микуцкая марина
Исследовательский проект «От жёлудя до дуба»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «От жёлудя до дуба»
Проектная группа : старшая
Сроки реализации проекта : 2022 – 2023гг
Выполнила: воспитатель старшей группы
Микуцкая М. В
Еремеевка 2022 - 2023 уч. год
Содержание:
I. Введение (актуальность…3
II. От желудя до дуба….4
2.1 Дуб обыкновенный…. ….4
Публикация «Исследовательский проект „От жёлудя до дуба“» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2.2 Наше исследование…. …. …. ….5
2.3 Практическая значимость исследования….…. ….6
Заключение. …. .10
Список использованных источников…. …. 11
I. Актуальность.
Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день.
В наше время люди совсем забыли о том, что нужно беречь природу – наш окружающий мир. Люди загрязняют леса и реки, устраивают пожары в лесах, организуют свалки и строят опасные ядовитые промышленные объекты. Но нужно уважать мир вокруг себя, беречь лес!
Ведь лес – это лёгкие нашей планеты! Чем больше мы посадим деревьев, тем лучше сохраним природу, улучшим экологию.
Мы считаем, что каждый человек должен своими силами помогать природе, охранять её, выращивать и высаживать деревья и кустарники. Мы знаем, что растения выделяют кислород, который важен для дыхания человека. Выращивание и высаживание их - важное дело каждого.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Как же родился наш проект?
В один из осенних дней на вечерней прогулке, дети собрали в школьном дендросаде желуди для поделок, но детей очень заинтересовали эти плоды. На вечернем кругу мы провели беседу: что такое желудь, где он растет, кто его ест и т. д.? А на утреннем кругу мы с ребятами просмотрели видеоролик, как человек из желудей выращивает саженцы дуба, дети загорелись желанием, самим попробовать вырастить саженцы дуба. Так и появилась идея проекта : «От желудя до дуба». Это актуально в нашем детском саду, так как мы работает по экологическому направлению. Нас окружает множество разных деревьев, но на территории нашего района почти нет дубов, и мы так немного знаем о них. Поэтому выбрали для изучения данную тему и решили вырастить саженцы дуба из желудей для озеленения участка. Предметом исследования явился дуб обыкновенный.
Цель проекта :
• Вырастить саженцы дуба в садовских условиях.
Задачи проекта :
• Развить познавательный интерес, мотивацию и любознательность.
• Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации. Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.
• Расширить представление детей о дубе.
• Прорастить желуди, провести посадку и пронаблюдать за развитием дуба.
• Организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и семьи.
• Воспитывать любовь к природе, умения правильно вести себя в природе, желание беречь ее.
Гипотеза: предположим, что создавая определенные условия, можно из желудя вырастить саженец дуба.
Объект исследования - желудь.
Предмет исследования – выращивание саженца дуба.
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования :
- изучение литературы;
- поиск сведений в интернете;
- практические опыты;
- наблюдение, сбор информации;
- фотографирование, анализ собранных результатов.
II. От желудя до дуба.
2.1 Дуб обыкновенный.
Дуб — величественное дерево (Приложение 1, фото1, символизирует выносливость, силу; также славу; в Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю. Дуб был священным деревом многих народах, в том числе у древних славян и кельтов, ему поклонялись как божеству. Он и сегодня остается символом мужества и стойкости. Между прочим, увидеть во сне дуб, усыпанный желудями, – к благополучию и карьерному росту.
Дуб – это весьма обширный, объединяющий в себе около 600 видов, род деревьев и кустарников семейства Буковые.
Дуб – дерево-долгожитель, при благоприятных условиях может прожить в среднем от 500 до 1500 лет. Растет дерево очень медленно, наиболее интенсивный рост отмечается в период от 5 до 20 лет жизни растения. Развивает очень мощную и сильно разветвленную корневую систему. Дерево предпочитает расти в затенении, но таким образом, чтобы верхушка была открыта солнцу.
Места роста дуба являются регионы Северного полушария с умеренным климатом. Южной границей распространения являются тропические высокогорья.
В нашем городе редко можно увидеть дубы. Один дуб растет около нашего сада. Мы также узнали, что в дендросаде в районе Старого Скита нашего города произрастают дубы. Эти деревья светолюбивы и плохо переносят соседство других пород. Тем не менее, иногда дубы образуют смешанные леса с такими же светолюбивыми растениями, как и они сами, например, соснами.
Выращиваемое в питомниках дерево пересаживают обычно через 2-3 года. Чем моложе деревце, тем легче переносит эту процедуру.
Но это в питомниках. А получится ли у нас вырастить дуб в садовских условиях для последующей высадки весной в грунт?
Таким образом, мы решили провести свое исследование.
2.2. Наше исследование.
