Оксана Шарамок
Проект Патриотический для детей средней группы на тему: «Я — родился в России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32» Яблонька» общеразвивающего вида г. Алапаевск
Проект
Патриотический для детей средней группы
на тему :
«Я – родился в России»
Автор проекта :
Воспитатель:
Шарамок Оксана Ивановна
Свердловская обл., г. Алапаевск
«Детский сад № 32 «Яблонька»
2016
Содержание
с.
Введение…. 3
Публикация «Проект Патриотический для детей средней группы на тему: „Я — родился в России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Паспорт проекта…. 4
Мотивация деятельности по реализации проекта…4
Актуальность проекта….5
Проблема проекта…6
Основание актуальности проблемы…. 6
Цель и задачи проекта «Я – родился в России» …7
Ожидаемые результаты…. 8
Материально-технические ресурсы, необходимые
для выполнения проекта…8
Этапы проведения и реализации проекта….9
Результаты проекта…. 12
Критерии оценки результата…13
Вывод…. 13
Программно – методическое обеспечение…. 14
Введение
«Русский народ не должен терять своего нравственно-патриотического авторитета среди других народов, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний» Д. С. Лихачев
Очень важно помнить историю своей Родины. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма.
Народная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Паспорт проекта
Название проекта : «Я – родился в России»
Тип проекта : Патриотический познавательно-творческий
Участники проекта : дети среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет, родители воспитанников (законные представители, воспитатели группы
Продолжительность: краткосрочный (1 марта – 30 марта 2016 г.)
Географическое положение: г. Алапаевск МБДОУ «Детский сад № 32»
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительно-проектировочный
2 этап – Практический
3 этап - Обобщающе-результативный
Области интеграции: познание, художественная литература, музыка, художественное творчество, социализация, труд, безопасность, физическая культура.
Мотивация деятельности по реализации проекта
В ходе беседы о народах мира и рассматривания иллюстраций костюмов народов мира дети задали вопрос: «А почему мы не ходим в таких костюмах сейчас?». При объяснении детям причин этого возникло много других вопросов, касающихся этой темы. Учитывая, заинтересованность детей и значение социально-личностного развития детей было принято решение расширить представления детей о Родине. Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма.
Актуальность проекта
Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время смяты нравственные патриотические и гражданственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в агрессивности. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Решить проблему можно только воспитав новое поколение с твердыми нравственно-патриотическими устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей народной культуры, любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Я – родился в России».
Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности с активной социальной позицией, самостоятельные, гуманные, творческие, интеллектуально развитые, гражданско-патриотические.
Проблема проекта
Детей необходимо приобщать к народным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям народной культуры, любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса. Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Основание актуальности проблемы.
Национальная доктрина образования в РФ определяет проблемы воспитания патриотов России, сознательных граждан правового, демократического государства в числе приоритетных целей и задач образования. В этом проявляется воля государства - принять на себя ответственность за воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, уважительным отношением к традициям и культуре русского народа, Родине.
В условиях ослабления патриотического воспитания в России, полагаем, что будет правильным, если национальным российским традициям и ценностям, достижениям национальной российской культуры, региональной культуры будет отдано приоритетное значение.
Не умаляя в воспитании роли общечеловеческих ценностей, мы, полагаем, что особенно сейчас нужно работать над тем, чтобы и любовь к Родине, любовь к России на весьма сложном этапе её истории была приоритетной и незыблемой для подрастающего поколения.
Цели и задачи проекта «Я – родился в России»
Цель: формирование гражданских и патриотических чувств, чувства любви к Родине, родному краю, городу у детей среднего дошкольного возраста; знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях русского народа.
