Малухина Татьяна
Проект «Ознакомление со словом — «Хлебушко»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Слайд 2. В жизни каждого человека понятие «ХЛЕБ» входит с рождения. У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете.
Актуальность. Наблюдая за детьми, я увидела, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Дети перестали ценить хлеб. Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить и слово хлеб. Мы каждый день употребляем хлеб в пищу, без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия.
Публикация «Проект „Ознакомление со словом — „Хлебушко“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Поэтому мы решили запустить проект «Ознакомление со словом – «Хлебушко», уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.
Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Слайд 3. Срок реализации проекта : долгосрочный;
Тип проекта : исследовательский, познавательно – творческий;
Участники проекта : воспитатель, воспитанники, родители, музыкальный руководитель;
База проекта : МБДОУ "Детский сад №76"
Слайд 4. Инновация проекта
Слайд 5. Ожидаемые результаты:
сформировать у детей представления о ценности хлеба;
получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
воспитывать бережное отношения к хлебу.
Слайд 6. Цель: формирование знаний детей о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом, донести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей;
познакомить детей со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Развивающие:
развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
Слайд 7. Этапы проекта.
Подготовительный этап:
определение уровня знаний детей о хлебе;
постановка целей и задач проекта;
разработка плана работы с детьми.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; Подбор литературы со стихами, пословицами, поговорками о хлебе; Подбор наглядно – дидактического материала; художественной литературы. Ознакомление родителей с целями и задачами предстоящего проекта
Практический этап:
Внедрение проекта.
Чтение художественной литературы о хлебе;
Пословицы и поговорки о хлебе;
Рисование, лепка из соленого теста;
Рассматривание картин, видео о хлебе;
ООД «Хлеб -всему голова», «Откуда хлеб пришел?»;
Сюжетно-ролевая игры: «Семья»; «Хлебная лавка»;
Исследовательская деятельность: Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
Опытно – экспериментальная деятельность превращение зерен в муку;
Взаимодействие с социальными партнерами: библиотека, музейно – выставочный центр «Микула», областная детская библиотека;
Экскурсия в хлебный магазин «Юнис»;
Просмотр мультфильмов;
Инсценировка сказки «Колосок».
Оценочно – рефлексивный этап:
Подведение итогов. Рефлексия.
Слайд 8. На первом этапе работы я провела ряд бесед с детьми и выяснила, что ребята мало знают об истории рождения хлеба, не знают о пути появления хлеба на столе. Не все дети знают о "хлебных" профессиях. Ребятам задавались такие вопросы как: - Когда появился хлеб? - Как хлеб к нам на стол пришёл? - Какие хлебные продукты вы знаете? - Из каких продуктов выпекают хлеб? - Как делают муку? - Какие хлебные профессии вы знаете? - Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? Дети затруднялись с ответами на данные вопросы или отвечали частично.
Ребят нашей группы заинтересовало, какой же путь проходит хлеб, прежде чем оказаться у нас на столе. Из чего он готовиться? Долго ли готовиться? Что нужно, чтобы получился вкусный хлеб? И почему взрослые часто говорят, что «хлеб нужно беречь», «хлеб – наше богатство». И мы задумались, почему же люди с большим уважением относятся к хлебу, почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет? Хлеб мы едим каждый день на завтрак, обед, ужин и не можем обойтись без него ни дня.
Для того чтобы ответить на данные вопросы, были проведены беседы с детьми: «Каким был хлеб на Руси», «Труд хлебороба». Я постаралась донести до ребят, что этот труд один из самых тяжелых и долгих.
Вместе с детьми мы сравнивали, орудия труда, которыми пользовались древние славяне при выращивании и переработки хлеба, и какую технику используют в наше время. Провели аналогии, у кого труд был тяжелей в наши дни или у древних славян.
Детям давались понятия о том, что хлеб – это не только пища человека, но и ещё духовная пища. Хлеб всегда считали святым. С ним связаны многочисленные обряды и верования. Гостей всегда встречали хлебом – солью (каравай означает богатство и достаток, а соль древний символ охраны дома от пожара).
Слайд 9. Чтобы отследить весь путь хлеба до того, как он попадет к нам на стол, для детей было организовано занятие с показом видео фрагментов, где показан весь путь от посадки пшеницы до того, как попадает уже готовое изделие на прилавки магазинов.
