Ирина Стоволосова
Познавательно-исследовательский проект «Огород круглый год»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Огород круглый год»
Выполнила: воспитатель первой кв. кат. Стоволосова Ирина Владимировна
Вид проекта – познавательно – исследовательский, творческий.
Проект – долгосрочный.
Участники: дети старшей группы №8, воспитатели, родители.
Актуальность.
Темочки:
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Исследовательская деятельность
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться. Наблюдая за явлениями и объектами природы ребенок обогащает свои знания. Чем глубже ребенок познает окружающую среду, тем больше у него возникает вопросов.
Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними.
Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Цель:
расширять представление детей об окружающем мире, об овощных культурах и сформировать первоначальное представление об их выращивание в комнатных условиях и на огороде МДОУ.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
2. Формировать уважительного отношения к своему труду и труду взрослых.
Образовательные:
1. Расширять знания детей о культурных растениях.
2. Развивать у детей устойчивый интерес к представителям растительного мира;
3. Формировать умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать ее, сеять семена овощей, ухаживать за растениями в комнатных условиях и на территории МДОУ, собирать урожай, собирать семена овощей.
4. Расширять представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Развивающие:
1. Развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателями, родителями.
2. Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях и на огороде в МДОУ.
3. Создавать условия для познавательного развития детей.
4. развивать экологическую культуру детей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Дети познакомятся с культурными растениями.
2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
4. У детей сформируется бережное отношение к растительному миру.
5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
6. Создание огорода на подоконнике и на территории МДОУ.
7. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде, на подоконнике.
8. Сбор урожая овощей.
9. Создание коллекции семян овощей.
10. Активное участие родителей в реализации проекта.
Для родителей:
1. Повышение уровня экологического сознания.
2. Активное участие в жизнедеятельности МДОУ.
Для педагогов:
Повышение теоретического уровня и профессиональный рост.
Этапы реализации проект
1этап- подготовительный
1. Определение цели и задач проекта.
2. сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
3. Организация предметно-развивающей среды, приобретение необходимого оборудования.
2 этап – практический: Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Непосредственная реализация проекта.
3 этап – заключительный.
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Формы работы с детьми
•реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
НОД «Дикорастущие и культурные растения», «Посадка семян овощей»
Цель: ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных, познакомить с интересными представителями мира растений, обогащать и уточнять знания детей о выращивании растений, подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
Практическая деятельность: выращивание рассады овощей, полив растений, прополка грядок, рыхление земли. Цель: помочь детям понять, что из одной семечки может появиться только одно растение, вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.
В группе детского сада произвели рассматривание и посев семян овощей, подписали рассады овощей, контейнеры с названиями растений. Зарисовали в тетради наблюдений. Уход за растениями и полив.
Дети наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Зарисовывали в тетради наблюдений. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.
Опытно-экспериментальная деятельность:
Цель: подвести детей к пониманию, что растения живые: нуждаются в свете, тепле, воде, а несоблюдение даже одного условия может отразиться на росте и даже привести к гибели растения.
Рассматривание сухих семян и пророщенных семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян, ежедневные наблюдения за всходами: лука, фасоли, перца, помидор,
Цель: дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. Расширять знания детей о семенах, откуда они берутся и как появляются из них растения.
«Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение»
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений»
2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место) .
2. «Вода и растение»
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения «пьют» воду»
Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
Дети проводили опыты, эксперименты: «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений», «Земля – какая она».
Оформление дневника наблюдений (фиксация наблюдений за растениями, результаты экспериментов, наблюдений фиксировали рисунками в календаре наблюдений.
Педагогами был создан алгоритм ухаживания за растениями.
Тематические беседы: «Что такое огород и для чего он нужен», «Для чего растению семена?», «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Вода и земля-овощей лучшие друзья»;«Овощи», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Что растет в огороде», «Витамины для детей», «Какой вырос у нас урожай?».Расширять познания детей об овощах, их свойствах.
