Наталья Зверева
Проект «Планета здоровья» для старшего дошкольного возраста
Характеристика проекта
Актуальность: Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. К сожалению, в наше время проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь? Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм. Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание – взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Публикация «Проект „Планета здоровья“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Многие причины – от нас независящие и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на мой взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления моей педагогической деятельности был разработан проект “ Планета здоровья” для работы с детьми подготовительного к школе возраста
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:
- рост заболеваемости;
- подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;
- уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
- отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость);
- выходит социально неадаптированная личность;
- недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ
Мотивация: Недостаток знаний у детей о культуре гигиены; формирование положительного отношения к здоровому образу жизни; невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Обоснование проблемы:
— неосведомленность родителей о важности совместной двигательной деятельности с детьми.
— недостаточность знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста.
— нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.
— невнимание родителей к здоровому образу жизни в семье.
Возраст детей, на которых рассчитан проект : 6-7-й год жизни.
Качественная реализация проекта позволит сформировать у детей следующие представления:
• что такое здоровье и как его сберечь;
• что такое витамины;
• о своих органах, их работе и значении;
• что такое режим, гигиена и закаливание;
• о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
• о том, что есть полезные и не полезные продукты, какие они;
• то полезно для моего организма;
• вода, какая она бывает, какая полезная для здоровья;
• как работает наш главный орган;
• что такое микробы и вирусы;
• какие бывают болезни, что их вызывает;
• как предупреждать болезни;
• некоторые правила оказания себе первой помощи
• что такое аптека, для чего она нужна;
• лекарственные растения;
• лекарственные растения нашего края
Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа по проекту : комплексное ( разные виды детской деятельности: познавательно-речевая, изобразительная, ручной труд, игровая, физическая) .
Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью. Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи:
- Дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми.
- Расширить знания родителей о физических умениях и навыках детей.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми.
- Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
- Обогащать представления детей о витаминах, их роли в жизни человека.
- Воспитывать осознанное отношение их своему здоровью.
Тип проекта.
- по доминирующему методу – информационный;
- по характеру содержания – ребенок и здоровье;
- по характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи до получения результата;
- по количеству участников – коллективный;
- продолжительности – долгосрочный.
Продолжительность проекта : 9 месяцев.
Участники проекта : дети 6 - 7 лет, воспитатели, родители.
Форма проведения: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.
Содержание проектной деятельности
I этап – подготовительный,
II этап – практический,
III этап – заключительный.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- имеют представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;
- повышение собственного здоровья;
- повышение уровня адаптации к изменениям окружающего мира;
- повышение уровня познавательной активности педагога;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников:
- формирование дружеских отношений в коллективе.
Для педагогов:
- повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников;
- создание содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
- привлечение родителей для совместной работы;
- реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
- установление комфортных отношений с коллегами.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Организация проекта
Ежедневная профилактическая работа
• Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
• Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья».
• Воздушное контрастное закаливание.
Беседа: «Витамины я люблю — быть здоровым я хочу».
• «Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций
• Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры)
• Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании (потешки)
• Блиц-опрос детей «Что я знаю о здоровье?».
• Беседы «Лекарственные растения», «Чтобы быть здоровым», «Здоровая полноценная пища».
• Познавательные занятия «Путешествие в страну Витаминию», «Изучаю свое тело».
• Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».
• Оборудование для развития дыхания.
• Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
Занятия:
• Физкультурное занятие «В стране здоровья»
• «Мяч и я-друзья»
• Спортивное развлечение «Кто спортом занимается, тот силы набирается».
Игры:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека».
• Дидактические игры «Мяч на поле», «Мяч в ворота» (на дыхание, упражнение «Найди два одинаковых мяча», «Что лишнее?» и др.
• Организация на воздухе подвижной игры «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т. д.
• Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
• Заучивание пословиц, поговорок о здоровье. (Приложение №6)
• Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Вовкина победа» А. Кутафин и др.
• Выставка рисунков о спорте.
В работе с родителями:
• Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Физическое воспитание в семье».
• Консультации «Воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации».
• Выпуск газеты для родителей «Ваше здоровье».
• Викторина «Спорт – это жизнь».
• Фотовыставка «Я учусь быть здоровым».
• Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка».
• Составление кроссвордов о спорте, о здоровье
• Индивидуальные беседы физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т. д.
• Картотека «Сундучок бабушкиных рецептов»