Светлана Набожева
Проект «Организация и проведение спортивных праздников с детьми 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Исходные данные: значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников, классификация физкультурных праздников, педагогические требования к организации физкультурных праздников (составление программы, разработка сценария, подготовка детей, оформление праздника, судейство, методические требования к проведению физкультурных праздников (начало праздника, ход праздника, подведение итогов, награждение, программа воспитания и обучения в детском саду «Детство», система работы воспитателя по подготовке и проведению спортивных праздников, возрастные особенности детей 6-7 лет.
Публикация «Проект „Организация и проведение спортивных праздников с детьми 6–7 лет“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Актуальность: «Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения. Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие - смекалку, третьи - воображение и творчество, но объединяет их общее - воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством физкультурных праздников.
Цель исследования: разработка и апробация системы работы воспитателя по подготовке и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить возрастные особенности детей 6 - 7 лет.
3. Определить педагогические условия подготовки и проведения спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
4. Разработать и апробировать систему работы воспитателя по подготовке и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
Анализ имеющихся ресурсов:
1. информационные: научно-методическая и специальная литература, интернет-ресурсы по проблеме исследования
- Аксенова З. Ф. Спортивные праздники в детском саду. “Сфера” – 2004
- Бочарова Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду : новые подходы, методические рекомендации. “Дошкольное воспитание” – 2004
- Копухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. “Академия” – 2002
- Лысова В. Я., Яковлева Т. С. Спортивные праздники и развлечения. “Аркти” – 1999
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – 2000
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. “Академия” – 1987
- Шебеко В. Н., Овсянкин В. А., Карманова Л. В. Физкульт- ура! “Просвещение” – 1987
- Шумилова В. А. Спортивно - развлекательные праздники в детском саду. “Белый ветер” – 2002
- www.doshkolnik.ru
2. кадровые: воспитатели подготовительной группы, методист, родители;
3. методические: программа воспитания и обучения «Детство», картотека спортивных праздников для детей 6-7 лет.
4. материально - технические: физкультурно-спортивное оборудование и инвентарь, нагрудные знаки.
5. проект был реализован на базе МАОУ д/с №95 г. Калининграда в группе детей 6-7 лет.
Этапы исследования:
I этап – Предпроектный
Цель: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по изучаемой проблеме.
На данном этапе были изучены литературные источники по организации и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения, проведен анализ полученной информации.
II этап - Этап реализации проекта
Цель: разработка и апробация системы работы воспитателя по подготовке и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
На этапе реализации была проведена следующая работа :
определена система деятельности воспитателя по подготовке и проведению спортивного праздника с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения,
разработаны конспекты проведения спортивного праздника с детьми 6-7 лет. Затем разработанная система была апробирована.
III этап – Рефлексивный этап
Цель: анализ результативности проведенной работы воспитателем по организации и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
IV этап – Послепроектный этап
Цель: составление рекомендаций проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения, определение перспективы работы над проектом. Включает рекомендации и предложения по совершенствованию или продолжению данного проекта.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования;
- практические методы: апробации разработанной системы
Описание полученных результатов
Первый этап проекта - предпроектный, заключался в изучении и анализе информации по организации и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. В результате анализа литературных источников было определено значение физкультурных праздников в организации активного отдыха дошкольников, классификация физкультурных праздников, педагогические требования к организации физкультурных праздников (составление программы, разработка сценария, подготовка детей, оформление праздника, судейство, методические требования к проведению физкультурных праздников (начало праздника, ход праздника, подведение итогов, награждение, система работы воспитателя по подготовке и проведению спортивных праздников, возрастные особенности детей 6-7 лет.
На втором этапе проекта с помощью специализированной литературы была разработана система работы по организации и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данная система предусматривает включение спортивных праздников в деятельность дошкольного образовательного учреждения.
