Светлана Каримова
Проект для детей старшей группы «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшей группы
Срок реализации: с 21.03.2018 по 06.04.2018
Вид проекта : эколого-исследовательский
Тип проекта : краткосрочный
Исполнитель: Каримова Светлана Николаевна
Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта :
В нынешнем мире проблемы экологии и приобщение детей к здоровому образу жизни стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека.
Тематическое поле:
Выращивание рассады лука зелёного.
Объект исследования – культура лук репчатый
Цель:
Обобщить и сформулировать условия, необходимые растениям для роста.
Задачи:
Приобрести знания и умения в благоустройстве «мини огорода».
Проследить динамику роста саженцев.
Активизировать словарь детей новыми понятиями (питательные вещества, острый вкус, чешуя, донце).
Показать значимость овощных культур (лука зеленого) для развития, роста и здоровья человека.
Выяснить, в каких условиях лук растет лучше, в воде или в земле.
Формирование у детей основ экологических знаний о луке как об очень полезном луковом овоще.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
3. Расширение кругозора и мыслительной деятельности у детей.
4. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Волшебная луковичка!»
5. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Этапы реализации проекта.
1. Концептуальный - обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
2. Подготовительный этап
1. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о луке)
2. Составление плана работы над проектом.
3. Сбор материала, необходимого для реализации проекта.
4. Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемой теме.
5. Создание развивающей среды, подбор игр и оборудования по теме проекта
6. Привлечение родителей к посадке лука на перо и оформлению дневников наблюдений.
3. Практический (основной) этап
Безопасность: «Инструктаж детей по работе мини садово-огородным инвентарем».
Беседы: «Лук от семи недуг», «Посадка лука», «Полезная еда».
Дидактические игры: «Где растет?», «Что лишнее?», «Волшебный мешочек»,
«От какого овоща эта часть», «Узнай на ощупь».
Подвижные игры: «Собери овощи в суп», «Бабушкины помощники».
Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «В гостях у бабушки».
Познание: «Как использовали лук в старину», «Растительный мир».
Опытно - экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Лук и земля», «Лук и вода», «Условия необходимые для роста лука», «Два брата, лучок и чесночок».
Презентация «Витамины на нашем столе»
Художественно- эстетическое развитие:
-разучивание с детьми загадок, пословиц, поговорок, стихов об овощах (прилагаются)
-чтение художественной литературы: Дж. Родари «Приключение Чиполлино», С. Михалков «Хозяйка однажды с базара пришла», Л. Серова «На грядке». И. Ревю «Вырос лук»
-инсценировка детьми сценки из сказки Дж. Родари «Чиполлино».
-рисование: «Зарисовка в дневнике наблюдений лука с натуры по этапам роста»
-лепка: «Волшебная луковичка»
-аппликация: «Корзина с овощами»
-ознакомление с искусством: презентация «Натюрморт в картинах русских художников»
Физическое развитие: формирование представлений о ЗОЖ.
Речевое развитие: «Составление рассказов по карточкам-схемам «Об овощных культурах», пересказ сказки «Три брата луковки».
Социально-коммуникативное развитие: развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе, воспитывать трудолюбие, старательности, аккуратности, бережного отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Экскурсия на кухню (показать детям ка чистят и режут лук, в какую пищу его добавляют).
Беседа-диалог медсестры и детей о пользе лука.
4. Заключительный (диагностический) этап – подведение итогов реализации проекта, оценка уровня усвоенных знаний о луке, сформированности практических умений и навыков детей, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
Оформление книги «Лучок – золотой бочок» (совместная деятельность детей, родителей и воспитателей)
Проведение досуга «Что мы знаем о луке?»
Конечный продукт: презентация проекта «Волшебная луковичка», дневников наблюдений, детские работы.
Итоги проекта :
Дети испытывают огромный интерес к наблюдению за ростом лука. Им не требовалось даже напоминания воспитателя (полить лук в почве, добавить воду в банку с луком, зафиксировать рост стрелок лука). Главным результатом работы над проектом считаю то, что в данный проект были вовлечены все ребята, и каждый ребенок внес посильный вклад в работу группы.
Дети сделали следующие наблюдения. Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались и давали хорошие плоды, необходимы почва, свет, тепло и вода.
