Екатерина
Проект «Уроки здоровья» для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта:информационно-практико-ориентированный, коллективный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (5 месяцев).
Дата старта проекта: 01.11.17г.
Участники проекта: дети, родители, педагоги, помощник воспитателя, медицинская сестра.
Девиз проекта: «Быть здоровым – здорово!».
Методы реализации проекта: практические, словесные, наглядные.
Форма проведения: занятия, беседы, самостоятельная деятельность детей, игры, работа с родителями.
Публикация «Проект „Уроки здоровья“ для детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Принципы реализации проекта: доступность, систематичность и последовательность, наглядность и занимательность, динамичность, дифференциация.
Проблема: Как сохранить и укрепить здоровье детей?
Гипотеза: Мы предположили, что в процессе реализации проекта будут созданы условия для приобретения детьми опыта самостоятельной и совместной с взрослыми познавательной и продуктивно – творческой деятельности. Применение полученных валеологических знаний поможет детям изменить отношению к своему здоровью, к способам укрепления, что скажется на благотворном влиянии на здоровье детей.
Актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение множества задач, одной из которых является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья становится одной из главных социальных проблем, и наука о здоровье – валеология – стала интенсивно развиваться.
Научиться рассуждать о здоровье ребенок должен не со слов взрослых, а на основе собственного опыта. Знание ребенком основ гигиены, правил безопасной жизнедеятельности составляет фундамент формирования здорового образа жизни, способствующий эффективности всех оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении и семье. Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать стилем жизни.
Цель проекта:
формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.
Задачи:
• Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста;
• Формирование у детей элементарных представлений о человеческом организме (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
• Формирование навыков правильного поведения в экстренной ситуации;
• Расширение знаний детей о здоровье и происхождении болезней;
• Воспитание желания заботиться о своем здоровье;
• Развитие представлений о строении человеческого тела и назначении внутренних органов.
для педагогов:
• Повышение уровня профессиональной компетентности в ходе реализации проектной деятельности;
для родителей:
• Повышение педагогической культуры родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;
• Укрепление детско-родительских взаимоотношений путём проведения совместных мероприятий.
Ожидаемые результаты.
1. Полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Дети будут владеть важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).
3. Сформируются навыки правильного поведения в экстренной ситуации, умения избегать опасных положений.
4. Возможность переноса знаний и интеллектуальных способностей на конкретные ситуации жизни человека.
5. Родители будут привлечены к активному участию в решении организационных задач.
6. Повысится педагогическая культура родителей и их заинтересованность в ЗОЖ. Укрепятся детско-родительские отношения через совместное творчество и физкультурные мероприятия.
Механизм отслеживания результатов:
- анализ детской деятельности (рисунков, выставок, поделок);
- наблюдение за поведением и общением детей (усвоение норм и правил поведения);
- диагностика (поэтапная) знаний детей по теме проекта;
- беседы с родителями.
Проект представляет собой комплекс мероприятий, которые включают обширный материал, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек.
Реализация проекта:
1 этап: Подготовительный.
• Формирование проблемы.
• Определение задач.
• Изучение методической литературы по данной теме.
2 этап: Основной.
• Организация работы над проектом.
3 этап: Заключительный.
• Анализ результатов проекта.
• Итоговое занятие.
Продукт проекта:
• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
• Оформление лэпбука "Город здоровья".
• Спортивное развлечение «Праздник спорта и здоровья».
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный.
• Проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровьесберегающего поведения;
• Выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг и интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети подготовительной группы и их родители).
• Определить содержание проекта, прогнозирование результата.
• Обсудить с родителями и выяснить возможности, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
2 этап: Реализация.
Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «познавательное развитие», «социально-коммуникативное», «речевое», «физическое» и «художественно-эстетическое развитие», которые осуществляются в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.
Формы работы с детьми:
Непосредственно образовательная деятельность:
1. «Я человек – мой организм, мои чувства, мысли и поступки».
2. «Для чего нужна зарядка?».
3. «Изучаем свой организм».
4. «Откуда берутся болезни?».
5. «Витамины в жизни человека».
6. «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит».
7. «Чтобы глаза видели».
8. «Чтобы уши слышали».
9. «Держи осанку».
10. «Правила ухода за кожей».
11. «Зубы и уход за ними».
12. «Органы пищеварения».
13. «Дыхание, как мы дышим».
14. «Берегите здоровье смолоду».
15. «Пусть будут здоровыми наши ножки».
16. «Как беречь здоровье ребенка».
17. «Зимние каникулы».
