Ирина Федоровна Хадеева
Проект опытно-экспериментальной деятельности «Загадочное молоко»
▼ Скачать + Заказать документы
Загадочное молоко
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Солнышко» Моршанского района
Тамбовской области
ПРОЕКТ
опытно-экспериментальной деятельности
«Загадочное молоко»
Материал участника муниципального этапа конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»
участники эксперимента:
воспитанница подготовительной группы Водопьянова Яна
Руководитель:
Воспитатель I категории Хадеева И. Ф.
Публикация «Проект опытно-экспериментальной деятельности „Загадочное молоко“» размещена в разделах
- Молоко, корова. Проекты
- Молоко. Конспекты занятий
- Молоко. Опыты и эксперименты с молоком
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
п. Молодежный, 2020 г.
«Загадочное молоко»
Цель:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Систематизировать знания детей о свойствах молока через организацию совместной деятельности.
Гипотеза: Является ли магазинное пакетированное молоко полезным и качественным?
Задачи:
Обучающая:
- формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;
- учить детей осознанно относиться к своему питанию.
Развивающая:
- обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
- развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое;
- развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.
Воспитательная:
- воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности : познавательная, исследовательская.
Формы организации: индивидуальная
Оборудование: белые листы бумаги, кисточки для написания писем;
стаканы, блюдца, лимонная кислота, сода, ватные палочки,
молоко, вода, акварельные краски, пробирки, жидкое мыло, кока-кола, йод, ватные диски, ложки, фонарик;
Предварительная работа:
проведение опыта с молоком и кока-колой;
опыта с молоком, если его оставить в холодильнике и в теплом месте;
чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.
Ход эксперимента.
Воспитатель.
Яна, я загадки загадаю
До того мудреные!
Если загадки отгадаешь,
Попадешь в лабораторию.
А в лабораторию непростую, а научную.
- Готова к испытанию?
Яна. Да
Воспитатель.
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой,
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу,
Творожок на пирожок,
Кушай, Янушка, дружок!
Яна. Молоко
Воспитатель.
Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок!
Яна. Мороженое
Воспитатель.
Догадайся, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас.
Яна. Сметана
Воспитатель.
Что за белые крупинки?
Не зерно и не снежинки.
Скисло молоко — и в срок,
Получили мы.
Яна. Творожок
Воспитатель.
Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это.
Яна. Сыр
Воспитатель.
Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Яна. Масло
Воспитатель. Молодец, Яна. Быстро справилась с заданием! Все ответы правильные! Яна, ты догадалась о чем мы сегодня будем говорить?
Яна. О молоке и молочных продуктах.
Воспитатель. О каких молочных продуктах, мы еще не сказали?
Яна. Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок….
Воспитатель. Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике?
Яна. Молочные супы, каши, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники)
Воспитатель.
Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко
С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты : творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло…
- Откуда берется молоко? Кто его нам дает?
Яна. Коровы
Воспитатель. А, еще кто?
Яна. Козы
Воспитатель. Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? У козы?
Яна. Коровье, козье.
Воспитатель. На свете есть и другие животные, которые дают молоко.
Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло.
В лабораторию чудес приглашаю! В ней мы знания добудем, с молоком дружны мы будем!
Яна, давай проведем опыты с молоком.
Качество молока можно определить по внешнему виду.
Оборудование: стеклянный стакан 200 мл
Ход работы:
1. Налить в стакан молока до середины объёма.
2. Внимательно рассмотреть молоко на наличие загрязнений, примесей и отметила однородность.
3. Дать молоку отстояться в течение 3 - 5 минут и отметить наличие осадка.
Ответ: качество молока по внешнему виду однородное, без примесей и
осадков
.
Качественное молоко определяет его цвет.
Оборудование: стеклянный стакан 200 мл, белый лист бумаги.
Ход работы:
1. Налить в стакан 50-60 мл молока.
2. Поднести к стакану белый лист бумаги и сравнила цвет.
Ответ: цвет белый, как белый лист бумаги.
Определение консистенции молока
Оборудование: баночка с крышкой.
1. Налить в банку с крышкой молока до середины объёма.
2. Закрыть банку и слегка встряхнула её, чтобы намокли стенки.
3. Дать молоку стечь и в течение 1-2 минут и оценила результат.
Ответ: консистенция молока однородная.
Определение запаха молока
Оборудование: баночка с крышкой.
Ход работы:
1. Налить в баночку с крышкой молока чуть больше половины её объёма, закрыть крышкой.
2. Открыть крышку, сразу понюхать. Запах определить многократными короткими вдыханиями.
Ответ: +пахнет молоком, запаха нет.
Определение вкуса молока
Оборудование: стеклянный стакан.
Реактивы: вода питьевая.
Ход работы:
1. Налить в стакан 10-20 мл молока.
2. Взять глоток молока в рот, стараясь распределить его по всей полости рта, подержать его некоторое время. Определить вкус.
После каждой пробы молока прополоскала рот водой и между отдельными определениями делала небольшие перерывы.
Ответ: молочный вкус.
Модификация молока в простоквашу
Оборудование: стеклянный стакан – 2шт
Ход работы:
Налить в 2 стакана свежего цельного молока. Один стакан поставить в холод, другой в тепло. Наблюдать, как меняется молоко в холоде и в тепле?
Ответ: в холоде молоко не изменяется, хранится. В тепле молоко прокисает и превращается в новый продукт питания – простоквашу
Модификация молока в творог
Ход работы:
Что будет с простоквашей, если ее еще больше нагревать? Поставила простоквашу на огонь, довели до кипения. В простокваше появились густые хлопья и отделилась желтая жидкость. Процедили через дуршлаг. Вода стекла и осталась густая масса - творог.
