Ирина Травникова
Проект «Павлопосадские шали — чудо на наших плечах»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Павлопосадские шали-чудо на наших плечах»
Паспорт проекта
Название: «Павлопосадские шали-чудо на наших плечах»
Вид проекта :
-межпредметный
-творческо-продуктивный
-групповой
- продолжительность: (1 неделя)
Сроки реализации проекта : с 29.07.2019г. по 02.08.2019г.
Участники проекта : воспитатели, дети смешанной группы, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Авторы проекта : Травникова Ирина Петровна, Корчагина Елена Сергеевна.
Публикация «Проект „Павлопосадские шали — чудо на наших плечах“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Актуальность проекта : Современные дети не видят самоценности вещей, которые их окружают. Очень часто ценность каждой вещи они определяют суммой, за которую её купили родители в магазине. И не понимают, что она ценна трудом, который в неё вложен. Знакомство с видами декоративно – прикладного искусства решает эту проблему. В процессе изучения этапов работы, в процессе самостоятельной творческой деятельности, у детей начинают формироваться навыки культуры трудовой деятельности, и они начинают ценить свой и, как следствие, чужой труд. А значит осознавать ценность каждой вещи и бережней к ним относиться.
Предпосылки: Системно - деятельностный подход в проекте, пробные действия ребёнка делают этот проект актуальным задачам федеральных государственных образовательных стандартов.
Цель проекта :
- формировать у детей познавательный интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом (Павлопосадские платки)
- организация художественно - продуктивной и творческой деятельности
- повышение эффективности отношений между родителями и детьми
Задачи проекта :
- Сформировать у детей представления о Павлопосадской платочной мануфактуре, как о народном художественном промысле России; о технологии изготовления платков, о разнообразии платочных изделий; об уникальности данного промысла;
- Содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, творческие навыки, формировать эстетический вкус;
- Способствовать привлечению родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ по вопросам нравственно-эстетического развития личности ребенка; к участию в проектной деятельности д/с;
- Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, уважение к труду народных мастеров.
Гипотеза проекта : если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, обогатит их творческий опыт.
Планируемые результаты:
Для детей:
• формирование у детей представлений о Павлопосадских платках, как об одном из видов декоративно - прикладного искусства;
• формирование у детей знаний об истории промысла, об особенности цветочных узоров;
• развитие у детей устойчивого интереса к знакомству с различными видами декоративно-прикладного искусства; развитие чувства цвета, композиционных умений;
• воспитание у детей патриотических чувств.
Для педагогов:
•накопление и систематизация методического материала по данной теме;
•организация предметно-развивающей среды;
•создание буклетов и рекомендаций для родителей;
•совместная с родителями организация выставки «Павлопосадские платки»
Для родителей:
• вместе с детьми принимают участие в проектной деятельности, организованной педагогами ДОУ;
• развитие у родителей интереса к совместным занятиям с детьми, к знакомству с народным творчеством.
Пути решения поставленных задач:
Развитие познавательного интереса дошкольников посредством совместной деятельности с воспитателем и родителями
Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства
Осуществление воспитательно-образовательного процесса
Развитие детского творчества
Чтение и разучивание стихов про Павлопосадские шали
Достижение плодотворных результатов по художественному творчеству в аппликации, рисовании.
Формы работы с детьми
- Беседа «История Павлопосадского платка»
- Беседа (рассматривание иллюстраций)
- «Город на Клязьме»
- Работа в книжном уголке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий, наглядно – демонстрационных материалов
- образовательная деятельность «Павлопосадские шали»
- Чтение и разучивание стихов про Павлопосадские шали
- Раскрашивание цветочных узоров
Ресурсы, задействованные в ходе реализации проекта :
Во время подготовки проекта участники проекта могут пользоваться любыми источниками: интернет-ресурсами, журналами, книгами, фотоматериалами.
Продукт проекта :
1. Совместная с родителями организация выставки «Павлопосадские платки».
2. Сбор и обработка методических, практических материалов, соотнесение
поставленных и прогнозируемых результатов, подведение итогов.
Содержание проекта
Предварительная работа.
1. Подбор литературы.
2. Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи и др.).
3. Подготовка презентаций по теме.
4. Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
5. Подбор статей, консультаций, рекомендаций для родителей.
Работа с родителями.
1. Привлечь родителей к поиску наглядно-иллюстративного материала по теме.
2. Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста».
3. Организация для родителей информационного уголка «История чудо-шали».
4. Консультация для родителей «Роль народного декоративно – прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей».
Итоговое мероприятие.
Организация выставки «Павлопосадские платки»
Описательная часть.
1. Беседа с детьми. Дети знакомятся с историей Павловопосадского платка, с элементами, характерными для росписи.
- Географическое положение г. Павловский Посад;
- История возникновения шали;
- Работники платочной фабрики;
- Названия различных шалей.
Поэтапное развитие проекта «Павловопосадские шали»
Этапы Содержание
1. Выбор темы проекта Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей. Инициатор – воспитатель.
2. Планирование -Составление плана
проведения мероприятий в рамках проекта «Павлопосадские шали» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта, базовые знания – формирование у детей представления о павлопосадской платочной мануфактуре, истории возникновения шали; видах, способах ношения, названии различных шалей.
3. Реализация проекта
Задача воспитателя: - Развитие познавательного интереса дошкольников посредством совместной деятельности с воспитателем и родителями
- Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства -Осуществление воспитательно-образовательного процесса
- Развитие детского творчества -Чтение и разучивание стихов про Павлопосадские шали-Достижение плодотворных результатов по художественному творчеству в аппликации, рисовании.
4. Презентация Презентация конечного продукта. Организация выставки «Павлопосадские платки».
5. Завершение проекта Анализ, подведение итогов.
Содержание и этапы реализации проекта :
(план проведения мероприятий)
Сроки Действия по реализации проекта
- Беседы с детьми и родителями;
- История павловопосадского платка; - Виды павлопосадских платков;
-Техника нанесения рисунка;
-Создание павлопосадских платков;
- Как носить павлово-посадский платок или шаль?
-Выставка рисунков в группе;
-Консультация для родителей «Роль народного декоративно –прикладного искусства в художественно-эстетическом развитии детей»;
-Открытое занятие в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству «Красота павлопосадской шали»;
- Мастер–класс для родителей
"Красота павловопосадских платков"
- Создание стенда для родителей «Чудо-платки»
Совместная с родителями организация выставки «Павлопосадские платки»;
Организация выставки «Павлопосадские платки
Образовательная область Непосредственно-образовательная деятельность
1 Социально – коммуникативное развитие * Беседа и подбор наглядно-дидактического материала (иллюстрации с элементами павлопосадской росписи);
*Подбор консультаций и рекомендаций для родителей;
*Беседа «Павлопосадский платок. Его история»;
*Беседа «Русский платок»;
*Беседа (с иллюстрациями) «Город на Клязьме»;
*Беседа «История павловопосадского платка»;
*Беседа «Виды павлопосадских платков»;
*Беседа «Техника нанесения рисунка»; *Беседа «Создание павлопосадских платков»;
* Беседа «Как носить павлово-посадский платок или шаль?»
*Круглый стол «Павлопосадские платки»;
2. Художественно-эстетическое развит
*Раскрашивание цветочных узоров;
*Рисование на ткани;
*Рисование с помощью трафаретов;
*Занятие по аппликации (учить располагать орнаментальный узор на квадрате);
*Занятие по изобразительной деятельности «Платочные мотивы»;
* Аппликация "Русский народный платок";
*Составление узоров определенного вида народно-декоративно-прикладного искусства;
*«Изготовление салфеток» из бумаги;
*Интегрированное занятие «Русские узоры»
3. Речевое развитие *Разучивание стихов про Павлопосадские платки.
* Подбор литературы.
* Работа в книжном уголке: рассматривание тематических альбомов, книг, фотографий,
наглядно – демонстрационных материалов;
* Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Г. Рудина «Павловские шали», и Н. В. Казак «Цветы на платке» -краткий пересказ;
* Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Куда уехал цирк»;
* Чтение и заучивание стихотворения «Посадские платки»
4. Познавательное развитие *Настольно-дидактическая игра «Сочетание цветов»;
*"Масленица-кривошейка, повстречаем тебя хорошенько! " *«Праздник русского платка» -дидактическая игра
* Дидактическая игра: «Кто назовет больше цветов»,
* Дидактическая игра: «Составь цветок из частей»,
* Дидактическая игра: «Путешествие по стране цветов»
5. Физическое развитие *Игра «ПЛАТОК»
*Игра «Соберёмся под платочком»;
*Русские забавы - прыжки через препятствие;
* Физкультминутка по математике: «Утренняя зарядка»
Итоги проекта :
Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы связано с тем, что главное условие развития современного общества – человек, способный к творческому созиданию. Именно формирование творческих качеств личности (наряду со многими другими качествами) необходимо начинать с детского возраста.
Занятие «Павлово-Посадские шали», построенное с использованием культуро- воспитывающей технологии, позволяет педагогу выявить и развить задатки и способности каждого ребёнка.
Предполагаемый результат проекта был достигнут :
- Совместно с родителями была организована выставка «Павлопосадские платки».
В заключение нашего занятия хочу вам сказать о том, что созданные более трехсот лет назад Павлово-Посадские шали и платки, позиционируются как произведение искусства и являются визитной карточкой нашей страны. Одевайте их с гордостью!
Список литературы:
1. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
2. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :Просвещение, 2006.
3. Клиентов А. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003.
4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-Синтез, 2012.
5. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство-Пресс, 2012.
6. Толстухина Н. В., Полосина Т. А. «Павлопосадские шали» - М. : «Интербук - бизнес», 2007.
7. Проведение Фольклорных Праздников в школе М. И. Алдошина (Педагогическое общество России Москва 2005 г)
8. Русские народные праздники в детском саду М. Ю. Картушина (Творческий центр Москва 2007 г).