Юлия Кудливская
Проект познавательный, нравственно-патриотический, художественно-эстетический. Для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "К истокам народной культуры через ознакомление детей с народно - прикладным искусством"
I. Вводная часть:
Проблема: К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Взрослые не видят необходимости знакомить детей с культурой своего народа. Многие не проявляют вообще интереса к ней, другие не видят ценности в народном достоянии. Да и рассказать то им нечего, ведь они сами ничего не знают. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. А тем более взрастить в детях желание продолжать наследие своего народа.
Публикация «Проект познавательный, нравственно-патриотический, художественно-эстетический, Для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность: Знакомство с народной культурой было актуально на продолжении всего человеческого рода:
- Закон РФ «Об образовании» - необходимо уже в дошкольном возрасте формировать самосознание ребенка, как гражданина страны, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
- Культурно – историческая теория Л. С. Выготского - овладение культурой - главный источник развития личности человека.
- Цель нравственно патриотического воспитания - привитие любви к Родине, к культуре её народа.
- Требования к ФГОС: «ДОУ должно создать условия для формирования основ патриотического сознания дошкольников, сформировать представления о социокультурных ценностях народа».
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров. «Именно в это время закладываются корни гражданственности. Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества» (Сухомлинский). Как мы видим поднятая нами тема является глобальной.
Народно - прикладное искусство определяется как вид искусства, направленный на создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественную обработку утилитарных предметов (утвари, мебели, орудий труда, одежды, игрушек и т. д.). В отличие от всех других видов оно имеет самое прямое отношение к традициям народной культуры, поскольку в ней содержится весь потенциал народа, складывавшийся веками и передающийся из поколения в поколение. Декоративно-прикладное искусство представляет собой большое социальное и художественное явление, которое называют «наглядным и морально-эстетическим кодексом народа». Это - многофункциональное явление. Выполняет практическую, обрядовую, эстетическую, идейно – смысловую, воспитательную функции, которые находятся в неразрывном единстве.
Актуальность данной проблемы состоит ещё и в том, что в дошкольных учреждениях нет системы по глубокому ознакомлению дошкольников с народно – прикладным искусством. Этот проект даст детям знания о наиболее известных народных промыслах, научит выполнять узоры декоративных росписей и гордиться культурным наследием своего народа.
Гипотеза: знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания. А значит, народная культура будет жить в веках, и пополняться новыми достижениями.
Новизна проекта: Данный проект станет эффективным в формировании личности ребёнка, его патриотизма и системного подхода по формированию знаний о народно – прикладном искусстве и воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к народной культуре.
Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно – прикладным искусством.
Задачи проекта:
Задачи для педагогов (общие):
Образовательные:
- Расширить представления детей о многообразии изделий народно – прикладного искусства: Дымка, Хохлома, Городец, Гжель;
- Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий этих промыслов.
Развивающие:
- Формировать представления о социокультурных ценностях русского народа;
- Формировать гражданственно – патриотического отношение и чувство сопричастности к культурному наследию своего народа;
- Формировать представление о значимости культурного прошлого для будущих поколений;
- Совершенствовать технические умения и навыки при росписи бумажных силуэтов изделий мастеров народных промыслов;
- Активизировать и расширять словарный запас детей;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народно – прикладного искусства.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;
- Воспитывать у детей чувство причастности к культуре своей Родины, желание дорожить её прошлым, как достоянием;
- Воспитывать патриотизм и чувство гордости за Отчизну и её культуру.
Задачи для детей 5 – 6 лет:
- Дать элементарные знания о народных промыслах: дымковской, городецкой, хохломской и гжели;
- Знакомить с цветовым строением и элементами композиции;
- Знакомить со спецификой создания узоров;
- Учить создавать узоры на бумажных листах в форме народных изделий.
