Елена Масолова
Проект «Первый раз в первый класс»
▼ Скачать + Заказать документы
Название работы: «Первый раз в первый класс»
Тема проекта : Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе, по средствам игры.
Актуальность темы:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Публикация «Проект „Первый раз в первый класс“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Как помочь ребенку – дошкольнику стать учеником?
Важной составляющей подготовки к школе может стать знакомство ребенка со школой: как она выглядит, как устроена, каков школьный распорядок, чем занимаются дети в школе. Поэтому мы организовали тесную работу со школой.
Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни: режиму, необходимости спокойно сидеть на уроках и т. д. И поэтому актуальным по сей день остается вопрос мотивации к учебе.
Мотивация к обучению у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Обучение для дошкольника должно быть разнообразным, направленным на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации могут стать дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у школьника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.
Так как в дошкольном возрасте преобладает игровая деятельность, то осуществляется постепенная, щадящая подготовка ребенка к школе, вплетающая в игровую деятельность элементы учебной, то есть, опираясь на зону ближайшего раз-вития. В зону ближайшего развития входят умения и способности ребенка выполнять что-то, но при помощи взрослого, под его руководством, — то, что полностью самостоятельно ребенок еще не может делать (например, долго удерживать внимание, выполнять неинтересную работу и т. п.). Эти способности тренируются на занятиях в детском саду через различные игры.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх.
Данный проект выполняет задачи подготовки воспитанников к социальной позиции школьника. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития - ему будет трудно адаптироваться к школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория
ОО «Познание»
интеграция ОО – «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».
Тип проекта :
групповой,
долгосрочный (на 1 учебный год,
образовательный
игровой
Участники проекта :
воспитатель Масолова Е. В.
дети и родители группы № 2 «Солнышко»
1. Цель и задачи работы по проекту
Цель проекта : профилактика возможных трудностей ребенка при подготовке к школе.
Задачи проекта :
вызвать интерес и желание учиться в школе
помочь детям безболезненно подготовиться к школе
научить детей следовать инструкции взрослого, самостоятельно выполнять задания
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе и обучить их эффективным способам общения.
Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :
Технологии личностного подхода:
Коммуникативная (дискуссионная) - активизация дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставление их, поиск за счет обсуждения истинной точки зрения.
Деятельностная - активизация способности ребенка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
2. Основные формы реализации поставленных задач
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий с детьми Работа с родителями месяц
- Тест «Хочу ли я в школу»
- введение детей в работу по проекту - Экскурсия в школу Анкетирование «Готовность к школе» сентябрь
- Игра «Кто я? Какой я?» (Личностная готовность, Развитие самооценки)
- Час загадок и ребусов о школе Консультация «Ваш ребёнок первоклассник» октябрь
- Игра “Сегодня дошкольник и завтра школьник” (Мотивационная готовность)
- Игра «Я – ученик» Семинар «Умеете ли вы общаться с вашими детьми»
ноябрь
- Сюжетно ролевая игра «Школа»
- Просмотр мультфильма «Остров ошибок» Консультация «Кризис семи лет и как с ним справиться» декабрь
январь
- Мини олимпиада «Юные олимпионики» (совместно со школой)
- Игра «Копилка первоклассника» Посещение школы
февраль
- «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц)
- Учимся решать задачи
(задачи – шутки) Консультация «Роль семьи в процессе успешной подготовки к школьной среде»
март
- «Школьные правила» (Развлечение)
- Продуктивная деятельность «Мой портфель» Консультация «Готовность к школе – что это значит?» апрель
- Экскурсия в школу (Посещение комнаты славы)
- Тест «Хочу ли я в школу» Экскурсия в школу (Посещение комнаты славы)
май
3. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материал уголка школьника
ТСО: видеомагнитофон, телевизор
Список литературы:
1. «Дошкольное воспитание» за 1990 год №2-11;№12 1988 г. ,№3 2002 год
2. «Ребенок в детском саду» за 2009 год №2-6
3. Популярная психология для родителей. / Под ред. А. А. Бодалева. - М. : Педагогика, 1989
4. Формирование образа «Я – будущий школьник» у детей пяти-семи лет как педагогическая проблема. // «Начальная школа», №10-2004
5. «Хорошо ли вашему ребенку в школе?» А. Л. Венгер. // Популярная психология для родителей под ред. А. А. Бодалева. -М. : Педагогика, 1989
4. План работы и предполагаемый результат
План работы по проекту :
I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Срок реализации – сентябрь
Задачи:
провести тест для детей «Хочу ли я в школу»
организовать экскурсию в школу
провести анкетирование родителей
составить перспективный план по реализации проекта
изучить литературу, новые методики и технологии по вопросам готовности детей к школе
подобрать необходимый материал и литературу
Предполагаемый результат: будет собран необходимый материал для работы по проекту, определено наличие у детей желания учиться в школе
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (технологическая фаза, стадия реализации).
Срок реализации – октябрь – апрель
Задачи:
разработать конспектов игр-занятий
провести игры-занятия с детьми
провести консультации для родителей
организовать семинар для родителей «Умеете ли вы общаться с вашими детьми»
Предполагаемый результат: у детей проявится желание учиться в школе, дети осознают важность и необходимость учения, научатся легко вступать в контакт, правильно воспринимать ситуацию.
III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивная фаза)
Срок реализации – апрель - май
Задачи:
провести с детьми тест «Хочу ли я в школу»
провести итоговые мероприятия с детьми: развлечение «Школьные правила» и продуктивную деятельность «Мой портфель»
организовать экскурсию в школу (Посещение комнаты славы)
подготовить фото отчёт о проделанной работе по проекту
выступить на родительском собрании по итогам работы по проекту
провести анализ результатов по итогам реализации проекта
Предполагаемый результат: у детей будет развито желание учиться в школе, будет создана положительная учебная мотивация, это будет способствовать легкой подготовке ребёнка к школе.