Виктория Нечаева
Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы воспитателя Нечаевой В. В. по проведению опытно – экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие: познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать игры эксперименты по ознакомлению детей со свойствами воздуха и воды.
Публикация «Использование опытно-экспериментальной деятельности в практике педагогов дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования.
Воспитательные: воспитывать эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование: методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Раздаточный материал: ёмкости с водой; стаканы одноразовые, трубочки, краски, кисточки,
Ход мастер-класса:
I. Вводная часть.
Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ»
Игры - эксперименты являются одним из эффективных методов воспитания.
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что дети очень любят экспериментировать и играть.
Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё : трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково - познавательная деятельность дошкольников протекающая в форме экспериментальных действий.
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру:
Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений.
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать".
Средства: язык, речь, поисковые действия.
Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты.
Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций.
Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности.
Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т. к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника.
Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия.
Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
II. Основная часть
Практическое занятие.
Игры – эксперименты для младших дошкольников.
Роль развития опытно-экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Экспериментальная деятельность наряду с игровой является ведущей деятельностью ребёнка дошкольника, ведь недаром китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Игры-эксперименты помогают ребенку познавать свойства предметов, веществ, знакомят с природными явлениями. Сейчас мы разделимся на группы и немного поиграем.
1 группа. Игра – эксперимент. Пейте куклы вкусный сок.
Цель: выявить свойство воды и красок, способность воды растворять краски изменять цвет.
Материал: акварельные краски, кисточки, прозрачные пластиковые стаканы с водой.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово.
Наши дети любят не только экспериментировать, играть, но ещё слушать сказки.
Сейчас я вам покажу как мы проводим игры – эксперименты.
Педагог берёт в руки игрушку зайчика и начинает рассказывать сказку.
Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-буль потекла водичка.
- Мама, закрой глаза! – сказал Зайка.
Мама закрыла глаза и стала ждать, что же будет. (и вы закройте глазки).
(Педагог быстро размешивает в стаканах краски: жёлтую, красную, синюю, зелёную и оранжевую).
- Открывай! – скомандовал Зайка. (И вы откройте глазки).
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая. (покажите пальчиком, где какая).
- Как красиво! – восхитилась мама.
А у нашего зайки есть подружки куклы, которые очень любят сок. (показываем кукол).
Педагог.
- А, давайте мы с вами приготовим разноцветный сок для кукол.
- Если опустим в стакан с водичкой кисточку с жёлтой краской, интересно, что получится. Какой это сок?
(красная вода превратится в томатный сок, оранжевая – в апельсиновый, жёлтая – в ананасовый, синяя - в ежевичный)
- А сейчас накроем на стол и угостим кукол напитками.
2 группа. Тает льдинка
Педагог раздаёт всем лёд на тарелочке.
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: лёд, пластиковые тарелочки, прозрачные стаканчики с теплой и холодной водой.
Ход игры – эксперимента.
Художественное слово.
Однажды зимой бельчонок принёс домой льдинку-сосульку, он оставил её в дупле, на полу в прихожей, а сам пошёл обедать, а потом спать. Когда проснулся, сразу вспомнил про льдинку, побежал в прихожую. Льдинка пропала – нет нигде, зато на полу блестела лужица.
Воспитатель. Положим кусочек льда на тарелочку и посмотрим, что же произойдет.
- Откуда появилась вода?
- Правильно, лед начал таять и превратился в воду.
Воспитатель.
- Ребята, а теперь давайте проверим, в какой воде лед быстрее растает.
Перед детьми по два стаканчика. Воспитатель наливает в один стакан теплую подкрашенную воду, в другой холодную воду. Дети опускают в воду кусочки льда и наблюдают как быстро он тает.
Воспитатель. В какой воде лед растаял быстрее? Правильно, в теплой, значит, от тепла лед тает.
3 группа. Считалочка – купалочка.
Цель: познакомить со свойствами воды – льётся, движется.
Материал: ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента
Художественное слово
Варим кашу для малышек,
(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу»)
Тесто делаем для пышек,
(Месим воду, как тесто)
Сладким чаем угощаем,
(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну)
Ну а после – отдыхаем!
В ванночку – бултых!
Воспитатель предлагает детям поиграть с водой, обращает их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.
4 группа. Как вода гулять отправилась
Цель: дать представление о том, что вода двигается, её можно собрать различными предметами – губкой, грушей.
Материал: поролоновая губка, ванночка с водой, емкости для воды, салфетки.
Ход игры – эксперимента
Художественное слово.
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Воспитатель:
- Ребята, давайте, и мы попробуем переместить воду.
Воспитатель предлагает ребенку опустить в тазик с водой поролоновую губку.
Воспитатель:
- Куда делась вода? (впиталась в губку)
Затем воспитатель предлагает ребенку отжать губку в другой тазик.
- Вода снова появилась.
Воспитатель:
- А теперь попробуем переместить воду с помощью резиновой груши.
Дети набирают воду в резиновую грушу и выливают в пустую емкость.
5 группа. Почему кораблики не плывут.
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры - эксперимента. Художественное слово.
Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звё зды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Воспитатель предлагает опустить кораблики в ванночку с водой.
- Ребята, плывут кораблики?
- Почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли?
(предложения детей)
- Где «взять» ветер?
Дети дуют на кораблики, создают ветер.
III. Заключительная часть.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них игры – эксперименты стали
Не наукой, а частью души!
Уважаемые коллеги!
Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к опытно – экспериментальной деятельности!Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.