Задачи для детей 6 - 7 лет:
- Учить выделять и передавать цветовую гамму народно – прикладного искусства определённого вида;
- Закрепить умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек, используя характерные для народного промысла элементы узора и цветовую гамму.
Задачи для детей:
- внимательно слушать рассказ педагога;
- узнавать произведения народных промыслов на фотографиях и иллюстрациях;
- выполнять росписи бумажных силуэтов по собственному желанию;
- стараться научиться техническим умениям и навыкам;
- гордиться произведениями народной культуры и своей Родиной.
Задачи для родителей:
- Расширять представления детей о народно – прикладном искусстве;
- Поддерживать педагогов в реализации проекта.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: познавательный, нравственно – патриотический.
Предмет исследования: народно – прикладное искусство.
Адресация проекта: дети, педагоги, родители.
Проблема исследования: у детей, которые мало знают об истоках народной культуры, чувство патриотического самосознания будет на низком уровне. У них не будет сформировано представление о социокультурных ценностях своего народа.
Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв № 12 «Радуга».
Автор проекта: воспитатели подготовительной группы Кудливская Ю. А., Кондакова Е. В.
Участники проекта: дети группы № 9 «Петушок» –26 чел., воспитатели – 2 чел., родители – 26 чел.
Возраст воспитанников: 5 – 6, 6 - 7 лет.
Направленность развития деятельности: групповая
Продолжительность: 5 месяцев (октябрь 2015 г. – апрель2016 г. и октябрь 2016 г. – февраль 2017 г.).
Время проведения: 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат:
- Появится устойчивый интерес к культуре нашего народа;
- Будут иметь представления о народных промыслах, уметь различать изделия разных народных промыслов;
- Приобретут практические умения и навыки по росписи бумажных силуэтов;
- Сформируется уважение к историческому наследию народа.
Конечный результат: Выставки изделий народных промыслов (бумажные силуэты).
Ресурсное обеспечение: предметы быта и игрушки народно – прикладного искусства, альбомы с иллюстрациями, альбомы с конспектами НОД. Бумажные формы, гуашевые краски, кисти разных размеров.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип доступности изучаемого материала;
2. Принцип историзма в исторических понятиях: прошлое, настоящее и будущее;
3. Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
4. Принцип наглядности;
5. Принцип от простого к сложному.
6. Принцип интегративности.
Методы проекта:
- НОД по ознакомлению с народно – прикладным искусством;
- НОД по обучению умениям и навыкам декоративных росписей;
- экскурсии в мини – музеи народно – прикладного искусства;
- выставки.
Диагностика: Модификация контрольных заданий О. А. Соломенниковой для определения уровня сформированности знаний о народно – прикладном искусстве у детей 5-7 лет.
Цель: Определить уровень знаний о народно – прикладном искусстве. Называть росписи (дымковская, хохломская, городецкая, гжель). Знать основные элементы, характерные цвета. Владение кистевой росписью.
Материал: предметы, расписанные дымковской, хохломской, городецкой росписями и гжелью. Альбомы с иллюстрациями.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на предмет или иллюстрации; назвать вид росписи, основные элементы, используемые цвета. На листе бумаги ребёнка просят выполнить тот или иной элемент.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет вид росписи, основные элементы, используемые цвета. Технически правильно выполняет элемент.
Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Называет не все элементы, цвета. Допускает незначительную ошибку в выполнении элемента.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок допускает ошибки. Не может правильно выполнить элемент.
II. Этапы проекта:
I.Целеполагание:
1. Создание творческой группы воспитатели – методист - родители.
2. Определение темы, проблемы, актуальности.
3. Постановка цели, определение задач.
4. Обсуждение проекта в творческой группе.
5. Анализ информации о народно – прикладном искусстве в группе.
6. Выявление уровня знаний детей по проблеме.
II.Планирование:
1. Составить перспективный план мероприятий.
2. Разработка этапов проекта.
3. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
4. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
5. Создание необходимой базы для продуктивной и творческой деятельности детей.
