый не покажет ему эту новую нетрадиционную технику, ребёнок и не подозревает, что пластилином можно рисовать!
Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Ребёнок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.
Пластилин также обогащает сенсорный опыт ребёнка, который ярко ощущает пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребёнок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что делает руку более послушной. Можно сказать, что пластилинография готовит руку ребёнка к школьному письму.
Пластлинография также развивает детское творчество (в первую очередь изобразительное) – ведь с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой выразительностью.
Поэтому проект поможет развивать художественные способности детей дошкольного возраста, а также ребёнок разовьёт координацию, мелкую моторику пальцев, эстетический вкус, будет самостоятельно планировать и доводить работу до конца.
№ Название этапа Мероприятия Временные рамки Внесения изменений
1 Подготовительный Изучить методическую литературу Сентябрь – октябрь 2018г. Воспитатель
Подготовить материалы и оборудование Сентябрь – октябрь 2018г. Воспитатель - родители
2 - 3 Практический и обучающий Создать перспективный план в средней группе Сентябрь – ноябрь 2018г. Воспитатель
Сделать консультацию для родителей Февраль 2019г. Воспитатель
Проведение работы по перспективному плану Сентябрь – май 2019г. Воспитатель
Оформление выставок работ детей Октябрь – май 2019г. Воспитатель
4 Внедрения опыта Распространение внутри МДОУ Май 2019г. Воспитатель
5 Подведение итогов Оформление опыта 2018 – 2019г. Воспитатель
Ресурсное обеспечение проекта
Участники проекта педагог и дети. Приобретена методическая литература, материалы и оборудование; создан перспективный план средней группы. Данный проект не требует больших материальных затрат. Работу по пластилинографии проводиться в совместной деятельности детей.
Риски внедрения проекта
Возможные риски Пути их преодоления
Непонимание родителей значение данной работы Проведение консультаций, беседа с родителями.
Сопротивление педагогов Проведение консультаций, семинара.
Считаю, что в результате внедрения данного проекта повысится эффективность педагогических работ, разовьются творческие способности у детей.
Список литературы
1. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». М., Издательство «Скрипторий», 2003г.
2. «Пластилиновая страна Лепилка» Селивон В. А. Минск: «Попури», 2010г.
3. «Пластилинография : анималистическая живопись» Давыдова Г. Н., изд – во: Скрипторий 2003г. Год выпуска 2008
4. Лыкова И. А. «Я будущий скульптор» – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008г
5. https://www.ruskid.ru/lepka/
6. https://detskiysad.ru/izo/lepka.html
Приложение 1
Перспективный план
Сентябрь
1неделя
Тема «Солнышко лучистое»
Цель: Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой – пластилинографией; показать приёмы раскатывание, надавливание, отщипывание; развивать мелкую моторику; воспитывать усидчивость.
Оборудование: иллюстрации солнышка, картон, пластилин, доска, салфетки, восковые карандаши.
2неделя
Тема «Вазочка для мамы»
Цель: Знакомить детей с нетрадиционной техникой – пластинографией; показать приёмы раскатывание, скатывание, сплющивание, отщипывание, надавливание; развивать мелкую моторику, чувство композиции, инициативу.
Оборудование: вазочки, иллюстрации вазочек, вазочки из картона на каждого ребёнка, пластилин, доска, салфетки, цветы из бумаги, клей.
3неделя
Тема «Вкусная груша»
Цель: Создавать лепную картину с выпуклым изображением, с помощью приёмов размазывание, надавливание, раскатывание, скатывание, сплющивание; использовать стеку для рисования листьев; развивать мелкую моторику, умение не выходить за контур рисунка.
Оборудование: муляжи груш, иллюстрации груш, картон, пластилин, доска, салфетки, стеки.
4неделя
Тема «Малинка для мишки»
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином; закрепить приёмы раскатывание, отщипывание, скатывание шарика между пальчиками, надавливание; использовать стеку для работы, развивать мелкую моторику, творческие способности.
Оборудование: иллюстрации ягод, картон, пластилин, доска, салфетки, стеки.
Октябрь
1неделя
Тема «Цветочная поляна»
Цель: Создавать поляну с цветами с помощью разных приё мов: скатывание, сплющивание, оттягивание, разрезание, надавливание; закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: иллюстрации цветов, поляна из картона на каждого ребёнка, пластилин, доска, салфетки, стеки.
2неделя
Тема «Волшебная бабочка»
Цель: Закреплять умение передавать в работе характерные особенности внешнего строения бабочки (крылья, усики, туловище) посредством пластилинографии; уточнить приёмы отщипывание, скатывание, раскатывание, скручивание, надавливание; развивать глазомер, интерес к работе.
Оборудование: иллюстрации бабочек, картон, пластилин, доска, салфетки.
3неделя
Тема «Берёзка осенью»
Цель: Закреплять умение изображать берёзку с помощью пластилина, используя разные приёмы – раскатывание, надавливание, отщипывание; развивать мелкую моторику рук, умение работать на всём листе, дополняя рисунок по своей инициативе.
Оборудование: картонная заготовка, иллюстрации берёзы, пластилин, доска, салфетки.
4неделя
Тема «Осенняя тучка»
Цель: Продолжать знакомить с техникой рисования с пластилином, использовать приё мы: раскатывание, вытягивание, надавливание, размазывание по всему эскизу, отщипывние, скатывание; использовать эти приёмы по своему усмотрению; развивать мелкую моторику, самостоятельность.
Оборудование: картон, иллюстрации осени, пластилин, доска, салфетки.
Ноябрь
1неделя
Тема «Морковка на грядке»
Цель: Создавать лепную картину с выпуклым изображением, используя приёмы пластилинографии : раскатывание, оттягивание, размазывание, надавливание; развивать умение видеть связь между реальной формой и формой изображаемых овощей, передавая их природные особенности, цвет; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: муляжи овощей, иллюстрации моркови, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стеки.
2неделя
Тема «Клубничка»
Цель: Создавать выразительный образ клубники посредством передачи объема и цвета; закреплять умения и навыки работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, размазывание, использовать стеку для работы с ягодой; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: иллюстрации ягод, картон, пластилин, доска, салфетки, стеки.
3неделя
Тема «Корзинка с грибами»
Цель: Закреплять умения выразительно передавать точную передачу формы, цвета, величины предметов у грибов; развивать мелкую моторику рук при выполнении приёмов работы с пластилином : раскатывания, сплющивания, оттягивания, надавливания; воспитывать усидчивость.
Оборудование: иллюстрации грибов, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки.
4неделя
Тема «Ёжик»
Цель: Закреплять умение передавать в работе характерные особенности внешнего строения ёжика посредством пластилинографии; уточнить приёмы размазывание, оттягивание, раскатывание, скатывание, сплющивание, надавливание; развивать мелкую моторику, интерес к работе.
Оборудование: иллюстрации ёжика, фруктов, грибов, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки.
Декабрь
1неделя
Тема «Вкусное варенье»
Цель: Закреплять у детей умение выразительно передавать форму, цвет, величину предметов и изображения мелких деталей у фруктов: черенков, семян, чашелистиков; развивать мелкую моторику при выполнении разных приё мов: раскатывание, сплющивание, надавливание, размазывание; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: иллюстрации фруктов, ягод, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стеки, цветные карандаши.
2неделя
Тема «Рябинка лакомство для птиц»
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином; закрепить приёмы раскатывание, отщипывание, скатывание шарика между пальчиками, надавливание; развивать мелкую моторику, творческие способности.
Оборудование: иллюстрации рябины, картон, пластилин, доска, салфетки, вата, клей, бумажные птицы.
3неделя
Тема «Новогодняя ёлка»
Цель: Закреплять умение изображать ёлку с помощью пластилина, применяя разные приёмы – раскатывание, надавливание, отщипывание; использовать возможности бросового материала для придания объекту завершённости и выразительности; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: картон, пластилин, доска, салфетки, вата, клей, ёлка, иллюстрации новогодних ёлок, бусинки, блёстки.
4неделя
Тема «Новогодние игрушки»
Цель: Продолжать формировать умение детей передавать образ предмета, используя приёмы пластилинографии (размазывание, раскатывание, скатывание, надавливание, сплющивание); развивать интерес к процессу и результатам работы.
Оборудование: игрушки на ёлку, иллюстрации новогодней ёлки, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стека.
Январь
1неделя
Тема «Воздушная снежинка»
Цель: Формировать умение детей передавать разнообразие форм снежинок, используя пластилинографию; закрепить приёмы раскатывание, скатывание, надавливание, вдавливание; поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина.
