Лилия Лаврищева
Конспект интегрированного занятия «Наше Подмосковье. Павловопосадские платки и шали»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия подготовительной логопедической группе "Наше Подмосковье. Павлово-Посадские платки и шали»
Воспитатель: Лаврищева Лилия Георгиевна
Цель: приобщать детей к народно-прикладному искусству.
Задачи:
- познакомить детей с деталью женской одежды – платком;
- дать представления об истории возникновения платка
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Наше Подмосковье, Павловопосадские платки и шали“» размещена в разделах
- познакомить с историей и технологией развития производства павлово-посадских платков;
- упражнять составлении узора павлово-посадской росписи;
- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры;
- закреплять умение детей выполнять работу коллективно;
- развивать познавательный интерес, внимание и память детей;
- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;
Оборудование:
- павлово-посадские платки;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ноутбук
- гуашь;
- вода;
- поролон;
- трафареты (роза, ромашки, васильки, листья);
- белый платок с бахромой;
- салфетки влажные;
- подносы;
- скотч;
- гжельская посуда;
- хохломская посуда и мебель;
- богородская игрушка;
- жостовские подносы;
- городецкие доски;
- дымковские игрушки;
Предварительная работа: рассматривание павлово-посадских платков по книге «Художники Павловского Посада»
Ход занятия.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята, к нам сегодня в гости пришли ваши родители и воспитатели. Давайте поприветствуем их!
(дети здороваются с взрослыми).
Мы много с вами говорили о народных промыслах, посмотрите, как красиво в нашем зале. Он напоминает ярмарку, на такие ярмарки привозили товар со всех городов.
Воспитатель: Кто мне подскажет, откуда эта красота? Как она называется?
(Ответы детей) : гжель, хохлома, дымково, жостово, городец…
Воспитатель: Вот мы с вами посмотрели много изделий. А теперь я хочу рассказать о чудо - одеянии! Давайте заглянем в мой волшебный сундучок, там спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое. Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это?
Дети: Платок.
Воспитатель: Все верно! Народные промыслы - это маленькая частица народного творчества нашей огромной Родины и подошли мы с вами к уголку павлово- посадких платков. А сейчас я вам хочу показать фильм о городе Павловский Посад, который расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы 68 км к востоку от Москвы. Где производят знаменитые на весь платки и шали, а поможет мне в этом презентация «Платки и шали»
Демонстрация фильма.
(слайды)
Воспитатель читает стихотворение:
Посмотрите на платок,
На платке расцвёл цветок!
Красный, жёлтый, голубой - удивительный такой!
Посмотрите на платок :
Вот зелёненький листок,
Завитки как кружева,
Словно мягкая трава.
На платке богат узор -
Цветом красок ярких, ярких
Лучше не найти подарка!
На белом фоне красивые розы
Лилии, маки, ромашки, подснежники
Ими повязаны девичьи головы
Глазки лукавые
Личики нежные
(показ слайдов с изображением платков и современной одежды с узорами павлово-посадской росписи)
Цвет фона у платка может быть бардовым, кремовым, зеленым, красным, черный. Посмотрите, как нанесен узор из цветов. Чаще всего цветы располагаются по кайме и углам, а середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками. Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка, правда? Не одно поколение мастеров работало на фабрике.
Воспитатель: А теперь наши девочки продемонстрируют нам платки.
Дефиле платков (народная музыка)
(Читают дети)
Этот город маленькое чудо
Среди достойных взгляду мест.
Разносит ветер весть повсюду –
Прекрасней шалей в мире нет!
Они – тепло родного края,
Небесных сил благословенье.
В них светом сказочным играя,
Живут бессмертия мгновенья.
Дивятся все, лишь раз увидев
Узор, раскинутый на шали.
Кто смог придать дыханье нити,
Чтобы все краски зазвучали?
Чтобы ожили в одночасье
Полей цветущие мотивы,
Земли родной вбирая счастье.
Как удивительно красивы,
Воздушны нежности узоры!
В них сохранив к мечте полёт,
К себе притягивая взоры,
Душа художника живёт.
Не от того ль теплом согреты
И поразительно легки,
Ложась на плечи тихим светом,
Людьми, рожденные платки.
Наш город - Павловский Посад,
Наш символ - красочные шали!
В России праздничней наряд
Увидеть сможем мы едва ли.
Воспитатель: Мы с вами посмотрели фильм, девочки вам продемонстрировали платки, А какой основной узор используют художники? (цветы, листья). Главные цветы - розы, но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц. На платках есть цветы собранные в букеты, а есть разбросанные по полю.
Воспитатель: А где располагаются цветы на платке (в центре, по сторонам, в углах).
Воспитатель: Мы с вами видим, что по краю платков есть бахрома (ее пришивают, а есть такие платки, где ее вяжут в ручную.
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили какие основные элементы используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. И я хочу вам предложить сделать свой платок, для этого мы с вами станем мастерами и мастерицами.
Воспитатель: Давайте подойдем к столу, я дома сделала заготовку платка (белая ткань, обшитая бахромой)
- Какой он формы? (квадрат)
- А чего не хватает, не пойму? (узора)
- Как располагаются цветки на платках? (в центре, в углах, по сторонам)
Воспитатель: Давайте разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветы закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Я показываю технику рисования, (но хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы берем только краску и только чуть-чуть воды). Набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Дети рисуют (звучит русско-народная музыка).
По завершению работы, дети делятся впечатлениями.
Итог занятия :
- С какими платками мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные платки?
- Как можно в современной одежде использовать платок?
Воспитатель:
- Молодцы! Какой чудесный у вас получился платок. Вижу – все у нас сегодня постарались.
Что вам понравилось на занятии? Вы бы подарили такой платок своим родным.