Система работы воспитателя
по организации и проведению спортивных праздников с детьми 6-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
1. Составление программы. Подготовка к физкультурному мероприятию начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации — определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок и т. д. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, шефами, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована. В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует отразить цель и задачи мероприятия (и на этой основе проводить всю подготовительную работу); дату и время его проведения, предполагаемую длительность; место проведения физкультурного праздника и отдельных номеров программы — парада участников, массовых выступлений, соревнований по разным видам игр и упражнений, конкурсов; определить ответственных за подготовку и проведение праздника (среди них должны быть заведующий дошкольным учреждением или старший воспитатель, воспитатели, члены родительского комитета, могут быть представители школы, микрорайона, ведомственных и общественных организаций); указать количество участников, возрастные группы детей — из дошкольного учреждения, школы, класса, которые примут в нем участие; указать, кто из воспитателей, родителей будет привлечен к работе, а также приглашен на мероприятие в качестве гостей, выступит с показательным номером или примет участие в судействе; обусловить порядок подведений итогов конкурсов и соревнований (индивидуальных и коллективных, поощрения участников.
2. Предварительная работа. Распределение обязанностей: подготовка атрибутов для игр и упражнений; изготовление эмблем для команд, памятных значков для награждения; отработка сценария праздника, его музыкальное оформление; разучивание с детьми гимнастических упражнений для выступлений на физкультурных занятиях, отбор и повторение песен, танцев; обеспечение травмобезопасности места проведения праздника. Подготовительная работа инструктор по физкультуре, воспитателя с детьми : регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий и утренней гимнастики; ежедневное участие детей в подвижных и спортивных играх, спортивных упражнениях, предусмотренных программой; оформление мест проведения праздника; ознакомление детей с выдающимися спортсменами и достижениями (проведение бесед, рассматривание картин, книг, показа диафильмов); проведение занятий по изобразительному искусству на тему «Спорт в нашей жизни»; оформление альбомов, стендов, отражающих выступления детей на празднике.
3. Организация совместной работы инструктор по физкультуре, воспитателя с родителями: распределение обязанностей между родителями; создание команды из числа родителей, участвующих в празднике; проведение консультаций; подготовка места для организации соревнований и аттракционов, спортивной одежды и костюмов для выступлений, праздничного сюрприза и плакатов; участие в художественном оформлении, утверждении сценария и реализации программы праздника; фотографирование детей.
4. Подготовка спортивного сооружения (стадиона) : создание условий для выступлений детей, организации игр, соревнований, аттракционов, работы судейской бригады; обеспечение травмобезопасности оборудования; проверка санитарного состояния трибун, раздевалок;
5. Разработка сценария. Одним из важных разделов работы при подготовке к физкультурному мероприятию является разработка сценария, которая поручается комиссии (группе) из числа сотрудников дошкольного учреждения (инструктор по физкультуре, методист, воспитатели детских групп, выступающих на празднике, музыкальный руководитель). В том случае, когда на празднике объединяются дети из нескольких дошкольных учреждений, в работе комиссии принимают участие воспитатели и музыкальные руководители этих детских садов. В ходе подготовки группа сотрудников, ответственная за разработку сценария, обращается к помощи опытных и творческих воспитателей, родителей, привлекает их к составлению приветствий, перекличек, конкурсов, сочинению стихотворений, консультируется с ними по другим номерам программы.
Таблица 1. - Система работы воспитателя
по организации и проведению спортивных праздников с детьми 6 – 7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
№ Вид деятельности воспитателя Задачи обучения Спортивные игры с правилами Интеграция образовательных областей
1 Занятия физической культуры Обучение спортивным играм с правилами детей 6 – 7 лет:
основная часть занятия: обучение спортивным играм;
вводная, основная и заключительная части: закрепление спортивных игр с правилами
“Спортивная эстафета”
“Полоса препятствий”
“Чудо мешок”
“Прыжки на мешках”
Физическая культура
Здоровье
Безопасность
Социализация
Музыка
2
Мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей: Закрепление спортивных игр с правилами, оздоровление детского организма
Развлечение по народным играм “Лазы – пролазы”
Развлечение “Кружатся листья, ведут хоровод”
Здоровье
Физическая культура
Музыка
Коммуникация
- закаливание детей: воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями Укрепление здоровья, повышение сопротивляемости организма
Физическая культура
Здоровье
Социализация
Музыка
- двигательная активность на прогулке Повышение двигательной активности, закрепление спортивных игр с правилами Катание на велосипедах, самокатах
Игры в футбол, баскетбол
Подвижные игры Безопасность
Коммуникация
Здоровье
- утренняя гимнастика (игровая) Закрепление спортивных игр с правилами, оздоровление детского организма Освоение гимнастических упражнений Здоровье
Физическая культура
Музыка
3 Совместная деятельность детей с воспитателем Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании Участие в подвижных играх и упражнениях.