Оборудование: иллюстрации снега, снежинок, картон, пластилин, доска, салфетки.
2неделя
Тема «Зайчик в лесу»
Цель: Закреплять умение детей передавать в работе характерные особенности строения зайца посредством пластилинографии; уточнить приёмы скатывание, сплющивание, надавливание, разглаживание; развивать мелкую моторику, творческие способности.
Оборудование: картонная заготовка, иллюстрации зайца зимой, пластилин, доска, салфетки, вата, клей.
3неделя
Тема «Рукавичка лисички»
Цель: Научить детей самостоятельно создавать орнамент – по представлению и по замыслу; закреплять использовать имеющиеся навыки работы с пластилином (раскатывание, скатывание, сплющивание, оттягивание, надавливание; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: иллюстрации рукавиц, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стека.
4неделя
Тема «Снеговик»
Цель: Создавать лепную картину с выпуклым изображением, с помощью приёмов размазывание, надавливание, раскатывание, скатывание, сплющивание, разрезание; использовать стеку для работы; развивать мелкую моторику, умение не выходить за контур рисунка.
Оборудование: пластилин, доска, салфетки, стека, картон, иллюстрации снеговика, вата, клей.
Февраль
1неделя
Тема «Чайный сервиз»
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования с пластилином, использовать приё мы: раскатывание, скатывание, вытягивание, надавливание, размазывание по всему эскизу; использовать стеку; развивать мелкую моторику, чувство формы и композиции.
Оборудование: картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стека, иллюстрации посуды.
2неделя
Тема «Весёлый поезд»
Цель: Создавать лепную картину с выпуклым изображением, с помощью приёмов размазывание, надавливание, раскатывание, скатывание, сплющивание; развивать мелкую моторику, умение не выходить за контур рисунка; воспитывать усидчивость.
Оборудование: картон, пластилин, доска, салфетки, стека, иллюстрации поезда.
3неделя
Тема «Плывёт, плывёт кораблик»
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой рисования пластилином; закрепить приёмы раскатывание, размазывание, сплющивание, надавливание; развивать мелкую моторику, творческие способности.
Оборудование: картонная заготовка, иллюстрации кораблей, пластилин, доска, салфетки, стека.
4неделя
Тема «Домик для игрушки»
Цель: Закреплять умение изображать домик с помощью пластилина, используя разные приёмы – раскатывание, надавливание, отщипывание, размазывание; развивать мелкую моторику рук, умение работать на всём листе, дополняя рисунок по своей инициативе.
Оборудование: картонная заготовка, иллюстрации домика, пластилин, доска, салфетки, стека.
Март
1неделя
Тема «Пирамидка»
Цель: Продолжать знакомить детей с разными приемами и способами в пластилиновой живописи (размазывание, скатывание, сплющивание); воспитывать усидчивость, желание доводить начатое до конца.
Оборудование: пирамидки, картон, пластилин, доска, салфетки.
2неделя
Тема «Тюльпан для мамы»
Цель: Создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином; развивать мелкую моторику, чувство композиции, воспитывать аккуратность.
Оборудование: иллюстрации тюльпанов, картон, пластилин, доска, салфетки, стека.
3неделя
Тема «Рыбки в пруду»
Цель: Продолжать закреплять навыки работы с пластилином на плоскости, создавая изображение в полуобъёме; развивать мелкую моторику рук, умение работать на всём листе, дополняя рисунок по своей инициативе; воспитывать аккуратность.
Оборудование: иллюстрации рыб, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стека.
4неделя
Тема «Кактус»
Цель: Создавать образы растений в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином – размазывание, скатывание, надавливание; развивать мелкую моторику рук, чувство композиции.
Оборудование: иллюстрации кактусов, картон, пластилин, доска, салфетки, стека.
Апрель
1неделя
Тема «Ракета на марсе»
Цель: Продолжать освоение техники рельефной лепки; создавать картину, включающую разные космические объекты (солнце, звезды, кометы и ракету); закрепит приёмы (размазывание, скатывание, раскатывание, надавливание); развивать мелкую моторику рук, умение работать на всём листе.
Оборудование: плакаты с планетами, звёздами, ракетами, картон, пластилин, доска, салфетки, стека.
