Ольга Падерина
Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Комплект занятий
по организации
опытно – экспериментальной
деятельности с детьми
младшего возраста.
(в соответствии с ФГОС)
Разработано О. А. Падериной
г. Серов
Детский сад «Солнышко».
Календарно – тематический план
по опытно – экспериментальной работе.
Младший возраст.
Сентябрь.
Экспериментирование с песком.
1. Почему песок сыплется?
2. Свойства мокрого песка.
Октябрь.
Экспериментирование с глиной.
1. Глина, ее качества и свойства.
Публикация «Комплект занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
2. Глиняные игрушки.
Ноябрь.
Экспериментирование с водой.
1. Свойства и признаки воды.
2. Пар – тоже вода.
Декабрь.
1. Снег и лед – твердая вода.
2. Разноцветные льдинки.
Январь.
Экспериментирование с воздухом.
1. Поиск воздуха.
2. Что в пакете.
Февраль.
1. Мы дышим воздухом.
2. Надуваем мыльные пузыри.
Март.
Экспериментирование с солнечным светом.
1. Солнечные зайчики.
2. Игры с цветными стеклышками.
Апрель.
Экспериментирование с растениями.
1. Посадка лука.
2. Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды.
Май.
Наши помощники – органы чувств.
1. Глаза.
2. Нос.
Сентябрь.
Экспериментирование с песком.
1. Тема: «Почему песок сыплется?»
Цель: выделить свойства песка (сыпучесть, рыхлость).
Требуется: сухой песок, формочки, палочки.
Ход эксперимента.
Рассмотреть песок через лупу.
Предложить детям взять в руки песок и выпускать его из горсти тонкой струей в одно место – образуется холмик.
Набрать в формочку сухого песка и попробовать сделать из него куличик.
Палочкой нарисовать на сухом песке линию, солнышко (любой другой рисунок).
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, он сыпуч, из сухого песка
нельзя сделать куличик - он рассыпается.
2. Тема: «Свойства мокрого песка».
Цель: сравнить свойства сухого и мокрого песка.
Требуется: емкости с сухим и влажным песком.
Ход эксперимента.
Предложить детям взять в одну руку сырой песок, в другую сухой, одновременно выпустить песок тонкой струйкой.
Сделать из сырого песка куличик.
Палочкой нарисовать что-нибудь на сыром песке.
Вывод: сырой песок не сыплется тонкой струйкой, но он может принимать разнообразную форму, пока не высохнет.
Октябрь.
Экспериментирование с глиной.
1. Тема: «Глина, ее качества и свойства».
Цель: научить детей узнавать предметы из глины, определять ее качества (мягкость, пластичность) и свойства (моется, бьется, размокает, твердеет).
Требуется: сухая и влажная глина.
Ход эксперимента.
Предложить детям рассмотреть сухую и влажную глину.
Слепить из сухой глины посуду для куклы.
Повторить задание с влажной глиной.
Результат: сухая глина твердая, не формуется, влажная – хорошо
формуется.
Вывод: изделия из глины прочные, плохо пропускают воду
2. Тема: «Глиняные игрушки».
Цель: развивать стремление к преобразованию предмета, изменяя форму, цвет, величину.
Требуется: влажная глина, глиняные игрушки для рассматривания, акварельные
краски.
Ход эксперимента.
Рассмотреть игрушки, вылепленные из глины.
Предложить детям слепить овощи и фрукты для игры в магазин.
Высушить изделия, раскрасить акварельными красками.
Вывод: при высыхании глиняные изделия становятся твердыми,
прочными, их можно раскрасить и использовать в играх.
Ноябрь.
Экспериментирование с водой.
1. Тема: «Свойства и признаки воды».
Цель: познакомить со свойствами воды; воспитывать бережное отношение к воде.
Требуется: прозрачные пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребенка, холодная и теплая вода.
Ход эксперимента.
Выяснить, есть ли в группе вода, где она находится.
Рассмотреть воду: в прозрачном стакане, в аквариуме.
Перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода жидкая, чистая, прозрачная, без запаха, не имеет вкуса,
может течь, бывает холодная, теплая, или горячая.
2. Тема: «Пар – тоже вода».
