Ольга Кремешная
Проект «Павлово-Посадские шали — чудо на наших плечах»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 48 «Журавушка»___
Московская область, город Балашиха, мкр. Авиаторов, ул. Третьяка, д. 9
Проект
«Художественно-эстетическое воспитание детей посредством знакомства с различными видами искусств и мира природы»
«Павлово-Посадские шали – чудо на наших плечах»
(Художественные промыслы Подмосковья)
Подготовила: Кремешная О. В.
воспитатель
Городской округ Балашиха
Московской области 2019
Публикация «Проект „Павлово-Посадские шали — чудо на наших плечах“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Посадка и выращивание растений
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Искусства изобразительные и прикладные таят в
себе огромные возможности для развития творческого
потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком
радости ручного труда как творчества»
Б. М. Немецкий
Павлово-Посадские шали.
Павлово-Посадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах.
Красный и чёрный, и синий -
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия,
Их берегут, словно честь.
Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павлово-Посадскую шаль!
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Русские народные ремесла – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах и тканях, способах их обработки, художественных приемах украшения.
Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, световосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Актуальность проекта
Развитие детского творчества в настоящее время является наиболее актуальной как в теоретическом, так и в практическом отношении. Речь идет о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей. Писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П. П. Блонский, Т. С. Шацкий, Н. П. Сакулина, Ю. В. Максимов, Р. Н. Смирнова и другие) отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с предметами народного промысла, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой и, как следствие, чужой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.
Проблема: Современные дети не видят ценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства решает эту проблему.
Цель проекта : Способствовать развитию познавательного интереса у старших дошкольников к истории и современности Павлово-Посадского платочного производства, к народному промыслу Подмосковья – Павлово-Посадской шали; реализация творческой изобразительной деятельности дошкольников, развитие интереса к русской народной культуре, посредством приобщения детей к народному творчеству.
Задачи проекта :
Образовательные:
- формировать у детей представления о Павлово-Посадской платочной мануфактуре, как о народном художественном промысле России;
- формировать представление о технологии изготовления платков, о разнообразии платочных изделий; об уникальности данного промысла;
- знакомить с историей и технологией развития производства Павлово-Посадских платков и их художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства;
- знакомить с разнообразным назначением платка.
- расширять представление о том, из каких материалов изготавливают, сколько людей, трудятся над рождением изделия
- овладеть необходимыми умениями и навыками исполнения орнамента Павлово-Посадских платков и традиционной «розочки», проявлять творчество, придумывая различные композиции.
Развивающие:
- развивать речь детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, творческие навыки, формировать эстетический вкус;
- развивать интерес к искусству оформления Павлово-Посадских шалей и расширять представления детей о городе Павловский Посад, о труде работников платочной фабрики.
Воспитательные:
- воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства;
- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры;
- воспитывать любовь и уважение к народным промыслам;
- способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ по вопросам нравственно-эстетического развития личности ребенка; к участию в проектной деятельности д/с.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их творческий опыт.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• формирование у детей представлений о Павлово-Посадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;
• формирование у детей знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
• развитие у детей устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных умений;
• воспитание у детей патриотических чувств.
Для педагогов:
•накопление и систематизация методического материала по данной теме;
•организация предметно-развивающей среды;
•создание буклетов и рекомендаций для родителей;
•совместная с родителями организация выставки «Павлово-Посадские платки»
Для родителей:
• вместе с детьми принимают участие в проектной деятельности, организованной педагогами ДОУ;
• развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми, к знакомству с народным творчеством.
Пути решения поставленных задач:
- развитие познавательного интереса дошкольников посредством совместной деятельности с воспитателем и родителями;
- ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства;
- осуществление воспитательно-образовательного процесса;
- развитие детского творчества;
- чтение и разучивание стихов про Павлово-Посадские шали;
- достижение плодотворных результатов по художественному творчеству в аппликации, рисовании.
Паспорт проекта
Название: «Павлово-Посадские шали – чудо на наших плечах»
Вид проекта :
-групповой, краткосрочный
Сроки реализации проекта : с 18.03.2019г. по 27.03.2019г.
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Возраст детей: 6-7 лет
Методы и приё мы:
словесные – беседы, рассказы воспитателя и детей, чтение художественной литературы;
наглядные – презентации, мультфильмы, наблюдения;
игровые – дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры;
практические – проблемные вопросы, самостоятельные и коллективные наблюдения.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный.
II этап-организация деятельности в рамках проекта.
III этап – завершающий.
Первый этап
1. Подбор литературы.
2. Подбор наглядно-дидактического материала (иллюстрации с элементами Павлово-Посадской росписи).
3. Составление презентации по теме.
4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
5. Подбор консультаций и рекомендаций для родителей.
Второй этап
Планирование работы в рамках проекта Формы работы с детьми:
*Беседа «Павлово-Посадский платок. Его история»
*ООД «Русский платок»
*Д/и «Подбери ленточку»
*Беседа (с иллюстрациями) «Город на Клязьме»
* Работа в книжном уголке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий, наглядно –демонстрационных материалов
*Пополнение коллекции экспонатов мини-музея «Город мастеров»
*Настольно-дидактическая игра «Собери платок»
*ООД «Павлово-Посадские платки»
*Разучивание стихов про Павлово-Посадские платки
*Настольно-дидактическая игра «Сочетание цветов».
*Раскрашивание цветочных узоров. Формы работы с родителями
*Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста»
*Поиск наглядно-иллюстративного материала по теме с привлечением родителей
*Поиски заучивание с детьми русских народных поговорок и пословиц о рукоделии, ремесле русского народа.
* Консультация для родителей «Роль народного декоративно – прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»
* Разучивание песен: «Русские умельцы» и «Русский сувенир»
*Разучивание музыкальной игры «Передай платок по кругу»
*Разучивание хоровода с Павлово-Посадскими платками
* Рисование на тему: «Цветочные узоры»
* Рисование на тему: «Павлово-Посадский платок».
Третий этап – завершающий
1. Собрания методических и практических материалов, результатов проделанной работы, подведение итогов.
2. Награждение семей благодарственными письмами и грамотами, принявших активное участие в проекте.
3. Презентация конечного продукта. Организация выставки «Павлово-Посадские платки».
4. Завершение проекта, анализ, подведение итогов.
Итоги проекта :
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.
Проект «Павлово-Посадские шали – чудо на наших плечах», построенное с использованием культурно - воспитывающей технологии, позволяет педагогу выявить и развить задатки и способности каждого ребёнка.
Предполагаемый результат проекта был достигнут.
В заключение хочется сказать о том, что созданные более трехсот лет назад Павлово-Посадские шали и платки, позиционируются как произведение искусства и являются визитной карточкой нашей страны.
Носите их с гордостью!
Список литературы:
1. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :Просвещение, 2006.
3. Клиентов А. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-Пресс, 2012.
6. Толстухина Н. В., Полосина Т. А. «Павлово-Посадские шали» - М. : «Интербук - бизнес», 2007.
7. Проведение Фольклорных Праздников в школе М. И. Алдошина (Педагогическое общество России Москва 2005 г)
8. Русские народные праздники в детском саду М. Ю. Картушина (Творческий центр Москва 2007 г).