Елена Белевич
Проект «Огород на подоконнике» в подготовительной группе. 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями:
Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
4. Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ в подготовительной группе, 2 часть» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
5. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.
6. Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Есть ли у вас огород, дача?
Есть ли у ребенка своя грядка, клумба?
Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей в огороде? Если нет, то почему?
Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?
Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в оказании помощи?
Как Вы думаете, какие личностные качества характера будут развиваться в ребенке, если он будет участвовать в совместной деятельности по посадке, уходу за огородными культурами?
Обработав результаты анкетирования мы выяснили, что 80% родителей наших воспитанников имеют данные участки. Но в посадке и выращивании овощей и зелени ребенка не привлекают. Ребенок является сторонним наблюдателем. По мнению родителей, ребенок еще очень мал для этой трудовой деятельности. Хотя полезность труда для детского организма никто не отрицал.
Именно поэтому мы решили, что для наших детей будет очень полезным устройства огорода на подоконнике. Создав огород на подоконнике, мы вырастим лук, горох, фасоль, петрушку, салат. Тем самым, у детей вырастит интерес к позновательно-исследовательской деятельности. Исследуя опытным путем, выяснят наилучшие, благоприятные условия для роста растений. Научатся вести наблюдения, фиксировать их делать первые выводы.
Приложения
Самые лучшие загадки об овощах
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он… Обжигает… Не лимон. (Лук)
Как на грядке под листок Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький, Вкусный овощ маленький. (Огурец)
Огородная краля Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет, А коса-то, как букет. (Морковь)
Зелёная толстуха Надела уйму юбок.
Стоит как балерина, Из листьев пелерина. (Капуста)
Красный, детки, но не мак. В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)
В огороде - жёлтый мяч. Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна. Вкусные в нём семена. (Тыква)
У извилистой дорожки Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко, Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
В зелёной палатке Колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек)
Он кусает, только вот, Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок. Что, скажи, дружок? (Чеснок)
Бурая - не мишка, В норке - но не мышка. (Картошка)
Горлодёрку потри сквозь тёрку, Добавь кваса да хлеба кусок. Эта еда продлит года. (Редька)
В огороде хоть росла, знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)
В этих жёлтых пирамидках сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)
Народные пословицы, поговорки об овощах
Лук от семи недуг
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят. Лук с чесноком – родные братья.
Сердце с перцем, душа с чесноком (т. е. злой человек)
Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»
Надоел, как горькая редька.
Надоел хуже горькой редьки.
Морковь прибавляет кровь.
Съешь и морковку, коли яблочка нет.
В море огурцы сажать (т. е. преувеличивать, обманывать)
Каждому овощу свое время.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Любовь не картошка – не выкинешь в окошко.
Капуста любит воду да хорошую погоду.
Языком капусту не шинкуют.
Проще пареной репы (т. е. очень просто)
Дешевле пареной репы (т. е. очень дешево) Лук от семи недуг.
Лук да баня все поправят.
Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа)
Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, Вб, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале илирастительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Дидактическая игра «Что сажают в огороде»
Задачи: - учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения);
- развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки;
Игровое правило: отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет» Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.
ОПИСАНИЕ:
- Дети, вы знаете, что сажают в огороде?
- Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет» Кто ошибется, тот проигрывает».
- Морковь (да)
- Огурцы (да)
- Свекла (да)
- Сливы (нет)
Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»
Стихи
Купите лук
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка!
Приходите в огород
Посмотреть, как все растет,
Как играют в прятки
Огурцы на грядке.
Как подсолнухи в картошке
Тянут к солнышку ладошки,
Как от утренней росы
У бобов блестят усы.
Как краснеют у забора
Великаны-помидоры.
Все растет, все цветет,
Никому не тесно.
Приходите в. огород —
Очень интересно.
Дедушка Рох
Дедушка Рох
Посеял горох.
Землю пахал —
Тяжко вздыхал.
Когда убирал,
Пот утирал.
Когда молотил —
По пальцу хватил.
Зато когда ел,
Язык проглотил —
До того было вкусно.
Дидактические игры:
«Вершки и корешки»
Воспитатель берё т 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры
Тема "Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.
3. Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.
4. Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".
5. Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.
6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.
7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.
8. Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
Пальчиковая игра "Варим мы компот"
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы, сопровождая игру произнесением стиха:
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Пальчиковая игра "В сад идем мы погулять"
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу.
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
1. Бабушка кисель варила
Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,
(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)
Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)
Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)
У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)
Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)
Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)
2. Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы. Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал и берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод нас позвал в огород, мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород, где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Вот так яблоко, вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.) И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.) Оно (Руки в стороны.) Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, (шагают пальчиками по столу)
Хозяйка с базара домой принесла (загибают по одному пальцу на обеих руках)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (хлопок)
Вот овощи спор завели на столе - (попеременные удары кулачками и ладонями)
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? (загибают пальчики на обеих руках)
Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (хлопок)
Хозяйка тем временем ножик взяла (стучат ребром каждой ладони по столу)
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, Морковку, (загибают пальчики)
Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (ладони складывают крест- накрест на столе)
Картошка, Капуста, Морковка, (загибают пальчики)
Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (хлопок)
И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп)
НОД «Что мы знаем об овощах»
Цели: закрепить представления детей о том, где выращиваются овощи, знания об их свойствах; научить строить описательные рассказы на сравнение овощей, строить сложносочиненные предложения.
