Евгения Купрацевич
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Озорной язычок»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Озорной язычок»
Проект долгосрочный, практико-ориентированный.
Участники проекта :
дети старшего дошкольного возраста;
учитель-логопед;
родители;
воспитатели.
Актуальность.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Озорной язычок“» размещена в разделах
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Для этого необходимо вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения.
Проблема: увеличение количества детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения.
Цель проекта – выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1. Развивать мышцы речевого аппарата детей.
2. Формировать артикуляционные навыки необходимые для постановки звуков нарушенных у детей.
3. Создать положительный эмоциональный настрой у детей и желание заниматься.
4. Создать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
.
Гипотеза:
Если ежедневно включать в образовательный процесс артикуляционную гимнастику с использованием игровых и нетрадиционных методов и приемов, то это более эффективно скажется на формировании правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат
1. Мышцы речевого аппарата подвижны, их движения наиболее точны и дифференцированы.
2. Сформируются артикуляционные навыки, необходимые для постановки звуков.
3. У детей появится положительный эмоциональный настрой и желание заниматься.
4. Повысится уровень знаний родителей об артикуляционной гимнастике.
Срок реализации проекта 1 год
Место реализации – МКДОУ детский сад № 25, г. Тавда.
Основные направления реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Подборка литературы по данной теме.
2. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
3. Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика на диване», «Игры с язычком», «Как изготовить пособия для артикуляционной гимнастики».
4. Создание картотеки с артикуляционными играми.
5. Артикуляционные игры: «Часики», «Орешки», «Хоботок», «Заборчик», игра с мимическим кубом.
6. Приглашение родителей на индивидуальные занятия.
7. Памятка для родителей «Артикуляционная гимнастика с мамой»
8. Создание цикла занятий по использованию артикуляционных упражнений.
Обобщающий этап:
1. Выпуск буклетов «Игра – как средство развития речи детей».
2. Родительское собрание «Ваш ребенок не правильно произносит звуки?»
3. Оформление фотовыставки «Вместе с детками играем – речь активно развиваем»
4. Оформление дидактических пособий и презентаций.
5. Консультация «Строение артикуляционного аппарата».
6. Беседа с родителями «Выполнение основных артикуляционных упражнений».
7. Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков.
8. Проведение онлайн консультаций для родителей.
9. Создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения.
10. Оформление уголков в каждой возрастной группе.
11. Использование самомассажа.
12. Разработка комплекса артикуляционных упражнений утренней гимнастики «Озорные язычки».
13. Прослушивание и просмотр аудио и видео сказок о «Весёлом Язычке»
14. Коллективное придумывание сказок об Озорном Язычке.
15. Арт-салон: рисование иллюстраций к сказке об Озорном Язычке, лепка «Язычок и его друзья».
16. Логоритмическая гимнастика.
17. Биоэнергопластика.
18. Театрализованная деятельность как форма
проведения артикуляционной гимнастики.
Заключительный этап:
1. Презентация проекта «Озорной язычок»,
2. Родительское собрание по результатам проделанной работы,
3. Программа по дополнительному образованию «Озорной язычок».
Результат:
• сформированы умения детей выполнять основные артикуляционные упражнения, которые в дальнейшем способствуют постановке отсутствующих звуков.
• Речь детей становится связной, выразительной, расширяется словарный запас, появляется словотворчество.
• Включение родителей в совместный с педагогами ДОУ процесс речевого развития детей позволило значительно повысить уровень речи.
По результатам проведённой работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. У детей значительно повысилась речевая активность, улучшилось звукопроизношение при использовании разнообразных методов и приемов и заинтересованности всех участников педагогического процесса.
Список литературы.
1. Буденная Т. В. «Логопедическая гимнастика».
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика».
3. ВоробьеваТ. А. Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения».
4. Краузе Е. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика».
5. Коноваленко В. В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения».
6. Нищева Н. В., Коноваленко С. В. «Веселая артикуляционная гимнастика».