Антонина Сологуб
Долгосрочный проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №29»МАЛЫШКА» Г. ЕССЕНТУКИ.
Долгосрочный проект
подготовительная группа
Тема : Развитие активной позиции ребёнка в познании природы.
Проект «Огород на подоконнике»
Г. Ессентуки
Воспитатель подготовительной группы
№9 «Ягодка»
Сологуб Антонина Николаевна
Публикация «Долгосрочный проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участники проекта- дети подготовительной группы№9Проект «Огород на подоконнике»
Тип проекта : практический
По предметно – содержательной области: познавательное развитие, экология, труд, коммуникация,художественное творчество безопасность, социализация, интегративные качества.
По количеству участников: групповой
По времени проведения: долгосрочный
По характеру контактов (степени охвата) : в рамках образовательного учреждения.
Источники информации: методические рекомендации к созданию предметно – развивающей среды, интернет – ресурсы.
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст- яркая,неповторимая страница жизни, а впереди- взросление и самостоятельная жизнь. С помощью систематизированных занятий мы стремимся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Природа хрупка и ранима. В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными. Теряют плодородие почвы, обЪеденяются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относится к окружающему нас миру. В связи с этим тема экологического воспитания в настоящий момент актуальна как никогда.
Начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного возраста,когда закладываются основные способы познания окружающей действительности,развивается ценностное отношение к ней. Нужно оптимально эффективно использовать данный период времени, воспитывая у детей правильное отношение к природе.
Сознательное отношение к природе рассматривается не только как совокупность знаний по экологии, но и как эффективная деятельность с их применением. Активная позиция детей – показатель степени экологического воспитания и культуры подрастающего поколения.
В связи с этим нами были поставлены следующие задачи, которые реализуются на протяжении учебного года :
1. воспитать у детей желание познавать себя, совершенствуя свой внутренний мир.
2. Заложить основы естественного – научного мышления
3. формировать активную жизненную позицию в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции.
4. активизировать интеллектуально- познавательную
деятельность и творческое самовыражение.
Дать детям более расширенные знания о природе, учить видеть красоту и замечать прекрасное в окружающем мире, привить любовь к природе,учить заботится о ней.
Мне хотелось бы, чтобы ребёнок с интересом и любовью относился к каждой травинке,букашке, и не делил их на хороших и плохих, вредных и полезных. В дошкольном возрасте ребёнок всё воспринимает сердцем,он учится сочувствовать, переживать, заботиться о животных и цветах в уголке природы, наблюдать.
Необходимо научить ребёнка осознанно –правильному отношению к природе, радоваться всему, что вызывает добрые чувства, возмущаться, негодовать,встречаясь с тем,что губительно отражается на природе. А это длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.
Мы надеемся,что решение данных задач поможет воспитать дошкольников добрыми, порядочными людьми, которые сумеют в будущем найти своё место и осмыслить свою роль в этом мире, осознать ответственность за него. В своей работе мы с коллегой всё больше обращаемся к проектному виду деятельности.
Цели ; представленной технологии –формирование у детей осознанно – правильного отношения к тем объектам природы,которые рядом с ними. Важным методом экологического воспитания является слово. Конечно,это, прежде всего, связано С; -ЧТЕНИЕМ КНИГ; - ВОПРОСАМИ ПО ТЕКСТУ: -ПОЯСНЕНИЯМИ ВОСПИТАТЕЛЯ ; БЕСЕДОЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ МАТЕРИАЛУ. ВСЁ ЭТО РАЗНЫЕ ФОРМЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ РЕБЁНКУ ВОСПРИНЯТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ. А также ключевое значение имеет практическая деятельность дошкольников. Поэтому чтение книги удачно сочетаются с наблюдениями в уголке природы, на участке детского сада, в ближайшем парке, беседами, рассматриванием картин,просматриванием видеоматериала.
Содержание книги дает детям представление об отдаленных, в ряде случаев экзотических явлений природы, необычайных эпизодах взаимодействия человека и природы. Таким образом, ознакомление детей с далеким и близким явлением природы выстраиваются о одну общую систему работы, которая объединяется в проекты и последовательно осуществляется на протяжении года.
Логика этой системы задаётся в первую очередь сезонными событиями в природе. Так на протяжении года были осуществлены проекты Времена года Подкормите птиц зимой. В рамках данных проектов были организованы экскурсии в парк в краеведческом музей на выставку диких животных и птиц
На протяжении всего года дети выходили в ближайший лесопарк, в зимний период развешивали кормушки и подкармливали птиц. Проводились праздники экологической направленности : Вокруг живой ёлочки, Зимушка хрустальная и день птиц здравствуй, Весна- красна!. осень и. т. д
В своей работе мы использовали художественное слово музыкально сопровождённые беседы,рассказы, чтение,игровые приемы с элементами театрализации рисование, просмотр фильмов, мультфильмов показ сказочных героев, которые оживали на занятиях. Игры «хорошо-плохо»,
«Спасатели», «Окажи первую помощь больному,»Если б я был волшебником «, «Полезно-вредно «А если бы …. то я бы – Викторины, разгадывание кроссвордов – всё это развивает мышление,воображение,умение разбираться в трудных ситуациях. Для развития познавательных способностей у детей в группе созданы: развивающая среда,места для осуществления детской деятельности, уголок природы, лаборатория.