НОД начинается с игрового момента (ребенок, одетый «хозяюшкой», входит с корзинкой с овощами). Хозяюшка показывает всем содержимое корзинки, а воспитатель читает стихи «Овощи» Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
- «Давайте поблагодарим хозяйку за гостинец». Дети благодарят и оставляют хозяйку у себя в гостях.
«А теперь скажите, что же принесла нам хозяйка? Как одним словом это все можно назвать? (дети называют овощи)
А есть ли такое слово, которое объединяет овощи? (урожай, плоды)
Плоды растут. Что еще про них можно сказать? (созревают, поспевают, цветут)
Почему одни плоды называют овощами, а другие фруктами?» (овощи растут в огороде, поле, а фрукты - в садах, из фруктов варят компоты, а из овощей делают салаты, соленья, овощи идут на приправу к первым блюдам)
Воспитатель предлагает детям выбрать из корзины любой фрукт или овощ и рассказать товарищу все, что он знает о нем. Затем овощ или фрукт достает другой ребенок и также рассказывает о том, что взял.
Воспитатель предлагает строить рассказ, используя волшебные квадратики.
Вопросы, на которые нужно ответить:
1. Где растут эти плоды (поле, сад, бахча, огород);
2. Это овощи или фрукты;
3. Где используют спелые плоды;
4. Как цветут растения, на которых они растут;
5. Из чего состоит плод;
6. Какой он на вкус, на ощупь и на запах.
НОД «Труд овощеводов и садоводов»
Цели: закрепить названия овощей и фруктов, правильное использование обобщений («овощи», «фрукты»); закрепить представления о содержании и характере труда овощеводов и садоводов, уточнить знания детей о последовательности работ по выращиванию овощей, об использовании машин и их роли в производстве овощей.
Предварительная работа: для накопления конкретных представлений проводятся наблюдения за работой взрослых на огородах, в садах, парках и скверах, за перевозкой овощей и фруктов по улицам села или города, за их продажей в ларьках и магазинах, на овощных базарах. К занятию подготавливают по 5—6 видов овощей и фруктов, наборы картинок с изображением орудий труда овощеводов и садоводов, а также некоторых сельскохозяйственных машин (трактор, свеклоуборочный комбайн, картофелесажалки и др., подбирают загадки об овощах и фруктах.
В начале НОД воспитатель рассматривает с детьми овощи и фрукты, упражняет детей в классификации и понимании обобщений «овощи» и «фрукты», учит отгадывать и загадывать загадки о них.
Воспитатель выясняет представления детей о том, где растут овощи и фрукты и кто их выращивает; уточняет, что выращивают их сельские жители, овощеводы и садоводы, закрепляет знания о названии профессии, месте работы (огород, поле, сад). Подчеркивает, что овощеводы и садоводы стараются вырастить большой урожай, работают хорошо и дружно. Выращенные ими овощи и фрукты привозят в город, люди их покупают в магазинах и на рынке. Взрослые и дети, живущие в городе, едят вкусные овощи и фрукты и благодарят сельских жителей за их труд.
пройти надо его расколдовать (при ответе детей картинки
переворачиваются – лес зеленый).
Воспитатель: Лук сажают корешками в землю. Своими корешками лук будет
«пить» воду.
Сопровождаю рассказ схемой.
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Расти,
расти лучок»
Вы будете луком, а я буду лук сажать в землю, донцем вниз. Все присели.
Теперь я беру лейку и поливаю лук водой. Лук начинает расти, у него
появляются зеленые листики. Зеленый лук становится большим-большим.
Вот и вырос наш зеленый лук. (Дети встают) Есть у нас огород – там зеленый
лук растет – вот такой вышины-вот такой ширины) Ты лучок выходи и
немного попляши.
В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад
Лук зеленый на ветру делает зарядку. - потягивание вверх;
На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте;
Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать
Здесь – пригнулись низко - присесть
Молодцы, ребята. А теперь давайте подойдем к столу, где каждый по
очереди посадит свою луковицу в землю.
Показ с объяснением:
1. Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.
2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.
3. Поливаю землю вокруг луковицы.
4. Вытираю руки салфеткой.
Воспитатель: перед тем, как мы начнем работать, нам необходимо вспомнить
правила безопасности:
1. Не брать лук и землю в рот.
2. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.
А теперь каждый из вас по очереди сажает лук (вызываю каждого
поочередно, контролирую процесс посадки)
Воспитатель: Дети, куда же лучше поставить наш «огород»? ответы детей.
Давайте поближе к солнышку – на подоконник, у солнышка света много, а
свет очень нужен растениям.
Приходит Пугало огородное. Благодарит детей за помощь в спасении лука.
Очень рад «огороду на окне». Просит детей, чтобы разрешили ему остаться
на огороде, в качестве охранника и помощника.
Я предлагаю вам украсить свои луковички, приготовила для них украшения
(цветочки, бабочки)
Итог занятия.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы) Для чего мы посадили
луковицы? (Чтобы вырастить зеленый лук) Чего в зеленом луке очень
много? (витаминов) Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье)
Что вы узнали нового? Чем вам понравилось заниматься? Что вы расскажите
своим родителям?