Альбина Тукашева
Проект «Огород на подоконнике» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : информационно – творческий.
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.
По числу участников проекта : групповой.
Участники.
Дети 5 - 6 лет, воспитатель группы, родители.
Продолжительность.
Краткосрочный (1 месяц).
Актуальность. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растения, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости овощей в жизнедеятельности человека.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
Предмет исследования. Культурные растения: помидор, перец, петрушка, укроп, лук.
Цель. Формирование экологических представлений детей об овощных культурах в процессе выращивания из семян.
Задачи:
1. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культурах: строение, польза, уход за ними.
2. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.
3. Учить наблюдать изменения в развитии и роста растений.
4. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).
5. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.
6. Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).
7. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. 9. Формировать представление о выращивании растений из семян.
8. Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.
9. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Гипотеза.
В условиях группы можно вырастить урожай на подоконнике.
Проблемная ситуация.
Недостаточные знания детей об овощных культурах,способах и условиях их выращивания, о пользе овощных культур для здоровья человека, нет практических навыков ухода за выращиваемыми овощными культурами.
Принципы работы.
• Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.
• Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых : участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.
Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.
Семена овощных культур, пластиковые контейнеры, горшочки и земля для посадки, лейка, грабли, лопатки, рыхлители.
Предполагаемый результат.
1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.
2. Развитие познавательных и творческих способностей.
3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания.
4. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
5. Формирование у детей трудолюбия и бережного отношения к природе.
6. Создание в группе огорода на подоконнике.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
8. Активное участие родителей в реализации проекта.
Связь с другими видами деятельности.
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности – 1-я неделя.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы,занятия, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, загадки, дид. игры, стихи, потешки, чтение художественной литературы) – 2-я, 3-я неделя.
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.
4. Этапы реализации проекта.
№
пп Мероприятия Цели Ответственные Сроки
реализации
1 этап – подготовительный.
1 Беседа с родителями «Огород на подоконнике». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатель
родители. 1-я неделя
2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатель 1-я неделя
3 Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, подготовка и показ иллюстраций, картин на овощную тематику. Подготовка занятий, дидактических игр, подвижных игр.
Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатель
родители. 1-я неделя
2 этап – основной.
4 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях, подготовка и чтение художественной литературы об овощах: поговорки, потешки, стихи,.
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о некоторых видах растений. Воспитатель 2-я неделя
5 Занятие «Огород на окне» Ввести и обосновать классификацию растений культурных (по взаимоотношениям с человеком,познакомить с интересными представителями мира растений. Воспитатель 2-я неделя
6 Практическая деятельность: посадка лука, помидор, перца, укропа Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Воспитатель 2-я неделя
7 Оформление дневника наблюдений за ростом растений. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих растений и записывать их в дневнике наблюдений Воспитатель 2-я неделя
8 Опыт – наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц Воспитатель 3 - неделя
9 Труд в уголке природы. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатель 3 - неделя
10 Опыт- наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатель 3-я неделя
11 Дидактическая игра «Вершки-корешки». Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Воспитатель 3-я неделя
12 Дидактическая игра «Собери картинку». Закреплять умение различать овощи, называть их быстро, находить подходящую картинку среди других, называть его; научить детей группировать растения. Воспитатель 3-я неделя
13 Загадки про овощи Закреплять умение отгадывать и называть овощи Воспитатель 3-я неделя
14 Наблюдения: «Растут ли наши растения?» Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатель 3-я неделя
15 Итоговая беседа «Огород на подоконнике переносится на участок детского сада». Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада. Воспитатель 3-я неделя
3 этап – заключительный.
16 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатель 4-я неделя
17 Анализ результативности Воспитатель 4-я неделя
По реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
1. В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
5. Дети увидели многообразие посевного материала.
6. Дети более бережнее стали относиться к растительному миру.
7. В группе был создан огород на окне.
8. Дети стали более уважительно относиться к труду.
9. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
10. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на подоконнике.
Литература:
1. Дыбина О. В., Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты
Мир растений», Москва 2005г.
3. Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
4. Лисина Т. В., Морозова Г. В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.