Регулярное освоение гимнастических упражнений во время физкультурных занятий и утренней гимнастики.
Рисование “Спорт в нашей жизни” Физическое развитие
Коммуникация
Художественное творчество
- с сотрудниками детского сада
Накапливать и обогащать двигательный опыт детей Изготовление атрибутов для игр, эмблем
Разучивание стихов, песен
Создание условий для выступления детей Социализация
Музыка
Чтение художественной литературы
Художественное творчество
- с спортсменами Содействовать гармоничному физическому развитию детей Знакомство с достижениями спортсменов.
Беседы, фильмы, презентации Физическое развитие
Коммуникация
4 Взаимодействие с родителями Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс Соревнование – эстафета “Я, ты, он, она – дружная семья. ”
Подготовка спортивных костюмов, одежды для выступлений
Праздничный сюрприз и плакаты
Фотографирование детей Социализация
Коммуникация
Физическое развитие
Художественное творчество
При составлении плана-сценария праздника необходимо
• обеспечить постепенное возрастание физической и психической нагрузки;
• предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
• чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
• предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
• сочетать знакомые детям и вызывающие у них положительное эмоциональное состояние игры, задания с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.
При разработке сценария физкультурного мероприятия необходимо придерживаться определенного порядка расположения материала. Этому поможет приведенная ниже примерная схема построения:
1. Открытие праздника, парад участников
2. Показательные выступления групп, команд, сводные гимнастические упражнения.
3. Массовая часть праздника с участием всех детей и присутствующих гостей в играх-аттракционах.
4. Окончание праздника, подведение итогов, награждения, закрытие праздник
Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 45-50 минут для детей 4-5 лет; 60-90 минут для детей 6-7 лет. Если в празднике участвуют дети разного возраста и взрослые, то длительность участия детей определяется их психическими и физическими возможностями. Однако в любом случае праздник не должен длиться более 2 часов, иначе наступает утомление, снижающее интерес к происходящему.
Праздник надо начать точно в назначенное время. Важно создать хорошую, спокойную обстановку, не допускать нарушения режима жизни детей. С этой целью физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).
Внимательное отношение к каждому ребенку со стороны сотрудников детского сада, поддержание радостного настроения, оказание необходимой помощи в переодевании праздничных костюмов — все это помогает детям чувствовать себя уверенно и спокойно.
Сценарий физкультурного мероприятия строится на основе программно-методических требований, предъявляемых к физическому, гигиеническому, эстетическому, нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Третий этап
Сценарий спортивного праздника для детей 6-7 лет
«Олимпийские надежды»
Звучат фанфары.
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и наши гости. Мы рады встрече с вами на спортивном празднике «Олимпийские надежды». Сегодня за звание сильнейших будут бороться команды из детских садов нашего города. Встречаем участников.
Под музыку марша на спортивную площадку входят помощники, несут таблички с названием детских садов, за ними — участники. Располагаются по периметру площадки.
Ведущий - клоун: Мы рады приветствовать вас участники соревнований. А теперь немного из истории настоящих олимпийских игр. Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции в городе Олимпия. Перед началом Игр глашатаи разносили по городам радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!» На время Олимпийских игр прекращались войны между враждующими народами. В спортивных состязаниях мог участвовать только честный, сильный, мужественный, смелый человек. В день игр зажигали священный огонь и давали клятву бороться честно. Участникам соревнований не разрешалось спорить с судьями, травмировать соперников. Соревноваться нужно было честно, храбро, бескорыстно.
Ребенок: В старину, в античном мире,
Двадцать пять веков назад,
Города не жили в мире —
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
— Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет
Кто отважен и силён.
Для сражений мирных будет
Полем боя стадион.
Ведущий: С Древней Греции, с Эллады
Взял пример и новый век.
Возродил олимпиады
Современный человек.
Внимание! Участники соревнований «Олимпийские надежды» смирно. Флаг внести.
Под музыку дети вносят Олимпийский флаг перед строем участников и закрепляют его на флагштоке.