Цель: познакомить детей с одним из состояний воды – паром.
Требуется: термос (емкость с кипятильником, вода, металлическая крышка.
Ход эксперимента.
Определить, что происходит в то время, когда открывается крышка термоса?
Выяснить, что находится внутри емкости.
Накрыть термос крышкой или стеклом.
Результат: на крышке появляются капли воды.
Вывод: пар – это тоже вода.
Декабрь.
1. Тема: «Снег и лед – твердая вода».
Цель: познакомить детей со способностью воды преобразовываться в твердое состояние при низкой температуре, а так же со способностью снега и льда преобразовываться в воду.
Требуется: пластмассовые емкости разной формы и размера, вода, снег, лед.
Ход эксперимента.
Налить воду в разнообразные пластмассовые формочки.
Вынести на мороз или поставить в морозильную камеру.
Рассмотреть принесенные с прогулки снег и лед, определить их качества
( лед: холодный, скользкий, прозрачный, хрупкий; снег: холодный, не прозрачный, формуется).
Результат: в емкостях образовался лед, в тепле лед и снег тают.
Вывод: вода при охлаждении замерзает, превращается в лед; при нагревании лед и снег – превращаются в воду.
2. Тема: «Разноцветные льдинки».
Цель: познакомить детей с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
Требуется: емкости с водой, краски.
Ход эксперимента.
В прозрачные емкости налить воду, рассмотреть ее (опустить в воду разнообразные предметы).
Предложить детям в каждую емкость добавить по несколько капель разной краски – вода окрасится.
Вынести окрашенную воду на мороз или поставить в морозильную камеру.
Результат: дети учатся смешивать краску с водой, аккуратно разливать по формочкам, знакомятся со свойством воды (замерзание на холоде).
Вывод: вода льется, растворяет в себе краску, замерзает на холоде.
Январь.
Экспериментирование с воздухом.
1. Тема: «Поиск воздуха».
Цель: помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.
Требуется: султанчики, ленточки, флажки, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкости.
Ход эксперимента.
Дети наблюдают за движением султанчиков, флажков, ленточек, воздушного шарика во время прогулки.
Дуют в трубочку для коктейля, опустив ее в стакан с водой.
Надувают воздушный шарик.
Вывод: Вокруг нас везде есть воздух.
2. Тема: «Что в пакете?»
Цель: учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
Требуется: полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
Ход эксперимента.
Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты – в них ничего нет.
Педагог, отвернувшись от детей, набирает в один из пакетов воздух и закручивает его, тот становится упругим. Показывает детям и вновь спрашивает: «Что в пакете?»
Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Обращает внимание детей на то, что пакет перестал быть упругим, объясняет детям, что в пакете был воздух.
Спрашивает: «Почему кажется, что пакет пустой?» «Воздух прозрачный, невидимый, легкий».
Дети наполняют пакеты воздухом, закручиваю их, затем выпускают воздух из пакетов.
Вывод: Везде вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, легкий.
Февраль.
1. Тема: «Мы дышим воздухом».
Цель: познакомить детей с тем, что человек дышит воздухом, помочь обнаружить и увидеть его.
Требуется: коктейльные трубочки, стаканчики с водой.
Ход эксперимента.
На столе перед каждым ребенком пластиковый стаканчик с водой и трубочкой для коктейля.
Воспитатель предлагает сделать вдох, выдохнуть воздух из себя в трубочку и посмотреть, что произойдет.
Прозрачные пузырьки, появившиеся в воде – это и есть воздух.
Результат: дети увидели воздух своими глазами, он бесцветен и прозра-
чен.
Вывод: человек вдыхает и выдыхает воздух, его можно увидеть.
2. Тема: «Надуваем мыльные пузыри».
Цель: научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадении воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Требуется: поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).
Ход эксперимента.
Педагог наливает в поднос мыльный раствор, кладет в середину цветок и накрывает его прозрачной воронкой. Дует в трубочку воронки и, после того как образуется пузырь, наклоняет воронку и высвобождает из-под нее пузырь.
На подносе остается цветок под мыльным колпаком. Так образуются мыльные пузыри.
Педагог объясняет, как образуются мыльные пузыри.
