Галина Адабир
Проект «Огород на подоконнике» для детей дошкольной группы 3–4 лет
2018 год
Во время прогулки недалеко от места, где летом был огород, дети вспоминали, что росло там прошлым летом. Воспитатель спросила: «Ребята, а может ли быть огород в помещении?» Дети дружно сказали, что это невозможно. Воспитатель предложила попробовать вырастить огород в группе. Дети, придя в группу, долго выясняли, где можно это сделать. С помощью воспитателя пришли к выводу, что для этой цели подойдет один из подоконников в группе.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ для детей дошкольной группы 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вид проекта: исследовательский, групповой, творческий.
Тип проекта: познавательный.
Участники проекта:дети младшего дошкольного возраста (3-4 года, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Срок реализации проекта: краткосрочный (март-апрель).
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Проблема для воспитателя:дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта:обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Задачи:
Развивающие:
• развивать познавательные и творческие способности детей;
• формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
Образовательные:
• учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
• обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к своему труду, любовь к растениям.
Этапы работы над проектом:
1) Подготовительный (февраль)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения)
4. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март, апрель)
1. Рассматривание семян (укропа, редиса, свеклы, огурцов и мелиссы) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• Наблюдение за растениями.
3. Отражение результатачерез художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Огород на подоконнике».
3. Презентация проекта «Огород на подоконнике».
Продукт:
• Дополнения к методическим пособиям и рекомендациям.
• Результат работы проекта.
• Презентация по теме проекта для родителей и детей.
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне».
Деятельность родителей:
•Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Инновационная направленность:
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности растущего человека. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Предполагаемый результат:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, редис, свеклу, огурцы, укроп и мелиссу. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
План мероприятий:
1 этап – подготовительный
Подбор наглядно – дидактических пособий, приобретение необходимых материалов и оборудования, подбор художественной и научной литературы.
Беседа об огороде, овощах.
2 этап – основной
План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике».
Мероприятия Цели Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». воспитатель
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт Расширять кругозор детей воспитатель
3. Сбор семян, подготовка земли, оформление огорода Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей воспитатель
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян редиса, укропа, свёклы, мелиссы и огурцов Воспитывать желание помогать взрослым воспитатель
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Привлечь к совместному труду всех детей в группе воспитатель
6. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, связанных с огородом, овощами Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами воспитатель
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно воспитатель
8. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка» воспитатель
9. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание Учить ухаживать за растениями воспитатель
10. Отгадывание загадок про овощи и фрукты Развивать смекалку, память, внимание воспитатель
11. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета Формировать представление детей об овощах и фруктах воспитатель
12. Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини-выставки «Наш урожай» Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки воспитатель
13. Игра-драматизация по русской народной сказке «Репка» Развивать у детей актёрские способности воспитатель
14. Создание фотоальбома «Огород на подоконнике» Подвести итог проделанной работы воспитатель
Образовательные области Совместная деятельность с детьми
Познание 1. Дидактические игры: «Огород», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Чудесный мешочек», «Вершки-корешки», «Что лишнее».
2. Просмотр мультфильмов об овощах.
3. Рассматривание альбомов об овощах, об огороде.
4. Рассказывание экологических сказок.
5. Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».
6. Просмотр слайдов по теме.
7. Загадывание загадок об овощах.
8. Работа со схемами-моделями для составления описательных рассказов о росте растений.
9. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
10. Беседы о том, как выращивают овощи на огороде.
Коммуникация 1. Беседы о разнообразии растительного мира.
2. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях
3. Составление описательных рассказов об овощах.
4. Беседа с использованием мультимедиа презентации.
5. Использование пословиц, поговорок, чистоговорок по теме;
Социализация 1. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».
2. Дидактические игры: «Орудия труда», «Что растет на огороде».
3. Игра – драматизация по стихотворению Ю. Тувима «Овощи».
Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы: В. Коркин «Что растет на нашей грядке», Г. Х. Андерсен «Пятеро из одного стручка»,
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша», Лина Орлова «Три картофельки».
Физическая культура
Здоровье
Безопасность 1. Физкультминутка «Росточки», «Мы капусту солим»
2. Театр пальчиков и языка, пальчиковые игры,
3. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
4. Игра-хоровод «Кабачок». П/И «Овощи в корзину»,
«Догони».
Художественное творчество 1. Продуктивная деятельность дошкольников (рисование по замыслу) «Мой огород на окне, каким он будет»
2. Работа детей с книжками-раскрасками
3. Рисование «Овощи»
4. Изготовление и украшение тары для посадки»
5. Лепка «Овощи».
Труд Посадка семян овощей.
Уход за растениями: полив, рыхление.
3 этап – заключительный.
Выставка «Наши овощи».
Выставка фотографий «Огород на подоконнике».
Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.
Мониторинг знаний.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия
педагоги – дети – родители:
Дети.
Формирование разносторонних знаний о растениях, овощах и фруктах.
Возрастание речевой компетенции:
- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам.
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы.
Развитие познавательных и творческих способностей.
Родители.
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги.
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Мониторинг проектной деятельности.
Задания:
1. Относятся ли растения к живым существам?
2. Называет несколько культурных растений.
3. Различает и называет строение растений.
4. Имеет представление об условиях роста растений.
5. Знают особенности ухода за растениями.
Критерии:
1. Относятся ли растения к живым существам.
2. Знают несколько культурных растений.
3. Знают строение растений.
4. Знают об условиях для роста растений.
5. Знают особенности ухода за культурными растениями.
Уровни освоения:
1. Ребенок в полном объёме отвечает на предложенные ему вопросы, без помощи взрослого, полным ответом. (Высокий уровень).
2. Ребенок пытается объяснить, но ответы однозначные, неразвернутые. Отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. (Средний уровень).
3. У ребенка общее недифференцируемоепредставление о растениях. Затрудняется ответить на поставленные вопросы. (Низкий уровень)