Ведущий: Олимпиада имеет свой флаг. Посмотрите на него. Он представляет собой белое знамя с изображением пяти переплетённых колец — это символ дружбы спортсменов пяти континентов : Европы - голубое, Азии - жёлтое, Австралии - зелёное, Америки - красное, Африки - чёрное).
Ребенок: Пять колец на флаге белом
Меж собой переплелись,
Будто все спортсмены мира
Крепко за руки взялись.
Все мы в дружбу верим свято,
Каждый в дружбе молодец.
И рисуют все ребята
Добрый знак пяти колец.
Ведущий: Второй и очень важный символ олимпийских игр это Олимпийский огонь. Долгий путь преодолевает Олимпийский огонь. Его зажигают греческие девушки у развалин Древней Эллады. Много раз, переходя из рук в руки, спешит факел через весь мир, чтобы достичь олимпийского стадиона. Сегодня мы также зажигаем Олимпийский огонь — символ мира и дружбы детей всей планеты. Олимпийский огонь - зажечь!
Ребенок с факелом подходит к чаше и зажигает огонь.
Ведущий: Священный огонь Олимпийский,
Гори над планетой века!
И факел, зажжённый сегодня,
Пусть пламенем дружбы горит.
И лозунг: «Мир детям планеты!»
На празднике нашем звучит!
Спортивный праздник «Олимпийские надежды» объявляется открытым.
Оценивать наши соревнования будет многоуважаемое жюри (представление жюри).
Всем участникам желаем удачи, здоровья, счастья, солнечного света и побед! А сейчас приглашаем их на разминку перед соревнованиями.
Разминка
Первое задание – командное. «Спортивная эстафета» : участник бежит змейкой между предметами, ходьба по гимнастической скамейке, обегает стойку и по прямой, возвращается обратно, передавая рукой эстафету следующему участнику команды. За нарушение правил – баллы снимаются.
Второе задание «Паровоз» («перевези» всю команду с помощью обруча)
Третье задание - «Чудо-мешок» (прыжки в мешках)
Четвертое задание –«Полоса препятствий».
Описание игры: команды выстраиваются в колонне по одному игроку за стартовой линией. По сигналу руководителя первый игрок выполняет эстафету: бег с подлезанием под препятствие (дуга, продолжает бег с препятствием (по кругам, расположенным друг от друга на расстоянии 25 см).
Пятое задание - Прыжки на мячах (выполняются прыжки на надувных мячах)
Ребенок: Полюбуйтесь, поглядите
На весёлых дошколят —
Олимпийские надежды
Нынче ходят в детский сад.
Время мчится, будто птица,
И, наверно, в добрый час
В гордой форме олимпийца
Выйдет кто-нибудь из нас.
И совсем обычным тоном
Скажут сверстники о нё м:
С олимпийским чемпионом
Мы в одном дворе живём.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги, игра со зрителями.
А сейчас приглашаю участников на торжественное построение для подведения итогов наших соревнований (слово жюри) .
Поздравление и награждение участников. Вручение подарков.
Ведущий: Вот и всё!
И закончился праздник,
Отзвенел, отыграл, отшумел.
Нам узнать помогла
Эта встреча то, что про Олимпиаду
Узнать ты хотел.
Пусть кому-то покажется мало,
И не так уж огромен размах.
В каждом деле ведь важно начало.
Первый год, первый раз, первый шаг.
«Олимпийские надежды» 2014 объявляю закрытыми!
Апробация выявила: любое спортивное мероприятие, спортивный праздник требует тщательной подготовки и больших усилий при его проведении. Необходимо привлечение сотрудников образовательного учреждения в качестве помощников (ведущий-клоун, помощники на старте и финише и т. д., родителей детей-участников в качестве источника поддержки и стимула для участников.
Четвертый этап – Послепроектный этап – предназначен для разработки предложений и рекомендаций по улучшению или продолжению данного проекта. После проведения спортивного праздника от родителей поступили предложения организовать в следующем месяце подобный спортивный праздник среди воспитанников МАОУ д/с 95, спортивного праздника с привлечением родителей по типу «Папа, мама, я – спортивная семья!», от воспитателей - составление рекомендаций, плана - схемы и обучающей презентации по организации методически верно выстроенного спортивного мероприятия.
Результаты представлены в форме презентации (Приложение 1).