Предлагает детям надуть всем мыльные пузыри.
Результат: дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их.
Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания; при надувании пузырей мы выдыхаем воздух из себя; пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Март.
Экспериментирование с солнечным светом.
1. Тема: «Солнечные зайчики».
Цель: научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».
Требуется: небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда.
Ход эксперимента.
Показать детям блики солнца на предметах, объяснить, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики».
Поймать с помощью зеркала луч солнечного света и направить его в нужном направлении. Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой, играть в прятки и догонялки на стене (использовать фольгу, посуду с глянцевым покрытием).
Предложить детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света, объяснить почему ничего не получается (нет яркого света).
Результат: дети научились пускать солнечных «зайчиков», управлять
ими.
Вывод: солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей
поверхности; они появляются только при ярком свете; можно пускать
солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посу-
ды).
2. Тема: «Игры с цветными стеклышками».
Цель: учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.
Требуется: солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.
Ход эксперимента.
Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное).
Сравнить разноцветные стеклышки с оконным стеклом.
Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти предметы.
Предложить детям из цветных стекол выложить панно и зарисовать его на альбомных листочках.
Вывод: если смотреть через цветное стеклышко на окружающие
предметы, то они будут такого цвета, какого цвета стекло.
Апрель.
Экспериментирование с растениями.
1. Тема: «Посадка лука».
Цель: познакомить детей со свойствами лука, с приемами посадки в воду и землю, вызвать интерес к процессу выращивания растений.
Требуется: лук, емкости с землей, рассадные горшочки (по количеству детей, лейки, вода, совочки.
Ход эксперимента.
Предложить детям совочками наложить землю в рассадные горшочки.
Рассмотреть луковицы: у луковицы есть верхушка – отсюда растет
растет зеленый лук, внизу – донце, из него вырастают корни.
Посадить луковицы в землю и полить их водой.
Наблюдать за появлением первой зелени. Делать зарисовки в альбоме наблюдений.
Результат: вырастить зеленый лук.
Вывод: после посадки за луком необходим уход, если его не поливать, растение может погибнуть.
2. Тема: «Проращивание луковиц в стакане с водой и без воды».
Цель: выделить фактор внешней среды – воду – как существенную необходимость для роста и развития лука.
Требуется: две одинаковые луковицы, два прозрачных стакана (один наполненный водой, другой – пустой).
Ход эксперимента.
Рассмотреть луковицы, выяснить, что необходимо для выращивания зеленого лука.
Выяснить, действительно ли для проращивания лука необходима вода.
Предложить детям посадить луковицы в стаканчик с водой и в пустой.
Через несколько дней рассмотреть луковицы и отметить результаты.
Результат: луковица, посаженная в стаканчик с водой, пустила корни и дала зеленые отростки; с луковицей, посаженной в стакан без воды, не произошло никаких изменений.
Вывод: вода необходима для роста и развития лука.
Май.
Наши помощники – органы чувств.
1. Тема: «Глаза».
Цель: познакомить детей с органом зрения – глазами, их назначением, правилами ухода и охраны.
Требуется: зеркала, повязка на глаза для игры в жмурки, разнообразные иллюстрации.
Ход эксперимента.
Организовать подвижную игру жмурки.
Выяснить у детей, почему водящему трудно было ловить ребят.
Легко ли жить людям с плохим зрением, тем, кто совсем ничего не видит.
Уточнить, что глазам полезно, а что допускать нельзя.
Вывод: глаза человеку необходимы, их нужно беречь.
2. Тема: «Нос».
Цель: познакомить с функцией носа, его строением.
Требуется: апельсин, чеснок, 2 одинаковые коробочки, схематичные изображения разнообразных носов.
Ход эксперимента.
Показать детям коробочки и предложить определить, что в них находится. Поменять коробочки местами, попробовать определить содержимое коробочек зажав нос.
Выяснить у детей, для чего еще нужны людям и животным носы.
Объяснить, почему в холодную погоду нельзя дышать ртом.
Уточнить, что для носа полезно, а что вредно.
Вывод: продукты и предметы можно определять по запаху, нос нужен, чтобы дышать, нельзя ничего засовывать в нос.