Дубовые желуди можно собирать осенью или весной. Оба времени года хороши в этом плане по-своему. Осенью под любым дубом вы найдете столько желудей, что из них можно будет вырастить целую рощу. Однако далеко не все они будут качественными, всхожесть у них может оказаться даже ниже 10%. Перезимовавшие же желуди, особенно те, которые после схода снега проклевываются ростками, взойдут с вероятностью 80-90%, но отыскать их будет не так-то просто. Большинство из них погибнет под снегом или будет съедено грызунами.
Начали наш эксперимент с экскурсии в школьный дендросад. Там под первым снегом мы набрали желуди (Приложение 1, фото 2) Экспериментальным путем мы проверили желуди на всхожесть. Мы поместили все желуди в ёмкость с водой. Те желуди, которые всплыли на поверхность - не пригодны для проращивания, а те, которые остались на дне – вполне пригожи для дальнейшего проращивания (Приложение1, фото 3). Нужные нам желуди мы поместили в банку с землей. Землю предварительно перемешали с опавшими дубовыми листьями. Банку с желудями мы поместили в холодильник на 2 месяца.
Наш эксперимент начался осенью в конце октября 2022 года. Нам стало интересно, взойдут ли посаженные желуди.
Алиса, у которой дома в холодильнике стояла банка с желудями, постоянно наблюдала за ними и рассказывала детям свои наблюдения.
Через 1 месяц посаженные желуди дали росточки, практически все. (Приложение 1, фото 4). Произошло это 24 ноября.
Затем, мы высадили проросшие желуди в горшки с землей.
Прорастание желудя своеобразно. Вверх поднимается тонкий зеленый стебелек (Приложение 1, фото 5). Сначала он безлистный, и только спустя некоторое время на его верхушке можно видеть небольшие, но типичные дубовые листья (Приложение 1, фото 6). Листья были нежно - зелёного цвета, и число листочков увеличивается.
Рос дуб в садовских условиях сначала очень быстро. В среднем за неделю саженец дуба подрастал на 1 см 5 мм. Быстро дуб рос до середины декабря. Затем он стал расти медленно. В первые дни росток развивался быстрее, а затем прирост стал менее заметен (приложение 1, фото7).
В конце мая мы высадим рассаду дубочков в почву — они приживутся и будут расти.
Таким образом, мы считаем, что необходимыми условиями для выращивания саженца дуба являются :
- плодотворная почва, рыхлые и воздухопроницаемые;
- правильный объем горшочков(700-1000мл);
- освещенность, держать горшочек на подоконнике;
- регулярный полив, обильный, по мере снижения увлажненности почвы;
- тепло;
-правильная посадка, бочком, чуть присыпать землей, до наступления морозов.
2.3. Практическая значимость исследования.
В нашем саду много хороших и добрых традиций, может появиться еще одна. Мы заложили традицию высаживать деревца, пророщенные самими детьми из семян.
Наше исследование носит практический характер, имеет экономическую выгоду, так как стоимость саженца дуба в питомнике составляет примерно 450 рублей, а научившись выращивать саженцы в домашних условиях, мы сможем высаживать их для озеленения и оздоровления экологии без денежных затрат.
Таким образом, мы определили практическую выгоду для себя:
- мы сами вырастили саженцы дуба, на занятиях мы узнали, как развивается растение из семени, на своих опытах мы это всё увидели.
для общества:
- если саженцы дуба можно вырастить в домашних условиях, то можно выращивать саженцы и сажать аллеи деревьев (что мы и сделали, потом за ними будут ухаживать дети и взрослые, а когда деревья вырастут, они будут украшать дворик нашего сада, радовать людей, очищать воздух.
Итоговый этап:
• обсуждение и обмен мнениями между детьми группы
• посадка выращенных дубков на территории детского сада
• подготовка и показ презентации по проекту.
Результат проекта :
Итак, наша гипотеза, что создавая определенные условия, можно из желудя вырастить саженец дуба подтвердилась. В садовском климате желудь дуба дал росток.
В ходе эксперимента мы выяснили:
- дуб – величественное дерево;
- надежный путь возобновления леса – посадка саженцев;
- определили оптимальные условия для выращивания саженца дуба;
- выяснили практическую значимость выращивания из желудя саженец дуба для себя и общества.
Но, в то же время нельзя сказать, что наш эксперимент подошел к концу. Наоборот, высадив в грунт побег дуба, мы продолжим наблюдать, как он приживется после «тепличных» условий к «диким».
В заключение хочется сказать, что вырастить любое дерево, особенно долгожителя, это не просто событие, а огромное чувство гордости.
Список использованных источников:
1. Лес и его жизнь: книга для учащихся. В. В. Петров, 1986.
2. Лес и человек: Ежегодник. А. И. Воронцов, Н. П. Граве, 1987г.
3. Атлас – определитель. А. А. Плешаков. М: Просвещение. 2016
4. https://www.botanichka.ru/article/oak/ Рисунок и описание дуба.
5. https://www.city-n.ru/view/354024.html Сведения дубовой роще.