Светлана Гришина
Экологический проект «Огород на подоконнике» в специализированной группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Огород на подоконнике».
Паспорт проекта :
Полное название проекта : «Огород на подоконнике».
Тема проекта :
Публикация «Экологический проект „Огород на подоконнике“ в специализированной группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
«Ознакомление детей с нарушением зрения (5-7лет) с окружающим миром, привитие трудовых навыков».
Цель проекта :
расширение представлений детей об окружающем мире, о значении воды, солнечного света в жизни человека, животных, растений;
создание условий для участия детей в трудовой деятельности, приобщение родителей к проектированию проекта;
развитие интереса к исследовательско - творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике;
повышение уровня речевой активности детей.
Задачи:
Обучающие:
• формировать представление о том, как выращиваются огородные растения;
• обобщить и расширить знания дошкольников о том, что растение – живое; об условиях, необходимых для его жизнедеятельности: тепло, свет, вода;
• закреплять знания детей о строении луковицы, об изменениях во внешнем виде растения, происходящих в процессе его роста и созревания (появляются и растут корни, листья, и т. п.);
• познакомить детей с лекарственными свойствами огородной зелени : зелёного лука, петрушки, укропа, закрепить знания о пользе овощей, бобовых.
Развивающие:
развивать:
• творческую, познавательную активность, память, устойчивость внимания, мышление, мелкую и общую моторику;
• связную речь детей, лексико-грамматические навыки, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка, росток);
• трудовые навыки ухода за растениями: полив, рыхление, протирание листьев; умение организовывать своё рабочее место.
Воспитывающие:
воспитывать:
• бережное и доброе отношение к природе;
• чувство самосохранения, умение заботиться о своём здоровье;
• желание производить трудовые действия, помогать взрослым: ухаживать за растениями;
• формировать чувство ответственности при уходе за огородными растениями : вовремя полить, рыхлить почву, предохранять от прямых солнечных лучей.
Интеграция образовательных областей:
познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Авторы проекта :
учитель-дефектолог: Гришина С. Н.
воспитатель: Синельникова И. Р. ,
Участники проекта :
воспитанники специализированной группы для детей с нарушением зрения «Подсолнушек» МБДОУ д/с №16 «Тополёк»; (возраст детей : 4-7 лет);
учитель- дефектолог группы-Гришина С. Н.
воспитатель- Синельникова И. Р.
родители детей.
Вид, тип проекта : групповой, информационно- практический, экспериментальный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 09.01- 09.02. 2017 г.
Основные формы реализации проекта :
-игровые занятия, игровые упражнения и дидактические игры,
-работа с родителями,
-работа с художественной и познавательной литературой,
-художественное творчество,
-работа с дневником наблюдения,
-решение проблемных ситуаций.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1. Проектировочный (подготовительный) этап.
Изучение литературы по теме, подбор художественной литературы: стихи и загадки, пословицы и поговорки, рассказы и сказки об овощах, экологические сказки :
И. Черныш «Мир вокруг нас. Удивительные растения»,
С. Веретенникова «Четыре времени года», А. Некрыловой «Круглый год»,
Н. Плавильщиков «Юным любителям природы», Д. Зуев «Жизнь леса»,
В. Тетюрев «Спросим мнение самого растения», Т. Никиточкина «Лекарственные растения», М. Пришвин «Смотреть и слушать лилии»,
«Детям на потеху» (песни, загадки, пословицы) сост. Э. Померанцева,
«Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно» (загадки) сост. В. Синельщикова,
С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?», О. Емельянова «Что растет на огороде», Тувим «Овощи»,
Дж. Родари «Чиполлино», Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали».
Пословицы, поговорки об овощах, фруктах, потешки об овощах. Русская народная сказка: «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых».
Подбор раскрасок на тему: «Что растет на грядке».
Подбор картин и иллюстраций о растениях, растущих в огороде, о труде взрослых по уходу за ними.
Составление перспективного плана работы по проекту : «Огород на окне».
Подборка игр для проведения различных видов деятельности.
Работа с родителями:
-Помощь в проектировании «Огород на подоконнике».
-Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Огород на подоконнике».
-Сбор материалов для проекта «Огород на подоконнике».
-Домашнее задание для родителей:
изучить с детьми растения, которые выращивает семья у себя на огородах, собрать информацию об их выращивании, произвести вместе с детьми дома посадку лука в разных условиях (выращивание в темноте и на свету, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.
Подготовка оборудования, материала для проекта :
-закупка земли, орудий труда для ухода за огородом,
-посадочного материала: лук, семена фасоли;
-приготовление емкостей для посадки земли;
-изготовление табличек - указателей с названиями посаженных культур;
- подбор орудий труда, необходимых в процессе работы на огороде.
Работа с детьми.
Настольно - печатные игры:
«Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород» и др.
Музыкально-дидактические игры «Огородная - хороводная», «Урожайная», «Репка».
Чтение: А. Максаков «Посадила в огороде, К. И. Чуковский «Огород»,
И. Черныш «Мир вокруг нас. Удивительные растения», С. Веретенникова «Четыре времени года», Н. Плавильщиков «Юным любителям природы»,
Т. Никиточкина «Лекарственные растения», А. Некрыловой «Круглый год»,
«Детям на потеху» (песни, загадки, пословицы) сост. Э. Померанцева,
«Умный Ивашка, Жар-птица и золотое зерно» (загадки) сост. В. Синельщикова,
С. Виталий «Огород», А. Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?», Д. Родари «Чиполлино», Н. Носов «Огородники», В. Волина «Наша грядка»,
Е. Благинина «Приходите в огород», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали». Пословицы, поговорки об овощах, фруктах; потешки об овощах.
Русская народная сказка: «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых».
Работа в книжках- раскрасках на тему: «Что растет на грядке».
Работа по трафаретам: овощи, фрукты; в книжках-раскрасках.
2. Практический: реализация проекта «Огород на подоконнике».
Организация всех видов детской деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность:
замачивание фасоли (ткань, пропитанная водой);
посадка лука в землю, опилки, в стаканчик с водой;
посадка пророщенной фасоли в землю, опилки.
Познавательно – исследовательская деятельность.
Цикл наблюдений:
рассматривание лука и семян фасоли (через лупу,
за всходом и ростом посадок лука, фасоли,
за ростом рассады, вытягиванием её к солнцу, к свету,
за изменением состояния растения,
составление дневника наблюдений за ростом посадок растений в огороде : лук, фасоль,
зарисовывание изменений в росте посадок лука, фасоли.
Труд в уголке природы, на огороде :
организация дежурства, коллективные, индивидуальные трудовые поручения; регулярный уход за посадками (обеспечение светового и теплового режима, полив, рыхление почвы).
Беседы с детьми:
«Огород на окне», «Полезная зелень, «Советы доктора Айболита», «Растительный мир», «Посадка овощей», «Полезная пища», «Волшебная капелька». Беседы о том, как выращивают овощи на огороде, в теплице и оранжереях.
Рассматривание картин по теме, натуральных образцов овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу).
Игровая деятельность:
дидактические игры:
«Где растет в саду, огороде?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Разложи семена», «Найди по описанию», «Загадки с грядки», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде», «Чудесный мешочек», «Овощи – Фрукты», Подтверди, если это так», «Да - нет».
сюжетно-ролевые игры: «В магазине», «Повара»;
музыкально-дидактической игры: «Огородная - хороводная», «Репка»,
«Урожайная», игра – хоровод «Кабачок», театрализованная сказка «Огород».
Чтение художественной литературы:
С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», Тувим «Овощи», В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», Н. Носов «Огородники», «Огурцы», потешки об овощах, Е. Благинина «Приходите в огород», В. Волина «Наша грядка», Е. Надёжкина «Огуречное семечко», Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали», пословицы, поговорки об овощах, фруктах, русские народные сказки: «Вершки и корешки», «Пых».
3. Заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта :
анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей;
беседа с детьми о достигнутых результатах;
составление рассказов детей о том, как они ухаживали за растениями, какие изменения происходили, результаты труда;
рассматривание дневников наблюдений, установление причинно-следственных связей;
оформление выставки рисунков детей : «Наш уголок природы»;
проведение развлечений, досугов: «Вечер загадок», «Во саду ли, в огороде», викторины «Клуб знатоков: что мы знаем об овощах», «Пословицы и поговорки»,
сбор урожая лука, использование лука в пищу (витаминизация).
Полученные результаты:
1. Дети научились сажать и ухаживать за растениями, растущими на огороде : лук, фасоль; познакомились с условиями их содержания и ухода, получили результаты своего труда
2. Появились знания и представления о росте растений в комнатных условиях: в контейнере с почвой, с опилками, в стакане с водой.
3. Улучшилось состояние высших психических функций: речь, мышление, воображение, память, внимание, восприятие; совершенствовалась мелкая моторика в процессе зарисовок.
4. Обогатился словарный запас по теме проекта, появится опыт коммуникативного общения при партнерских взаимоотношениях, появился навык свободного общения с людьми.
5. Повысится речевой уровень.