Мы стараемся вовлечь в жизнь группы не только детей, но и родителей. Родители помогают в организации мероприятии. Участвуют вместе с детьми в различных конкурсах, помогают в реализации театральных постановок, а также являются благодарным зрителям.
Этот проекта способствует развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению умственных способностей детей.
Лексические темы.
Календарно- тематический план нашей группы.
СЕНТЯБРЬ. Сад, огород осенью. Труд людей осенью. Овощи,фрукты домашние заготовки.
Лето позади, осень впереди ОКТЯБРЬ. Уборка урожая
Осень в произведение художественных поэтов, писателей.
НОЯБРЬ. Природа и человек. Охрана окружающей среды. Как жить,чтобы сохранить природу.
ДЕКАБРЬ. В мире птиц – Перелётные,зимующие,домашние,экзотические птицы.
ЯНВАРЬ. «Животные и птицы зимой «Дикие животные. Воспитание бережного отношения к ним.
МАРТ. Зима позади, весна впереди.
МАЙ. Весна позади,лето впереди. Сравнение двух времён года, весна – лето.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей. Основы экологической культуры и поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного образования и воспитания. Системное знакомство ребё нка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления :анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения Дети постоянно в той или в иной форме соприкасаются с природой. Встречи с природой помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам. В процессе работы используются : ролевые и имитационные экологические игры, систематические фенологические наблюдения за неживой природой и жителям экологической тропы, экологические опыты, экологические практикумы, ситуации эстетического восприятия природы, продуктивная и художественная деятельность. Во время совместной деятельности педагога с детьми акцент делается на организацию практической деятельности на экологической тропе,наэкскурсиях проводятся систематические наблюдения и отрабатываются умения экологически грамотных действий в природе. Основные задачи : 1Формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания. 2 Развитие устойчивого интереса детей к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира и бережного отношения к природе. 3 Формирование умений по изучению окружающей природы. 4 Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желания наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности.
Цель: Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Образовательные области. ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ,ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,СОЦИАЛИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
ПОЗНАНИЕ:СПОСОБСТВОВАТЬ РАЗВИТИЮ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ,СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПОЗНАНИЮ И РАЗМЫШЛЕНИЮ, РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И РЕЧИ ЧЕРЕЗ СЛЕДУЮЩИЕ ОБЪЕКТЫ ПОЗНАНИЯ : ПРИРОДЫ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, сформировать устойчивый интерес к семенам и растениям,закрепить знания детей о развитии растений на разных этапах.
Социализация: Формировать представление о семенах и плодах,об их разнообразии и назначении; учить классифицировать предметы по разным признакам, находить у них общие и отличительные черты: формирование представления о стадиях развития из семени,закрепление полученных знаний Безопасность об условиях развития растений.
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.
Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.
1
Проектная идея : Создать в группе детского сада огород на подоконнике.
Участники проекта : Дети подготовительной группы родители и воспитатели группы.
Работа с родителя1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки
2. Домашнее задание – с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком.
Ожидаемые результаты.
1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.
1 ЭТАП– подготовительный
В группе детского сада разбили огород на подоконнике. Изготовили таблицы-указатели с названиями растений (датой посадки и первых всходов). Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки об овощах. Сбор художественной литературы: стихи загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки.
Воспитатели группы, вторая неделя января.
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, земля, удобрения, семена.
Разбивка огорода на подоконнике. Дети, воспитатели.
Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
2 ЭТАП – исследовательский
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Рассматривание семян (укропа, огурцов, посадка семян и рассады. Дети, воспитатели.
Опытно-экспериментальная деятельность:«Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений
Занятия с детьми:«В мире растений», «Все начинается с семечка», «Посев семян», «Первые всходы». Воспитатели группы. В течении всего проекта
Проведение дидактических игр: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?». Воспитатели группы. В течении всего проекта
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок о растениях. Воспитатели группы. В течении всего проекта
Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме,размеру, вкусу). Воспитатели группы. В течении всего проекта
Беседы о том, как выращивают овощи на огороде. Воспитатели группы. В течении всего проекта.
3 ЭТАП- заключительный
Проводили анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей. Оформили выставку рисунков «От семени к ростку»,где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду, на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща».
домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.
Подведение итогов реализации проекта. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку». Дети, воспитатели группы. «Угадай название овоща»
Организационная деятельность.
1. Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме
2. Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности
3. Составить перспективный план мероприятий
План экспериментальной деятельности:
Земля.
Название мероприятия: «Узнаем, какая земля»
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
Ресурсы, необходимые для осуществления проекта
Материальные
№ п. п. Наименование Количество
1. Земля 3 мешка
2. Контейнер 2 шт
3 Лейка 4 шт
4. Семена 6 пакетов
5. Палочки для рыхления 4 шт
6. Наборы для экспериментирования 4 шт
Итого
Количество взрослых, участвующих в проекте : 1 педагог
Количество воспитанников, участвующих в проекте 15 детей подготовительной групп
2016год.