18. «Зимние забавы».
19. «Основные правила пожарной безопасности».
20. «Лучший пешеход».
21. «А, Б, В водяного человечка».
22. «О правилах поведения в общественном транспорте».
23. «Правила пользования электроприборами».
24. «Предметы быта».
25. «Кошки и собаки наши друзья».
26. «Ядовитые растения, грибы и ягоды».
27. «Когда мамы нет дома».
28. «Каждому опасному предмету своё место».
29. «Сказка про Колобка».
30. «Воспитываем бережливых».
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов.
1. Ежедневная профилактическая работа:
Утренняя гимнастика, профилактическая гимнастика (дыхательная, осанка, плоскостопие, зрение) гимнастика пробуждения, проветривание, закаливание, физкультминутки, подвижные игры.
2. Беседы:
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу», «Как помочь себе и другому?», «Почему люди болеют?», «Как работает наш организм?», «Кто и как заботится о твоём здоровье?», «Как создать хорошее настроение?», «Если хочешь быть здоров», «Беседа о здоровье, о чистоте».
Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций. Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук, умывании (потешки).
3. Игры:
• Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», «Центр здоровья», «Кафе», «Детский сад», «Семья», «Больница».
• Дидактические игры: «Часы здоровья», «Умею - не умею», «Угадай, кто позвал», «Найди пару», «Угадай на ощупь», «Правила гигиены», «Хорошо или плохо», «Вредные или полезные», «Это можно или нет», «Мой день», «Опасно не опасно» и другие.
• Подвижные игры: «Тишина», «Ручеек», «Узнай, кто позвал», «Капкан», «Перетягивание каната», «Спорт для мальчиков и девочек», «Опасные ситуации», «Чей кружок быстрей соберется».
• Игры на развитие двигательного творчества: «Придумай – покажи». «Зарядка веселых мышат». «Зеркало». «Угадай – повтори», «Делай как я».
• Игры–драматизации: инсценировка отрывков: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Овощной карнавал».
4. Рассматривание иллюстраций.
5. Заучивание стихов, пословиц, поговорок о здоровье.
6. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», В. Радченко «Олимпийский учебник», С. Прокофьев «Румяные щеки», М. Безруков «Разговор о правильном питании», Г. Зайцев «Приятного аппетита», «Крепкие – крепкие зубки», А. Кутафин «Вовкина победа», А. Барто «Я расту» и «Девочка чумазая».
7. Пешеходные прогулки.
8. Встреча с врачом-педиатром (бабушка воспитанника).
Формы работы с родителями:
• Консультации «Здоровый образ жизни семьи», «Иммунитет и способы его укрепления», «Режим дня», «Двигательная активность и здоровье дошкольника», «Плоскостопие», «Советуем посадить дома», «Разумно есть - долго жить!», «Поговорим о воде».
• Памятки для родителей: «Профилактика плоскостопия у детей», «Здоровье – главное богатство человека», «Дыхательная гимнастика», «Игры нашего двора», «Профилактика нарушения осанки у детей», «Культура еды», «Гимнастика для глаз», «Нетрадиционные методы закаливания», «Волшебные точки», «Быть здоровым – это здорово!».
• Картотека «Подвижные игры».
• Родительское собрание «О здоровье всерьез».
• Советы: «Правильно одевайте детей», «Заповеди для родителей», «Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребенка», «Кодекс здоровья».
• Анкетирование.
• Поход в лес с развлечением «Мама, папа, я – спортивная семья».
3 этап: Заключительный.
• Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.
• Проведение с детьми спортивного развлечения «Праздник спорта и здоровья»
• Оформление выставки рисунков: «Быть здоровым – здорово!»
• Оформление книги «О здоровье всерьез!».
Показатели эффективности:
• Сформированы знания детей и осознанное понимание значимости ЗОЖ, желание заботиться о своем здоровье.
• Развиты умения детей в выборе поведения, поступков, приносящих пользу здоровью.
• Сформирована активная жизненная позиция у большинства участников проекта направленная на сохранение и укрепление собственного здоровья, создание условий для поддержания этой позиции.
Список используемой литературы.
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
2. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2009.
3. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/ С. А. Козлова. Коррекционно развивающие занятия с дошкольниками/ Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000.
4. ОБЖ. Подготовительная группа. Занимательные материалы/ Сост. Л. Б. Поддубная. – Волгоград: ИТД «Корифей».
5. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт. -сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2008.
6. Родительские собрания в детском саду. Старшая гуппа/ Авт. -сост. С. В. Чиркова. М. : ВАКО, 2014.
7. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
i]