2неделя
Тема «Пасхальное яйцо»
Цель: Создавать лепную картину с выпуклым изображением, с помощью приёмов размазывание, надавливание, раскатывание, скатывание, сплющивание; развивать мелкую моторику, умение не выходить за контур рисунка, чувство композиции; воспитывать усидчивость.
Оборудование: иллюстрации пасхальных яиц, картон, пластилин, доска, салфетки, стека, бусинки.
3неделя
Тема «Жёлтые цыплята»
Цель: Закреплять умения детей работать с пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при раскатывании, расплющивании, размазывании, надавливании в создаваемых предметах. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Оборудование: иллюстрации цыплят, игрушка – цыплёнок, картон, пластилин, доска, салфетки.
4неделя
Тема «Цветы в вазе»
Цель: Создавать картину в нетрадиционной технике исполнения — пластилинографии, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином; развивать мелкую моторику, чувство композиции, воспитывать аккуратность.
Оборудование: иллюстрации цветов, ваз, картон, картон, пластилин, доска, салфетки, стека, бусинки.
Май
1неделя
Тема «Кукуруза»
Цель: Создавать выразительный образ кукурузы посредством передачи объема и цвета; закреплять умения и навыки работы с пластилином : скатывание, надавливание, размазывание; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Оборудование: муляжи овощей, картон, пластилин, доска, салфетки.
2неделя
Тема «Дельфины в море»
Цель: Создавать лепную картину с выпуклым изображением, с помощью приёмов размазывание, надавливание; развивать мелкую моторику, умение не выходить за контур рисунка, работать на всём листе, дополняя рисунок по своей инициативе.
Оборудование: картон, цветная бумага, иллюстрации моря, дельфинов, пластилин, доска, салфетки.
3неделя
Тема «Жучок на листике»
Цель: Закреплять умение передавать в работе характерные особенности внешнего строения жука посредством пластилинографии; уточнить приёмы размазывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, надавливание; развивать мелкую моторику, интерес к работе.
Оборудование: иллюстрации насекомых, картонная заготовка, пластилин, доска, салфетки, стека.
4неделя
Тема «Здравствуй лето!»
Цель: Формировать умение детей отражать впечатления и наблюдения в художественной деятельности, используя нетрадиционную технику изображения – рисование пластилином; закрепить приёмы размазывание, раскатывание, скатывание, сплющивание, надавливание; развивать мелкую моторику; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: иллюстрации лета, цветов, насекомых, картон, пластилин, доска, салфетки, стека.
Приложение 2
Консультация для родителей «Пластинография – что это такое?»
Пластинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе всё больше и больше внимания. Почему? Что такое пластинография? Какими развивающими возможностями обладает данная техника? И как работать с пластилином и бумагой, чтобы получился рисунок?
Понятие «пластинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Основной материал – пластилин, а «инструментом» в пластинографии является рука.
Лепка всегда привлекает малышей. Пластилин – один из любимых инструментов ребёнка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можно создавать удивительные картины, ведь ребёнок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Занятия пластинографией помогает развивать творческие способности детей, мелкую моторик рук, внимание, память, мышление, воспитывает самостоятельность, настойчивость.
Что нужно для работы по пластинографии :
• Основной рабочий материал – это разноцветный пластилин. Желательно выбирать восковой.
• Горизонтальное основание (картон, плотная бумага, раскраски, или контур, нарисованный собственноручно).
• Доска для раскатывания пластилина лепки деталей.
• Набор стеков разной формы.
• Влажные салфетки, ёмкость с водой для смачивания рук
• Бусины, бисер, ракушки, крупы, которыми можно украсить готовое изделие.
Начинайте с простых работ (небольшая по объёму работа с 2-3 цветами пластилина). Следите за настроением ребёнка во время работы! Если он устал или не в настроении – лучше отложить работу. Ведь любое занятие, хобби должно приносить радость, желание создавать что-то прекрасное своими руками. Помогайте ребёнку в его работе или даже лучше выполняйте её вместе, ведь совместный труд сближает, доставляет радость общения. Обязательно завершите работу! Ведь ребёнок должен видеть результат своей работы. Завершённую работу оформите в рамку, которую можно украсить пластилином, бусинами, бисером, ракушками, крупами. Не забудьте похвалить ребёнка за его труд и результат этого труда. Добрые слова и восхищение, высказанные вами, воодушевят вашего ребёнка на создание очередного шедевра.
Творческих вам успехов!