Светлана Вторушина
Проект «Огород на подоконнике» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ для дошкольников» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В своей группе мы выяснили, что дети в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с тем, как и где растут растения, какие для этого нужны условия, формирование у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта «Огород на подоконнике".
Объект проекта : огород на подоконнике.
Предмет проекта : процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях
Гипотеза: Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательно - исследовательской деятельности посредством выращивания культурных растений в комнатных условиях, то ребенок будет иметь представления об окружающем мире и демонстрировать активное развитие сообразительности и логического мышления.
Цель проекта :
формировать у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
расширить и систематизировать знания детей о растениях, об условиях их роста и развития;
воспитывать у детей любви к природе.
Задачи проекта :
Обучающие задачи:
Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди сажают, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений: лук, огурцы, помидоры, перец, баклажан, петрушка, укроп, салат, базилик.
Формировать представление о выращивании растений из семян.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
Вырабатывать умения выполнять индивидуальные поручения и коллективные задания.
Развивающие задачи:
Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
Расширить и систематизировать знания детей об овощных культурах и садовых цветах, об их строении, пользе и уходе за ними.
Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
Накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим растениям.
Развивать связную речь, активизировать словарь детей (корень, посадить, углубление, условия, грунт, рассада, пикировать, всходы, росток, память, внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков).
Воспитывать уважение к труду, и труду взрослых и детей, бережное отношение к его результатам;
Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым, к своим сверстникам.
Задачи по работе с родителями:
Повысить компетентность родителей по теме «Проектная деятельность детей в дошкольном возрасте»;
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Необходимые материалы:
Подбор методической и художественной литературы;
Подбор необходимого оборудования, инвентаря и семян овощей и цветов;
Подбор наглядного материала (иллюстрации, плакаты, фотографии);
Дидактические игры;
Подбор мультфильмов;
Выставка книг, рисунков, выставка творческих работ родителей и детей.
Предполагаемый продукт проекта :
выпуск газеты на тему «Огород на окне»;
составление альбом «Огород на подоконнике"
разработанные рекомендации для педагогов по организации огорода на подоконнике.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный:
изучение необходимой литературы;
выявления уровня представлений у детей о выращивании культурных растений в комнатных условиях;
определение целей и задачей проекта;
разработка плана реализации проекта;
создание в группе условий для организации работы в «огороде на окне»;
подбор художественной литературы;
подбор дидактических, подвижных игр и сюжетно-ролевых игр;
разработка цикла наблюдений, бесед;
составление конспектов НОД с детьми;
составление презентации к НОД, дневников наблюдений;
Основной этап:
проведение практической и исследовательской работы с детьми по плану реализации проекта;
ознакомление детей с художественной литературой;
проведение бесед;
обыгрывание подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр;
проведение НОД;
заполнение дневников наблюдений;
работа с родителями:
подбор стихов, загадок, пословиц и интересных сведений об овощных культурах для оформления альбома «Огород на подоконнике»;
изготовление композиций для оформления огорода на окне;
проведение консультаций и бесед: «Огород на подоконнике», «Развитие исследовательской деятельности детей в детском саду и дома», «О пользе витаминов для детей».
оформление стенгазеты на тему «Огород на окне» совместными усилиями воспитателей и детей;
создание презентации.
Заключительный этап:
подведение итогов, планирование дальнейшей работы по данной теме;
анализ результатов реализации проекта;
выставка рисунков «От семени к ростку»;
выпуск газеты «Огород на окне»;
презентация проекта.