Людмила Попова
Проект «Открываем календарь» в старшей группе
▼ Скачать
Проект «Открываем календарь»
Цель: Формирование у детей понятия времени через работу с календарем.
Задачи:
1. Формировать и расширять представления детей о календаре.
2. Дать представление детям о времени (сутки, неделя, месяц, год).
3. Формировать умение распределять разные виды деятельности в течение дня.
4. Развивать привычку соблюдать режимные моменты.
Публикация «Проект „Открываем календарь“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
5. Развивать интерес к планированию всех видов деятельности на день.
6. Формировать предметно-развивающую среду и условия для умения ориентироваться во временных отрезках.
7. Воспитывать интерес к истории возникновения календаря.
8. Воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.
9. Активизировать творческий потенциал родителей в совместной деятельности с детьми при реализации проекта.
10. Формировать навыки совместной деятельности в коллективе (дети, родители, педагоги).
Тип проекта : творческий, познавательный.
Вид проекта : групповой.
Сроки проведения: второе полугодие учебного года.
Пояснительная записка
Готовность ребенка к школьному обучению, помимо интеллектуальной готовности, включает в себя и другие важные составляющие: крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокую познавательную активность, способность к адекватному восприятию окружающего мира и адаптации к новым социальным условиям, самостоятельность, правильную самооценку, умение планировать и контролировать свою деятельность, пространственно-временную ориентировку.
Неадекватное восприятие времени, неумение ориентироваться в нем. Распределять его на различные дела (занятия продуктивными, интеллектуальными видами деятельности, игры, прогулки или отдых, определять продолжительность, текучесть и протяженность тех или иных действий, явлений и т. д. негативно скажутся не только на этапе обучения детей в школьный период, но и во всей их дальнейшей взрослой жизни.
Основные этапы проекта
I этап. Подготовительный.
1. Сбор информации, литературы, дополнительного материала, использование компьютерных технологий, подбор иллюстративного материала, художественной литературы.
2. Изучение передового опыта педагогов по этой теме.
3. Организация предметно-развивающей среды.
4. Оформление календаря с распорядком дня.
5. Информирование родителей о проекте.
II этап. Практический.
1. Проведение бесед об истории возникновения календаря; о том, что такое время и что из чего складывается (из минут – часы, из часов – сутки, из дней – неделя и т. д.).
2. Чтение художественной литературы по теме.
3. Проведение дидактических игр.
4. Изготовление отрывного календаря.
5. Включение родителей (законных представлений) в практические занятия, досуги, изготовление атрибутов и т. д.
6. Организация и проведение мастер-классов и консультаций для родителей по ознакомлению детей с календарем и понятием «время».
III этап. Заключительный.
1. Анализ результатов проекта.
2. Оформление отрывного календаря.
3. Организация мини-музея.
Взаимодействие с семьями воспитанников
1. Беседы и консультации с родителями.
2. Оформление мини музея с предметами народного прикладного искусства.
3. Совместно с детьми изготовление страниц отрывного календаря с семейными традициями и праздниками.
Непосредственно - образовательная деятельность
1. Изготовление отрывного календаря с использованием различных средств и техник изобразительной деятельности.
2. Чтение художественной литературы.
3. Беседы на темы: «Откуда пришёл нам календарь», «Роль времени в жизни человека» и т. п.
4. Рисование, аппликация, лепка и ручной труд по теме.
Практическая часть
Первое, с чего мы начали свою работу с детьми, это знакомство с календарем, его историей появления, с видами календарей и т. д., составили календарь знаменательных дат на каждый месяц. Ежедневно вместе с детьми мы отмечали число, месяц, день недели, а также, с помощью условных обозначений, планировали занятия на текущий день, игру, событие, тему недели, погоду т. д. (См. рис. 1)
Рис. 1
Чтобы детям было проще запомнить дни недели, на карточки были наклеены метки, соответствующие цветам радуги (см. рис. 2)
Рис. 2
Кроме этого проводилась работа по адвент календарю : 1) Декабрь месяц был изображен в виде елочки, которую сделали ребята с воспитателем из своих ладошек. На каждой ладошке написано событие, которое отмечается в этот день (см. рис. 3); 2) Небольшой адвент календарь на Масленичную неделю (см. рис. 4); 3) Апрель месяц мы с детьми назвали Веснянкой, где на каждой ладошке так же было написано событие, которое отмечается в этот день (см. рис. 5).
Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5
Предметно-развивающая среда включала в себя «Уголок времени», где дети могли познакомиться и поиграть с разными календарями. Также для детей были подобраны дидактические и настольные игры по теме (рис. 6)
Рис. 6
Для лучшей наглядности, входе бесед и других мероприятий, мы использовали видео ролики, а также была сделана подборка произведений художественной литературы:
В. Степанов. «Двенадцать месяцев»
С. Маршак. «Круглый год»
С. Маршак. «Первый день календаря»
А. Пушкин. «Зимнее утро»
А. Пушкин. «Унылая пора!»
М. Митлина. «12 месяцев»
К. Ушинский. «Четыре желания»
К. Ушинский. «Проказы старухи-зимы»
Н. Носов. «На горке»
В. И. Даль. «Старик-годовик»
В. Бианки. «Синичкин календарь»
С. Маршак. «Двенадцать месяцев»
В. Бианки. «Три весны»
А также пословицы и поговорки о времени и временах года.
Продуктом нашего проекта стало «Чудо-Дерево», которое мы создали совместно с детьми. Ребята рисовали, лепили, делали аппликацию.
Наш проект проходил в тесной связи с родителями. Для них были подготовлены консультации по теме проекта, а также была организована совместная деятельность взрослых и детей, в результате которой был создан отрывной календарь на март месяц. Тема календаря была посвящена первому месяцу весны и посвящена цветам. На каждом листе календаря указано число, месяц, год, а также цветок. Обязательно на каждом листе рассказывалось о каком-то событии или празднике.