Задачи:
• Знакомство с жизнью и бытом русского народа;
• Приобщение к нравственным ценностям, старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству;
• Воспитание любви и уважения к своему народу, его культурному богатству и разностороннему таланту;
• Освоение этических норм на основе фольклорных традиций, народных сказок, загадок, потешек, скороговорок, народных песен, русских народных игр;
• Привить детям, любовь к народно - прикладному искусству, формировать художественно - эстетический вкус;
• создать предметно - развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
• Подведение детей к осознанию собственной принадлежности к Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого сообщества;
• Дать первоначальные знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности;
• Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье.
Ожидаемые результаты
1. расширение представлений детей о русских народных традициях;
2. повышение уровня практических умений детей в художественном творчестве;
3. выставки детского творчества;
4. обогащенная предметно-развивающая среда за счет систематизированного литературного и иллюстрированного материала;
5. Проводить традиционные проводы масленицы, другие народные праздники;
6. оснащение дидактическими играми;
7. установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;
8. При помощи родителей создать мини-музей «Светелка» и обогатить экспонатами;
9. Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по патриотическому воспитанию детей.
Материально-технические ресурсы, необходимые
для выполнения проекта
1. подбор исторической литературы,
2. подбор произведений русского народного творчества,
3. подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки,
4. подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
5. дидактические игры,
6. выставки книг, рисунков, поделок,
7. создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
8. экспонаты в мини-музее,
9. электронные презентации.
Этапы проведения и реализации проекта
1) этап – Подготовительно-проектировочный
1. Подобрать необходимую литературу, развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями и плясками, материал для игровой деятельности детей, для успешной реализации проекта.
2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, привлечь их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
4. Составить перспективный план мероприятий.
2) этап – Практический
Познание: НОД с использованием ИКТ «Откуда к нам пришла
Масленица?»; просмотр видеофильма «Как на Руси Масленицу встречали»;
просмотр иллюстраций, фотографий в познавательных энциклопедиях как
жили в старину на Руси; обследование материалов, применяемых в русских
народных промыслах (разные виды посуды, игрушек-самоделок, деталей
праздничной одежды и головных уборов); знакомство с происхождением звука
из разных народных музыкальных инструментов: дудочка, гусли, гармошка,
балалайка, трещотка и т. д. ; знакомство с русским народным декоративно
прикладным искусством [10]; познакомить детей экспонатами группового мини
музея; рассказать об устройстве русской избы; познавательная беседа «Русская
народная игрушка» [7]; НОД «Что расскажет нам русская прялка»; беседа
«Детям о царской семье Романовых»; Беседа «Дети о своем родном городе» с
показом презентации г. Алапаевск [4].
Речевое развитие: разучивание стихов о Родине, разучивание стихов для праздника «Широкая Масленица»; речевая игра «Рассели по домикам»; составление рассказа по иллюстрациям; повтори скороговорку.
Чтение художественной литературы: русские народные песенки, потешки, заклички, пословицы и поговорки [3]; Т. Александрова «Домовенок Кузя»; «Мифы русского народа» [1]; сказка «По щучьему веленью»; Русские народные сказки [11].
Социализация: дидактические игры: дидактические игры «народные росписи» (Обведи и раскрась, Парные картинки, Собери целое, Подбери пару); пазлы «Изба»; «Выложи Российский флаг, герб г. Алапаевска».
Художественное творчество и продуктивная деятельность:
Аппликация: Русская матрешка; Русский народный платок; Царская корона; Коллективная работа «Центральная улица города».
Рисования: роспись посуды «Гжель»; Русская барыня; Дымковская барыня сударыня [6]; Моя родная улица; Флаг России; нетрадиционный метод рисования «Русская деревня»; рисование с элементами аппликации «Белая Берёза».
Лепка из соленого теста «Барыня сударыня»; пластилинография «Поднос хохлома».
Труд: соберем дрова для печи; мытье глиняной посуды.
Безопасность: беседы — «Нам огонь не друг», «Правила обращения с острыми инструментами».
Физическая культура: комплекс общеразвивающих упражнений «Мы богатыри»; хороводные игры: «Карусель», «Веснянка», «Ручеек», «Матрёшки»; подвижные игры: перетягивание каната «Богатыри», «Ручеёк», эстафета с блинами.