Быстрее пустил стрелки лук, посаженный в землю. У него крепкие, зеленые и сочные стрелки. Лук, посаженный в банку с водой тоже пустил стрелки, но на 10 дней позже. У него сильные, длинные корешки. Они «пьют» воду, так что приходится почти каждый день добавлять ее в банку.
К концу проекта количество детей желающих видеть лук в своих тарелках значительно возросло. Работа по проекту доставила удовольствие не только детям, но и родителям, что позволило еще больше привлечь родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы. Родители проявили творчество (рисунки для книжки «Лучок-золотой бочок»). Дети с удовольствием ели лук.
По итогам проделанной работы, считаем все поставленные задачи выполненными. Нами принято решение продолжать исследовательские действия с объектом – лук в каждой возрастной группе.
Пословицы, поговорки, стихи и загадки про лук.
Лук, как гласит народная молва «лечит от семи недуг» и является ценнейшей овощной культурой. Это двухлетнее растение. Известно около четырехсот видов луков. На территории России произрастает около двухсот тридцати видов. Максимальное разнообразие съедобных луков представлено в Средней Азии, на Кавказе, в Восточной и Западной Сибири. На наших садовых участках наибольшее распространение получили такие виды: душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, батун.
Репчатый лук «пришел» к нам из Афганистана и Средней Азии. Как культура, он был известен еще свыше 4 тысяч лет до нашей эры.
Садоводы-любители совмещают выращивание лука на перо и репку. Репчатый лук – культура влаголюбивая, но не терпящая переувлажнения. Наибольшая потребность в воде приходится на фазы роста листьев и образования луковиц.
Многие употребляют лук в сыром виде. В таком варианте он входит в состав колбас и мясных изделий. Луковичная и листовая части используются для приготовления салатов, винегретов, в качестве добавки к борщам, фаршам.
Пословицы про лук появились в устной народной речи давно. Есть на Руси такой «Луков день». Он следует через сутки за днем, посвященным памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы (5 сентября по старому стилю). Луков день получил свое название в честь преподобного Луки.
Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.
Лук во щах – и голод прощай.
Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.
Вырастишь лук от семи недуг.
В нашем краю – словно в раю: луку да рябины не приешь.
Лук – добро и в бою и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).
Я весь из кожи, а люди едят. (Коми-пермяцкая)
У овцы на холодную зиму сто шуб. (Калмыцкая)
Десять шуб имеет, ни одна не греет. (Русская)
Злые буржуйки надели красные шубки. (Армянская)
На статной девице семь архалуков. (Осетинская)
Под землей не велик в золотой шубе старик (Узбекская)
Голова внизу, а хвост вверху. (Таджикская)
Все меня любят, а как раздевать — слезы проливать. (Русская)
Берешь в руки — смеешься, когда раздеваешь — плачешь. (Молдавская)
У красного быка девять кож, кто будет их сдирать, будет горько рыдать. (Литовская)
Не ударив, не побив, а заставит плакать. (Ногайская)
В Луков день на многих площадках начинался торг репчатым луком – некими плетеницами. Красны девицы заплетали из лука косички и привешивали плетеницы к потолку. Так он и хранился.
Считается, что самые большие любители луковой культуры живут в городе Боровичи Новгородской области. Их нарекают «луковниками». Молва вещает, что люди, как завидят боровичан новгородских на другой территории, так ехидно кричат вслед: «Луку! Зеленого луку.»
В старые времена авторами некоторых интересных изречений об этой важной культуре были лукоторговцы. Чтобы выгодно продать свой товар, они придумывали меткие выражения. Со временем, мудрые изречения вошли в обиход как пословицы и поговорки про лук.
«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.
Загадки про лук
Загадки про лук, как и многие другие загадки, приучают ребенка к пониманию вещей методом речевой сжатости.
Золотист он и упруг,
Всем полезен круглый… (Лук)
С виду он такой простой,
Круглый, крепкий, молодой,
Если снимешь кожуру,
Вмиг оставишь ты игру,
От него заплачешь вдруг,
Догадались? Это (Лук)
Чесноку любимый брат,
И никто не виноват,
Что его кто тронет,
Вмиг слезу обронит.
Ответ: (Лук)
Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… (Лук)
Сказка про лук
В сказке про лук происходят удивительные события. Лук — он высокий, полезный, добрый. Давайте ознакомимся с содержанием этой сказки.
