Татьяна Ушакова
Проект «Огород на подоконнике»
Проект : краткосрочный.
Направленность: познавательно – исследовательская.
Участники: воспитатель, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность:
Дошкольный возраст – возраст познания и исследования огромного мира природы.
Публикация «Проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Участвуя в проектах, дошкольник получает систематические знания, в результате практической деятельности и наблюдения. Наблюдение – это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Взрослые на этом этапе главные помощники.
Деятельность по уходу за «огородом» закладывает основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата. Создание «огорода» на подоконнике развивает любознательность и наблюдательность у детей, помогает лучше узнать жизнь растений и их особенности. Способствует художественно – эстетическому развитию.
Цель:
• формирование у детей интереса к исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях;
• воспитание у детей любви к природе;
• создание в группе «огорода» на подоконнике.
Задачи:
• Расширять знания детей о культурных растениях;
• Закреплять знания о строении растений;
• Формировать представление об особенностях выращивания культурных растений (лук, укроп, перец, помидор, цветы);
• Обобщать представление детей о необходимых условиях для благополучного роста растений (тепло, свет, влага, почва);
• Систематизировать знания детей о значении воды в жизни всего живого;
• Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
• Обогащать словарный запас;
• Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ.
Предполагаемый результат:
• Дети познакомятся с культурными растениями;
• Дети получат знания о разнообразии семян;
• В процессе опытнической работы дети получат знания об условиях необходимых для роста растений;
• Дети получат знания о строении растений;
• Дети научатся правильно ухаживать за растениями;
• В группе будет создан «огород» на подоконнике;
• Родители примут активное участие в реализации проекта;
Этапы работы над проектом :
Подготовительный:
• Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, заготовка посадочного материала, создание условий для организации работы в «огороде» на подоконнике.
• Составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
Основной (или этап реализации проекта) :
• Проводятся мероприятия - рассматривание, беседы, чтение, опыты, эксперименты, творческая деятельность;
• Уход за растениями;
• Наблюдение за ростом растений.
Заключительный:
• Подведение итогов;
• Составление фото отчета по реализации проекта;
• Выставка творческих работ детей;
• итоговая беседа.
План-схема реализации проекта : “Огород на подоконнике”
Образовательные области Форма работы
Познавательное развитие Беседы
• «Откуда берутся овощи?»
• «Труд людей на приусадебных участках».
• «Что нужно растениям для роста и развития?»
• «Уход за овощными культурами».
Итоговая беседа
• «Чудо-огород на подоконнике».
Наблюдения
• Рассматривание семян через лупу.
• Наблюдение за всходами растений.
• Наблюдение за ростом лука, укропа, кабачка, помидор, рассады цветов.
• Наблюдение за состоянием листьев в утреннее и полуденное время.
• Наблюдение за состоянием листьев рассады после полива и опрыскивания.
Познавательно-исследовательская деятельность
• Разновидность семян.
• Посадка семян на рассаду.
• Строение растений.
• Установление связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек.
• Выращивание лука, укропа, помидор, цветочной рассады на «грядке» в помещении.
• Дегустация выращенной зелени.
Социально-коммуникативное развитие Игры
• «Во саду ли, в огороде»
• «Найди отличия»
Сюжетно-ролевые игры
• «Овощной магазин».
Дидактические игры
• «Вершки и корешки»
• «Что сначала, что потом»
• «Узнай на ощупь»
• «Что лишнее?»
• «Лото «овощи и фрукты»
• «Чего не хватает?»
• «Что изменилось?»
Труд
• Посадка растений.
• Полив и опрыскивание всходов.
• Прополка сорняка.
• Сбор урожая.
Речевое развитие Рассматривание
• Книг, иллюстраций о растениях.
Чтение детям:
• Пословицы и поговорки об овощах.
• Чистоговорки об овощах.
• Потешки об овощах,
• Н. Носов «Огородники», «Огурцы»,
• Д. Родари «Чиполлино»,
• Е. Благинина «Приходите в огород»,
• В. Волина «Наша грядка»,
• Г. Юдина «Сказка о том, как овощи воевали»
• Е. Надёжкина «Огуречное семечко»,
• Стихотворение В. Коркина «Что растет на нашей грядке?».
• Русская народная сказка «Вершки и корешки».
Составление
• рассказа – описания по картинкам.
Стихотворение-игра-считалка
• Г. Сапгир “Садовник”.
Отгадывание загадок
• Об овощах.
Развивающие игры на развитие речи
• «Магазин «фрукты, овощи, ягоды»
• «Чудесный мешочек».
• «Один - много».
• «Назови ласково».
• «Что за овощ?»
• «Закончи предложение»
Художественно-эстетическое развитие • Конструирование «Забор для нашего огорода».
• Лепка «Наши овощи созрели».
• Рисование «Зарисовка этапов роста растений»; «Цветы нашего огорода».
• Слушание Б. Можжевелова «Огородная – хороводная».
• Песенка «Про овощи»
Физическое развитие Пальчиковые игры
• «Фрукты».
• «Театр пальчиков и языка».
• «Варим мы компот».
• «В сад идем мы погулять».
Подвижные игры
• «Баба сеяла горох».
• «Посади и собери урожай».
Мероприятия по работе с родителями • Участие в создании «огорода на подоконнике».
• Участие в наблюдениях.
Организация выставок детских работ
• рисунков, поделок из пластилина.
В ходе реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты:
• Дети познакомились с многообразием овощных культур;
• Получили знания о строении растений;
• Узнали об условиях необходимых для благополучного роста и развития растений;
• Научились ухаживать за растениями;
• В группе создан «огород» на подоконнике;
• родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».
2