Ответ: чтобы получить творог, нужно простоквашу нагреть до кипения и процедить
Опыт «Секретные чернила»
Воспитатель. Яна, ты знаешь как написать секретное письмо или тайное послание?
Яна. Нет
Воспитатель. С помощью чего мы пишем письма, рисуем?
Яна. Ручки, карандаша, бумаги.
Воспитатель Раньше использовали невидимые чернила. При определенных условиях, они становились видимыми (Нагрев, освещение)
Яна, ты догадалась, что за невидимые чернила есть у нас?
Яна. Молоко
Воспитатель. Давай напишем секретное послание? Возьми листочек, ватные палочки или кисточку и с помощью молока нарисуй, что ты хочешь.
Сейчас надо, чтобы молоко высохло и стало невидимым. В конце эксперимента мы узнаем какое тайное послание ты нарисовала.
Воспитатель. Посмотри, что у меня есть?
Яна. Тряпочка и утюг.
Воспитатель. Что надо сделать?
Яна. Прогладить наше письмо
Воспитатель. Что же ты написала в своем письме?
Вывод: Некоторые вещества, которые содержатся в молоке, под действием тепла разрушаются быстрее, чем загорается сама бумага. При этом химическом процессе выделяются продукты горения. При нагревании молочных пятен на бумаге белки и углеводы обугливаются и становятся видимыми.
Опыт «Что полезнее кока-кола или молоко?»
Воспитатель Чтобы наглядно увидеть, что мы пьём, и сделать вывод, что полезней молоко или кока-кола, мы решили смешать колу с молоком. И вот что у нас получилось.
Вывод: Молоко потемнело, стало коричневым, началась реакция, молоко свернулось, появился осадок в виде хлопьев. Кока-кола вступила в окислительную реакцию с молоком.
«Опыт с йодом»
Воспитатель. На некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства. Давай узнаем, добавили ли в наше молоко крахмал?
Яна. ДА
Воспитатель Для этого в наше молоко добавим йод. Что случилось с молоком?
Яна. Молоко окрасилось.
Вывод: при соединении йода с крахмалом образуется соединение ярко-синего цвета. Раз у нас молоко стало синего цвета, значит. Какой вывод сделаем.
Яна. Капли йода с коричневого изменили цвет на синий. Это подтверждает наличие в молоке крахмала.
Опыт «Кипящее молоко»
Воспитатель. Есть выражение «Молоко убежало» У молока есть ноги?
Яна. Нет
Воспитатель. Почему так говорят? Молоко «убегает» при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты, кастрюлю с молоком, то часть молока из нее просто выбежит. Давай посмотрим как молоко «бегает»? У нас нет ни плиты, нет огня, кастрюли, чтобы кипятить молоко. Но, у нас ведь научная лаборатория чудес. Для нашего опыта потребуется лимонная кислота, сода и молоко.
В молоко добавим соду, что происходит? А теперь добавим лимонную кислоту.
Посмотрите, что происходит с молоком? (Оно пенится, кипит)
Вывод: В молоке происходит реакция соды и лимонной кислоты. Оно пенится, выделяет пузырьки, кипит.
Опыт «Цветное молоко»
Воспитатель. Яна, ты любишь рисовать? На чем ты рисуешь?
Яна. На листочках, в альбомах, на снегу, песке, на асфальте.
Воспитатель. Чем обычно рисуешь?
Яна. Красками, карандашами, фломастерами, палочкой, мелками.
Воспитатель. А на молоке, ты когда-нибудь рисовала?
Яна. Нет.
Воспитатель. Давай попробуем?
На столе стоит молоко в тарелке. Добавь в него несколько капель зелёной, красной, синей краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
Возьмите другую ватную палочку, окуни ее в жидкое мыло. Палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся молока в течение буквально 10 секунд. Только касаемся!
А далее начинается самое интересное – волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. От волшебной ватной палочки и от цветного взрыва в молоке. Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться. Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
Вывод: Мы видим взрыв красок. Жидкое мыло вступает в реакцию с молоком и заставляет краски двигаться, оно отталкивает жир, соединяющийся в молоке. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.
Воспитатель. Яна, а ты пробобовала окрасить молоко в яркие цвета?
Яна. Нет
Воспитатель. Давай попробуем это сделать.
Воспитатель. Яна, как ты думаешь, если мы поочередно будем наливать в стакан цветное молоко и растительное масло, то они – смешаются?
Яна. Незнаю.
Воспитатель. Давай, попробуем это сделать. Что у нас получилось?
Вывод: Растительное масло легче, чем молоко. Наливая в стакан поочередно цветное молоко и растительное масло, молоко оседает вниз, образуя при этом забавные шарики разных размеров. А растительное масло поднимается вверх
Воспитатель. Яна, тебе понравилось сегодня проводить опыты с молоком?
Яна. Да. Целью эксперимента было получить более глубокие знания о молоке и молочных продуктах. Магазинное пакетированное молоко не содержит примесей, осадков, белого цвета. Консистенция молока однородная, пахнет молоком, имеет приятный вкус. В тепле прокисает и превращается в простоквашу. При нагревании простокваши получается творог. При проведении опыта с йодом молоко окрасилось в нежный фиолетовый цвет. Значит в молоко добавлен крахмал. Я думаю, что коровье и козье молоко более полезны, чем магазинное молоко.
Вывод: В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием.
Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества.
Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.
Пейте дети молоко – будете здоровы!