«Лук на гряде»
Автор сказки: Ирис Ревю
На грядке в огороде творилось что-то невероятное. Стоящий рядом с грядой куст Чёрной Смородины внимательно наблюдал за происходящим. Ещё вчера этот участок земли был ровным и гладким, а сегодня…Земля взбугрилась, словно её изнутри кто-то переворошил.
— Что там происходит? – напряжённо думал Черносмородиновый куст.
Вскоре всё выяснилось. На гряде появились ростки.
— Ты кто, друг? – спросил Черносмородиновый куст у одного из ростков.
— Я друг, я лук, — ответил росток. — Люди уверены, что я от семи недуг. А ещё они говорят, что во мне много витамина С.
— Вот здорово, — сказал куст Чёрной Смородины. И во мне тоже много этого витамина. Давай дружить!
С этого момента Лук и куст Чёрной Смородины подружились. В ненастную погоду крепкий куст прикрывал своими ветвями ростки Лука. В жаркий полдень Черносмородиновый куст давал спасительную тень. Лук тоже помогал кусту. Он отпугивал назойливых насекомых, вредителей огородо-садовых культур.
Стихи про лук
Е. Попова
Там, на кухне, что за запах,
Что сбежал оттуда папа?
Там на кухне, что за звук?
Это мама режет лук!
Режет лук и плачет.
Что все это значит?
Кто же мамочку обидел?
Но когда я лук увидел,
Тоже плачу в два ручья…
Почему же плачу я?
Мне не больно, не обидно,
А слезам конца не видно!
Е. Груданов
Там, на грядке у беседки,
Вырос лук - большой и крепкий!
Знаем мы уже давно,
Что поплачем от него.
Но как любим мы с друзьями
Лук, поджаренный с грибами!
С макаронами, в котлете
Или в свежем винегрете!
В общем, мы, когда едим,
Очень часто дружим с ним.
Потому что этот лук -
Для здоровья первый друг!
С. Агарков
Слёзы льются градом –
Сеня режет лук.
Брат смеё тся рядом:
-- Лук тебе – не друг!
- Ничего, братишка,
Скоро твой черёд!
Лук кусачий слишком,
Сам тебя найдёт.
Кончилась потеха,
Сева трёт глаза.
Тут уж не до смеха:
На щеке слеза.
А. Тесленко
Вот на грядке лук зелёный,
Ярким солнцем освещенный,
Стрелы вытянулись в ряд,
Как солдатиков отряд.
Знают все, что лук полезен,
Витаминами богат,
Но немного горьковат.
В этом лук не виноват.
От природы он такой,
Очень скромный и простой.
Ешьте все зелёный лук,
Он здоровью верный друг!
Ю. Дулепина
В огороде летал жук.
Сел на грядку, стал есть лук.
Слёзы в три ручья бегут,
Говорит:
-Зелёный лук!
Подожду, когда созреет,
Слишком горький,
Пусть краснеет,
Будет лучок сладкий,
Прилечу на грядку.
Говорим мы:
- Глупый жук,
Не бывает красным лук,
Сладким тоже не бывает,
Каждый школьник это знает.
Пусть он будет горький, злой,
Лук полезен нам такой!
О. Ефимова
Я ненавижу в супе лук,
Ужасней нет картины.
А бабушка твердит: -мой внук
Есть должен витамины!
Да я не против витамин,
Но в супе их не видно.
Там плавает лишь лук один,
Вот отчего обидно!
Г. Ильина
Как же Луку
Cлёз не лить,
Если он в душе -
Стрелок.
Просто так
На грядке жить,
Взглядом меряя
Чеснок?
Стрелы выпустит,
Чудак, -
Не летят,
Хоть тресни,
Ввысь.
И вздохнё т:
- Опять не так.
И заплачет:
- Что за жизнь?
А. Полетаева
Сею чёрные крупинки,
В маленькую грядку.
Теперь зелёные лучинки,
Растут здесь по порядку!
Лечит от семи недуг,
Говорят, зелёный лук!
Подрастай, лучок, смелей,
Наливайся, зеленей!
Л. Генералова
Почему от лука плачут?
Говорят, он очень злой.
Кто же злит его на даче?
Почему же он такой?
Я у бабушки спросила:
- Расскажи мне, почему?
И она мне объяснила,
Разъяснила что к чему.
Что лучок - полезный овощ,
И никто его не злит.
Он всегда спешит на помощь,
От микробов защитит.
Лук сырой, конечно, горький,
А чеснок ещё горчей.
Но зато помощник стойкий
От простуды для людей.