III.Основной:
1. Создание мини - музеев в группах.
2. Разработать альбомы по ознакомлению с народными промыслами на 2 года (НОД);
3. Проведение НОД по ознакомлению с промыслами.
4. Проведение НОД по обучению технике росписи.
5. Интеграция.
6. Рассматривание предметов и альбомов с иллюстрациями и фото народно –
прикладного искусства.
7. Организация продуктивных видов деятельности в свободное время в уголке изодеятельности.
8. Экскурсия в мини – музеи.
9. Рекомендации родителям в виде ширмы – передвижки.
10. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.
11. Создание презентации.
IV. Заключительный:
1. Организация выставок детских работ.
2. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
План НОД на 2015 – 2016 г. г. – старшая группа:
период Тема НОД Основные задачи
месяц неделя
октябрь 1. «Дымковские мастера» Познакомить с искусством дымковских мастеров.
2. «Роспись дымковского коня» Познакомить с элементами: яблочко,
точка, штрих.
3. «Баран – Золотые рога» Познакомить с элементами: баранка, горошина.
4. «Роспись дымковского оленя» Познакомить с элементами: широкая
полоса, прижимочка.
ноябрь 1. «Роспись дымковского козла» Познакомить с элементом: волнистая линия,
с сочетанием цветовой гаммы из холодных и
тёплых тонов.
2. «Дымковская барыня»» Познакомить с элементом: сеточка. Учить
находить лучшее цветовое решение.
3. Организация выставки:
«Мы из села Дымково» Подведение итогов.
4. «Приехала Золотая Хохлома» Познакомить с наследием хохломских мастеров.
декабрь 1. «Травяной узор на полосе
(спинка стула)» Познакомить с элементом: кривуль, травка.
2. «Травяной узор на братине» Учить располагать кривуль на форме.
Познакомить с элементом: завиток.
3. «Травяной узор на вазе» Познакомить с элементом: простой листок.
4. «Роспись бочонка травяным Познакомить с элементами:
узором" разноцветная травка.
январь 1. «Травяной узор на миске» Познакомить с элементом: ягодка.
2. Организация выставки:
«Ярмарка изделий хохломских
мастеров» Подведение итогов.
3. «Волшебный ларец» Познакомить с промыслом городецких мастеров.
4. «Узор на полосе
(спинка стула)» Познакомить с элементами: коровий глаз,
простой лист.
февраль 1. «Узор на сиденье стула» Познакомить с элементом: крыжовник, оживка.
Учить построению узора на форме.
2. «Узор на разделочной доске» Познакомить с элементом: цветок учить
сочетанию элементов.
3. «Роспись прямоугольного подноса» Учить использовать разную оживку.
4. «Роспись круглого подноса» Познакомить с элементом: розан.
март 1. Выставка «Изделия из Городца» Подведение итогов.
2. «Страна синей Гжели» Познакомить с гжельской росписью.
3. «Узор на полосе» Познакомить с техникой растяжки и размыва цвета.
4. «Роспись Гжельского блюда» Познакомить с элементом: решётка, кустик.
апрель 1. «Разные цветы на полосе» Познакомить с выполнением цветов: вьюн, тюльпан.
2. «Роспись кувшина» Закрепить умение выполнять узор на форме.
3. «Роспись кружки» Познакомить с элементом: роза, дужка.
4. Выставка «Посуда из Гжели» Подведение итогов.
План НОД на 2016 – 2017 г. г. – подготовительная группа:
период Тема НОД Основные задачи
месяц неделя
октябрь 1.«Дымковский узор на полосе» Составление узора на полосе из знакомых элементов
2.«Дымковский узор на квадрате» Составление узора на квадратной форме.
Развивать чувство цвета и композиционно решения.
Познакомить с элементом: сеточка.
3.«Дымковская барыня» Познакомить с элементами: бараночка со знаком
солнца.
4.«Дымковский индюк» Закрепление знакомых элементов и самостоятельный
выбор цветовой гаммы.
ноябрь 1.«Дымковская слобода» Подведение итогов.
2.«Роспись деревянной ложки»» Закрепить умение выполнять элементы хохломской
росписи: завиток, травку, ягоды на небольшой
площади.
3.«Травяной узор с цветком и
листьями на кувшине» Познакомить с элементами: сложный лист, цветок.
4.«Травяной узор на подносе» Познакомить элементами: раскрывшийся
цветок, реснички и длинный лист.
декабрь 1. Организация выставки
«Хохломские изделия» Подведение итогов.
2.«Узор на полосе» Закрепить умение выполнять элементы городецкой
росписи: розан, лист, купавка.
3.«Узор на крышке короба» Познакомить с элементом: сложный розан и лист.
4.«Узор на разделочной доске» Познакомить с элементами: птица. Учить выполнять
узор их бутонов, розана, листьев.
январь 1. Организация выставки:
«Диво дивное – просто Городец» Подведение итогов.
2.«Роспись блюда» Закрепить умение выполнять элементы гжельской
росписи, умение растягивать и размывать цвет.
Познакомить с элементом: бордюр.
3.«Фарфоровый чайник» Познакомить с элементами: завиток, злак, капелька.
февраль 1.«Узор на вазе» Закрепить умению построения узора на форме,
выполнение всех элементов.
2. Организация выставки «Эта
звонкая сказка - Гжель» Подведение итогов.
III. Заключение
В настоящее время остро встаёт вопрос о формировании у детей патриотизма посредством формирования интереса к народной культуре. Представления о социальнокультурных ценностях народа необходимо заложить уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала развитию у дошкольников интереса к народной культуре, формированию гордости за народ и его искусство. В ходе проекта мы с детьми пытались рассмотреть народно – прикладное искусство в росписи известных мастеров России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской. А также учили детей техническим навыкам и умениям росписи бумажных силуэтов. После кропотливой работы даже в течение первого года у детей появился интерес к народным промыслам. Они стали делиться полученными знаниями, узнавать декоративную роспись по элементам. Появилось желание самостоятельно расписать бумажный силуэт. У воспитанников развивалась мелкая моторика, совершеннее стала кистевая роспись. Появилась гордость за наследие своего народа. А педагоги, разрабатывая проект, создали альбомы конспектов НОД по ознакомлению детей с народно – прикладным искусством, мини – музеи предметов народных мастеров – умельцев в группах и обогатили собственные знания и технические умения.
Личность тогда достигнет полноценного развития, когда она овладеет народной культурой, опыт народа накапливается веками и передаётся из поколения в поколение. Дети должны знать и гордиться наследием своего народа, прославлявшего свою Отчизну
Вывод:
Цель проекта: «развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре, воспитание патриотизма и формирование гражданской позиции через ознакомление с народно – прикладным искусством» - достигнута.
Гипотеза: «знакомство с народно - прикладным искусством – путь к истокам народной культуры, формированию основ патриотизма и личностного самосознания» - доказана.
Результатами, итогом проекта стали выставки детских работ, которые показали у детей живой интерес к народно – прикладному искусству и выявили умения росписи бумажных силуэтов декоративными росписями. Они показали, что у детей сформированы элементарные представления о социокультурных ценностях своего народа.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М. : УЦ
«Перспектива», 2008. – 248 с. ;
2. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки
занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с. ;
3. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие – 2 изд., перераб. и доп. – Спб.
Детство-Пресс, 2010 – 280с. ;
4. Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева Л. В. Декоративное искусство – детям. – М. :
Просвещение, 1976. – С. 48 – 62;
5. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 – 7 лет с народным и
декоративно – прикладным искусством. Программа дополнительного образования. - 2 – е изд., - М. ; Мозаика – Синтез, 2006. – 168 с.