Слайд 10. Для расширения кругозора детей о хлебе, мы посетили районную детскую библиотеку им. Белинского. Сотрудники библиотеки в доступной форме рассказали детям историю возникновения хлеба. Вместе со сказочным Колобком ребята отгадывали загадки, узнали много пословиц и поговорок, прославляющие хлеб. В конце мероприятия был организован показ мультфильма «История о девочке, которая наступила на хлеб».
Слайд 11. В рамках проекта «День чтения – круглый год» к нам в детский сад приезжал сотрудник детской областной библиотеки с репертуаром «Ржаной хлебушко – колочу дедушка» С детьми провели познавательное занятие, ребята узнали, о том, что 16 ноября международный день хлеба. По ходу чтения дети выполняли задания в творческом графическом альбоме. В конце занятия дети выполнили коллективный арт - объект.
Слайд 12. Посетили с детьми музейно – выставочный центр Московского района «Микула». Ребятам показали орудие труда древних славян: соху, борону, жернова и т. д.
Слайд 13. Не прошли мимо такой темы, как ВОВ. В военном зале музея ребятам рассказали, какой хлеб изготавливали во время войны, о том, что в годы Великой Отечественной Войны люди умирали от голода, нечего было есть и самой большой ценностью был хлеб. Рассказали ребятам о блокаде Ленинграда, показали хлебные карточки.
Слайд 14. В познавательно – исследовательской и опытнической деятельности, совместно с детьми, рассмотрели рожь, пшеницу, овес, строение колоса. Превратили зерна в муку. В качестве мельницы использовали кофемолку. Ребята увидели, что мука у пшеницы получилась более белая, у ржи - серая.
Мы предположили, что именно от муки может зависеть цвет хлеба и его вкус.
Слайд 15. Для того, чтобы подтвердить свои предположения, мы отправились на экскурсию в хлебный магазин «Юнис». Продавец магазина очень радужно встретила нас, показала детям виды хлебобулочных изделий. Рассказала ребятам о том: Как часто привозят хлеб в магазин? Какой сорт хлеба бывает? Что такое отруби? Почему хлеб бывает черный, белый? Почему говорят ржаной, пшеничный?
Продавец ответил на все вопросы детей, рассказал о хлебобулочных изделиях. Ещё объяснила, что из муки пекут печения и готовят макароны. Получив ответы на свои вопросы, и угощения бублики, дети остались довольными.
Слайд16. Впечатлившись изобилием хлебобулочных изделий в магазине, ребята захотели создать атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Хлебная лавка». В организованной деятельности с детьми по художественно – эстетическому развитию мы замесили тесто и изготовили разнообразные хлебобулочные изделия для игры.
Слайд 17. Для закрепления знаний детей о труде хлеборобов в театрализованной деятельности мы с ребятами инсценировали украинскую сказку «Колосок». Старинная украинская сказка «Колосок» рассказывает детям о том, что без труда ничего и никогда нельзя сделать, и не достичь поставленных целей.
Слайд 18. Взаимодействие с родителями.
Провели консультации с родителями «Детям о хлебе», «Хлеб – наше богатство». В качестве домашнего задания было предложено детям совместно с родителями дома испечь любой хлебушек и поделиться рецептом с остальными ребятами в детском саду. Ребята с удовольствием откликнулись.
Продукты деятельности проекта. Совместно с родителями пополнили развивающую предметно – пространственную среду группы: лэпбук «Хлеб всему голова», оформили кулинарную книгу рецептов хлебобулочных изделий. Создали картотеку пословиц и поговорок о хлебе.
Слайд 19. К концу нашей работы количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Из сравнительных диаграмм обследования по методикам (Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной, и Р. М. Калининой, видно: положительную динамику духовно-нравственного воспитания и развития детей в соответствии с указанными на слайде критериями. Наблюдается положительная динамика развития у детей самосознания, чувства собственного достоинства, уважения к труду взрослых.
Сформировались обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости. Дети умеют отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Слайд 20. Подведение итогов (видеофрагмент).
Слайд 21. Публикации: Данный опыт нашел свое отражение на страницах всероссийского портала для воспитателей Дошколенок ру., а также МААМ. RU.
Перспективы в работе: продолжать работу по бережному отношению детей к хлебу. Следующим этапом будет проект «Хлеб войны». Планируем организовать в группе мини - музей «От зёрнышка к хлебушку».