Елена Михайловна Стрельникова
Работа с родителями «Играем пальчиками — развиваем речь» (семейный клуб)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : Повышение профессиональной компетентности родителей по использованию разных приёмов и способов развития мелкой моторики рук у старших дошкольников с ОНР.
Ожидаемый результат : Родители должны понять важность развития мелкой моторики рук и её непосредственного влияния на речь детей, применять методы совместной деятельности по развитию мелкой моторики в домашних условиях.
Ход :
Публикация «Работа с родителями „Играем пальчиками — развиваем речь“ (семейный клуб)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семейный клуб.
- Темочки
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе, поэтому развитием мелкой моторики у детей нужно начать заниматься как можно раньше. Это важно при своевременном речевом развитии, и особенно для детей с ОНР. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга. Развивая мелкую моторику через игры и упражнения в детском саду и дома, можно не только подготовить ребёнка к овладению навыком письма, но и оказать влияние на его общее интеллектуальное развитие.
Ещё в старину наши предки пели детям песни – потешки, играли в «Ладушки», «Сороку – белобоку», «Козу – дерезу» и т. д., сопровождая текст движениями рук. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.
Игры совершенствуют ловкость, улучшают память, речь, вырабатывают усидчивость, пробуждают фантазию ребёнка. Существуют следующие виды пальчиковых игр, с которыми мы сегодня познакомимся: активные игры со стихотворным сопровождением; пальчиковые игры с элементами самомассажа и с предметами; игры с бумагой (оригами). Дети любят игры со стихотворным сопровождением – это пробуждает их к творчеству, в стихотворной форме игра запоминается быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. (игра с родителями и детьми) :
Десять птичек – стайка!
Пой – ка, подпевай – ка: (хлопки)
Десять птичек – стайка!
(Далее поочерёдное поглаживание всех десяти пальцев.)
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка –
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка –
Серенькое перышко,
Эта – зяблик, эта – стриж,
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички, по домам!
При развитии мелкой моторики эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа. В них используются традиционные для массажа движения: разминание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Игры с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов: это могут быть массажные мячи, карандаши, крупные бусины и т. д.
(Всем раздаются массажные мячики)
Игра с мячиком – ежиком
Маленький колючий еж! (Катают мячик между ладоней.)
До чего же ты хорош! (Сжимают – разжимают мячик сначала одной рукой, потом другой)
Покажи свои иголки,
Хоть они и очень колки!
Пальчиковые игры с предметами :
«Выложи цветочек» (игра с крупами и пластилином, «Разложи» (сортировка мелких предметов, «Солнышко» (прищепками, «Забавные узелки», (веревка с узелками, «Мозаика», «Выкладывание узоров из пуговиц», «Шнуровки», «Бусинки»
А теперь – игры с бумагой. Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогут ребенку узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки. (складывание кораблика в технике оригами).
Подводя итоги нашей совместной деятельности, можно отметить, что упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребёнку.
Первое: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки; эти упражнения подготавливают к овладению письмом.
Второе: такие упражнения формируют художественный вкус, что полезно в любом возрасте.
Третье: доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребёнка.
Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется повышенное внимание. При выполнении многих упражнений дети вначале испытывают затруднения, но когда их проводишь регулярно, используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством развития речи и мышления ребёнка.