Ирина Новгородова
Творческий информационный проект «Пасхальное яичко»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пасхальное яичко».
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность проекта : долгосрочный: сентябрь-май.
Участники проекта : дети средней группы №7, воспитатели, родители.
Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Темочки:
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Проекты, планы
- Пасхальное яйцо. Украшаем и мастерим яйца на пасху
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Актуальность темы: Пасха отмечается весной, когда дни уже становятся длиннее, а ночи короче. Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждения природы. И яйцо - символ извечного возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Яйцо – символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Его старались украсить.
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом… Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо.
Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия : “Христос воскресе!” Пасхальные яйца традиционно окрашивались не только в красный и золотистый цвета, но и расписывались всеми цветами радуги
Считалось, что лучше красить яйца в четверг. Воду было принято брать снеговую или чисто родниковую, и вставать надо было утром рано, идти за водой, степенно сосредоточившись, не поворачиваясь ни назад, ни в сторону и ни с кем не вступая в разговор. Прежде чем приступить к раскраске яиц, надевали праздничный народный костюм.
На Руси в весенний праздник было принято раздаривать яйца не только куриные, но и гусиные, утиные, деревянные, расписанные по золоту яркими красками. В старину их приготовлением занимались пекари, иконописцы, травщики Оружейной палаты, монахи Троице Сергиевой лавры. Многие традиции и обряды, связанные с яйцом, дошли и до наших дней. Например оплетение яиц бисером и стеклярусом.
Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.
Мы решили познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».
Постановка проблемы: узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.
Цель проекта : Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Задачи: Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха». Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства. Пробудить эмоциональную отзывчивость. Создать условия для реализации творческой деятельности. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Этапы проекта : 1. Организационно-подготовительный. 2. Основной. 3. Заключительный.
Реализация проекта : 1 этап. Подготовительный: Обосновали актуальность темы. Определили цели и задачи проекта. Создали развивающую среду: подбор литературы, пособий, атрибутов. Обсудили с родителями вопросы, связанные с проведением проекта. 2 этап. Основной: Дидактическая игры: «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты, «Подбери по цвету яичко». Сюжетно-ролевая игра: «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи). Пасхальные игры-забавы : «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Разбивайки»», «Пасхальное гнездышко», «Поиграем с платком». Развлечение на тему: «Пасхальный колобок». Игра малой подвижности: «Вышла курочка гулять…». Хороводные игры: «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди». Познавательное развитие: Рассказ воспитателя «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи». Беседы на темы: «Пасхальное яичко», «Почему мы красим яйца на Пасху?». Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?» Посадка травки для оформления пасхального яйца. Художественно-эстетическое развитие: Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом жаворонке»; стихов о празднике Пасха. Рисование роспись пасхального яйца : «Пасхальная корзина». Коллективная работа воспитателя, детей и родителей: «Пасхальная картина». Музыка: Разучивание песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе. Хоровод «Цветочки на лужочке» муз. Величко; Хоровод «Вот весна пришла». Слушание «Колокольный звон». Инсценировка песни «Цыплята» муз. Филиппенко. Игра с колокольчиками. Работа с родителями: Папка-ширма «Светлый праздник ПАСХИ». Консультация «История пасхального яйца», «Поговорите с детьми о светлом празднике Пасха». Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».
3 этап: Заключительный: Защита проекта. Выставка родителей и детей на тему: «Пасхальное яичко». Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.
Литература: Князева О. Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры