аноним
Проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе «Огород на подоконнике».
Актуальность
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково -исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне - весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на подоконнике. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
Проблема
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно- исследовательской деятельности недостаточно развит.
Цель проекта
формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на подоконнике.
Задачи
Формировать интерес к исследовательской деятельности. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. Привлекать детей к самостоятельной деятельности по выращиванию растений. Получить положительные эмоции от полученных результатов. Развивать творческие способности, любознательность. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
Гипотеза:
Овощи можно выращивать не только на грядке, но и на окне. Для того, чтоб овощи выросли им нужно: свет, вода и плодородная почва.
Предполагаемый результат:
Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян. С помощью исследовательской работы дети узнают, что семена бывают разные: луковица, семечка, зернышко. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений. Создадут в группе огород на подоконнике. Создадут дневник наблюдений за растениями на подоконнике. Дети будут вовлечены в практическую деятельность по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике. Сформируется у детей уважительное отношение к труду. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Проект : краткосрочный (март-апрель- май)
Продолжительность: 3 месяца.
Тип проекта : познавательный, исследовательский, практический.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный. Определение цели и задач проекта. Анализ имеющихся условий в группе. Довести до участников проекта важность данной проблемы. Создать мотивацию по работе проекта. Изучить методическую, научно - популярную и художественную литературу по теме. Сбор информационного материала о растениях. Создание условий для организации работы. Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной: (или этап реализации проекта) : Цикл познавательных занятий по изучению культурных и декоративных растений (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы). Практическая работа: подготовка почвы, приобретение семян посадка, полив, оформление, наблюдения, фиксирование результатов с помощью схем и рисунков.
3. Заключительный: Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Работа с детьми:
1. Беседы с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт, «Какие бывают овощи», «Какие бывают семена», «что нужно растениям для роста», «Чем полезен лук», «Как растет фасоль», «Растут ли овощи ночью», Расширять кругозор детей. Дать понятие о назначении почвы, её свойствах; подготовк огорода к посадке : перекопка, рыхление, формирование грядок.
2. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.
3. Дидактические игры: «Узнай по вкусу», «Узнай по описанию», «Вершки и корешки», «Доскажи словечко», «Во саду ли в огороде», «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения», «Чудесный мешочек», «О чем говорю». Закрепить знания детей об овощах и растениях.
4. Чтение художественной литературы: Стихотворение А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок». Белорусская народная сказка «Пых», русская народная сказка «Вершки и корешки», «Репка», «Огород бабы Фёклы», «Чиполино», «Спор овощей». Стихотворения «Купите лук», «Овощи». Разучивание подвижно-речевых игр «Баба сеяла горох», «Наши растения», стихотворения «Купите лук», Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе». Подвижные игры: Хоровод «Есть у нас огород»; «Донеси не урони». Инсценировка сказки «Спор овощей», «Репка», игры «Огородно-хороводная». Загадки и пословицы об овощах. Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи. Учить детей принимать участие детей в инсценировании сказок и получить положительные эмоции.
5. Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин»; «Овощи и фрукты».
6. Практическая работа:
• Посадка семян и дальнейший уход.
• Составление графика полива огорода.
• Составление дневника наблюдений.
• Самостоятельное наблюдение за всходом и ростом посевов, обсуждение и зарисовка итогов наблюдений.
• Проведение сопутствующих опытов (с водой, с почвой, с освещением, выводы детей:
Опыт-наблюдение: «Узнаем какая земля.» Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
Опыт-наблюдение: "Сравнение семян фасоли и гороха". Научить отличать семена гороха от фасоли (величина, форма, цвет). Дать понятие зачем проращивают семена. Установка причинно-следственных связей : семена - вода. Побуждать интерес к длительному наблюдению за одним объектом.
Опыт-наблюдение: «Исследование семян и беседа об условиях их прорастания". Расширить представления детей о разнообразии семян и необходимых условиях их прорастания. Формировать умение отличать семена по внешнему виду.
Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки роста лука в дневнике наблюдений. Помочь установить зависимость роста и состояния растений от произрастания в земле или в воде.
Опыт-наблюдение: «Солнце и лучок.» Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.
Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (укроп, перец, помидор, огурец, тыква, фасоль, бобы, горох, семена цветов бархатцы, циннии, астры). Показать детям, как растения вырастают из семян.
Опыт-наблюдение за ростом одного подсолнуха и трех подсолнухов в горшках. Показать, что один подсолнух растет лучше, чем несколько подсолнухов.
Опыт-наблюдение: "Хитрые семена". Познакомить со способами проращивания семян. Показать, как прорастают одни и те же семена в разной среде: в земле, в завернутой в салфетку из марли розетке, смоченной в воде.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Огород на окне».
2. Консультация «Огород на подоконнике».
3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
4. Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.