Музыкальная деятельность: слушание аудиозаписей и разучивание русских народных песен: «Ой, блины, блины, блины», «Широкая Масленица», частушек и закличек, «Весняночка»
Формы взаимодействия с родителями :
информационный стенд «Широкая масленица»
памятка «Масленичная неделя»
папка- передвижка «Старинные обычаи и традиции»
конкурс по изготовлению куклы - самоделки «Тайна русских лоскутков» (семейное творчество, оформление мини-выставки
участие в оформлении мини-музея в группе «Светелка»
3) этап – Обобщающе-результативный
Проведен праздник «Широкая Масленица»
Открытое занятие “Наше прошлое и настоящее”
Конкурс по изготовлению куклы-самоделки.
Коллективная работа «Центральная улица города»
Выставка продуктов детской деятельности.
Оформлен мини-музей «Светелка»
Презентация проекта «Я – родился в России»
4) этап - Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Результаты проекта
• У детей сформированы знания о русской народной культуре;
• Оформлены альбомы по народной русской культуре;
• Оформлен «Мини-музей «Светелка» в группе;
• Проведен русский народный праздник «Масленица» и игры с детьми.
• Проведено открытое занятие «Путешествие в прошлое и настоящее»
• Дети используют в активной речи потешки, считалочки, загадки;
• Умеют играть в русские народные подвижные, хороводные игры, используя считалки;
• Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства;
• Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
• Знание истории русского народного костюма, головных уборов, быта;
• Созданы альбомы по народно - прикладному искусству,
• Сформировано представление о росписи, узнают росписи - хохломская, гжель, дымковская;
• Знают историю и достопримечательности города Алапаевска;
• Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта.
Критерии оценки результата
Установление социально-коммуникативных контактов между детьми,
родителями и педагогами; активная деятельность детей и родителей в ходе реализации проектных мероприятий.
Вывод
Проект «Я – родился в России» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины. Также важным аспектом патриотического и правового воспитания является формирование чувства гордости за свой родной город, свою страну.
Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к своей стране, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны.
Конечно, в рамках одного проекта не представляется возможным охватить все проблемы патриотического воспитания в образовательном пространстве ДОУ. Проект показал необходимость дальнейшей работы в этом направлении.
Программно - методическое обеспечение
1. Александрова О. В., Ломоносовская энциклопедия дошкольника / Александрова О. В. – М. : Эскимо, 2012. – 320 с. : ил. – (Ломоносовские энциклопедии).
2. Азбука хорошего поведения / А. А. Усачев; Худож. А. Н. Лукьянова. – М. : РОСМЭН, 2015. – 64 с. : ил. – (Детская библиотека РОСМЭН).
3. Вьется, вьется хоровод: русские народные заклички, приговорки, песни [Текст] / авт. -сост. Г. И. Науменко. – М. : Детская литература, 1983. – 72 с.
4. Алешина, Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом: конспекты занятий [Текст] / Н. В. Алешина. – М. : ТЦ «Сфера», 1999. – 112 с.
5. Жирякова И. В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику» Управление ДОУ 2008 № 4
6. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий [Текст] : метод. рекомендации / И. А. Лыкова. – М. : И. Д. «Цветной мир», 2015. – 145 с.
7. Латышина, Д. И. Традиции воспитания детей у русского народа [Текст] / Д. И. Латышина. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
8. Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
9. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду [Текст] / М. Ю. Новицкая. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 200 с.
10. Скорлупова, О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Цикл занятий [Текст] / О. А. Скорлупова. – М. : Скрипторий-2003, 2008. – 128 с.
11. Чиндилова О. В., Наши книжки. Пособие по художественно эстетическому развитию для детей. В 2 ч. Ч. 2 (4-5лет) / О. В. Чиндилова, А. В. Баденова. – М. : Баласс, 2014. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100», Образовательная программа «Детский сад 2100»).
12. Штанько И. В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.