Ермакова Вера Ивановна
Проект «Огород на окне» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный, групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатели группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослыми зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта :
- расширять знания детей о том, как создать грядки на подоконнике, как
ухаживать за растениями;
- привлекать детей к посадке семян растений;
Публикация «Проект „Огород на окне“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- познакомить детей с правилами посадки и ухода за зеленью;
- формирование экологической культуры у детей и родителей;
- создание условий для познавательного развития детей через
проектно-исследовательскую деятельность и организацию
художественно-продуктивной творческой деятельности;
- привлекать родителей к оформлению огорода на окне.
Выполнение проекта : проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
- цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по
изучению культурных и декоративных растений;
- исследовательская и практическая деятельность детей по изучению
особенностей выращивания огородных и декоративных культур;
- фото отчет «Огород на окне».
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
Задачи проекта :
- вызвать желание детей принимать активное участие в посадке огорода, ухода за ним;
- воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям;
- получить положительные эмоции от полученных результатов;
- обогащать словарный запас, совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;
- знакомить детей с инструментами, необходимыми для трудовой деятельности;
- формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
- развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения».
Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями.
Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе.
Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
- беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях);
- составление плана работы над проектом;
- сбор материала необходимого для реализации проекта;
- чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами);
- организация предметно-развивающей среды по теме проекта;
- изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
- рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
- сбор необходимого материала для создания огорода;
- совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
- беседа с детьми познавательного характера;
- организация предметно-развивающей среды;
- подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
- посадка семян томатов, фасоли, лука, укропа в землю;
- уход за растениями – полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов;
- выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях;
- игровая, двигательная деятельность;
- участие в практической деятельности;
- лепка овощей из пластилина;
- отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- различные виды изобразительной деятельности по тематике;
- рассматривание коллекций семян (горох, фасоль, петрушка, укроп)
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах;
- труд в огороде.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
- «Что такое огород и что на нем растет»,
- «Что такое огород на окне»,
- «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
-«Семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Проращивание семян».
3. Практическая деятельность:
- отбор и посев семян;
- полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
- «Семена»,
- «Первые всходы»,
- «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу»;
- настольная игра «Парные картинки», «Овощи»;
- рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».
6. Художественно-творческая деятельность детей:
- раскрашивание картинок, раскрасок на тему «Овощи»;
- рисование «Лучок от всех болезней»;
- аппликация «Помидоры в банке»;
- лепка «Овощи большие и маленькие»
7. Речевое развитие:
- чтение сказок «Репка», «Вершки и корешки», «Пых»;
- инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»;
- рассказ детей по теме «А у нас в огороде»;
- разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей:
- «Помощь ребенка на огороде»;
- «Лук от всех недуг».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Показ презентации про овощи.
3. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, Эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
План реализации проекта
Этапы реализации проекта :
1) Подготовительный (февраль)
-определение цели и задач проекта;
-анализ имеющихся условий в группе, детском саду;
-сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения);
-разработка комплексно-тематического плана работы;
-создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2)Основной (февраль, март, апрель)
1. Рассматривание семян (укроп, фасоль, помидор, посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
-подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
-оформление огорода на окне;
-наблюдение за растениями.
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
3)Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород».
3. Презентация проекта «Огород на окне».
Предполагаемые результаты:
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, укроп и другие овощные культуры.
У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста.
Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не вреди».
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Итог:
- у детей расширился кругозор об овощах и посадки семян;
-дети запомнили способы посадки и ухода за семенами;
-у детей повысился познавательный интерес;
-у детей сформировалась любознательность, коммуникативные навыки, трудовые навыки;
-расширился словарный запас (семена, фасоль, укроп, рыхление, полив)