Итоговая беседа: «Огород на окне переносится на участок детского сада». Цель: настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.
Рассматривание энциклопедий, иллюстраций о культурных растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок;
Чтение художественной литературы: Свен Нурдквист: «Переполох в огороде», «Чужак в огороде», Агния Барто: «Нарисуем огород», «Было у бабушки сорок внучат». Ю. Тувим «Овощи», Т. Шорыгина: «Летний дождик», «Корзина овощей», «Росток», Я. Бжехва «Помидор», Т. Бокова «Праздник урожая». Расширять знания детей о значении огорода для людей, познакомить детей с тем, какие культуры выращивают на огородах.
Дидактические игры "Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус», Лото «Что растет на огороде», «Вершки и корешки».«Какого растения не стало?», «Опиши овощ», «Угадай, что это». Расширение словарного запаса, классификация растений по месту произрастания: различие овощей и фруктов.
Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород», «Разгрузи машину», Сортируем овощи», «Земля, вода, огонь, воздух», «Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Детский сад», «Семья», «Огород», «Мы помощники», «На даче», «Овощной магазин», «Кафе», «Ярмарка», «Дары осени», «У бабушки в деревни».
Цель: развитие игровой деятельности, развитие речи.
Экскурсии в природу: «Где растут растения?», «Зеленые растения зимой в природе».
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Овощной суп», «Наши растения», Аппликация: «Овощи на тарелке», «Лепка овощей из пластилина». Цель: развитие продуктивной деятельности детей.
Театрализованная деятельность: «Репка», «Сказка о том, как овощи поссорились»
Экологические развлечения, досуги, праздники (вечер поэзии, посвященный Дню земли, физкультурно-оздоровительные мероприятия).
Труд в природе: высадка рассады на огород детского сада, уход, сбор созревших овощей, сбор семян овощей. Цель: формировать интерес к результату своего труда.
Формы работы с родителями:
• Беседа с родителями «Наш огород» (постановка целей и задач).
• оформление огорода (помощь родителей в закупке земли, сборе семян, необходимых для посадки, изготовлении поделок для оформления огорода на окне, изготовление мини-парника на подоконнике)
• участие в наблюдении;
• помощь в высадке рассады на огород и уход за ней.
• Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек для оформления книжки-малышки.
• Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду», «Огород на подоконнике».
• взросло-детские проекты (проект семьи Тузовых)
• субботники по облагораживанию территории ДОО.
• совместное участие с ребенком в конкурсах художественного творчества.
• коллекционирование (создание коллекции «Семена культурных растений», создание коллекции «Разновидности овощных культур», создание книжки-малышки «Во саду ли, в огороде», создание книги рецептов: «Готовим из овощей»).
• мастер- классы для родителей и детей («Создание эко-горшков», «Пикировка овощных культур»)
• участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах (вечер досуга «День Земли», вечер поэзии «Природа, которая меня окружает»
• фотовыставка «Я-часть природы родного края»
3 этап – заключительный.
Подведение итогов реализации проекта. Беседы. Оформление выставки детских рисунков «От семени к ростку», «Зеленый лучок».
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К отчету будут приобщены лучшие работы детей, фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проекта.
Оформление фотовыставки «Наш урожай». Вызвать положительные
эмоции, чувство радости от проделанной работы и результата.
На заключительном этапе нашей проектной деятельности мы собрали урожай овощей, подготовили огород к зимнему сезону, собрали семена овощей, для дальнейшей их посадки на следующий год.
В детском саду была организована ежегодная ярмарка - выставка «Дары осени» с участием родителей, подготовили мультимедийную презентацию проекта. Дошкольники приняли активное участие в развлечении «Осенние посиделки».
Во время проекта у детей были сформированы представления о многообразии семян, о строении культурных растений и о том, что растения отличаются друг от друга, что для роста и развития растению необходимы свет, тепло, вода, воздух, почва. Дети научились ухаживать за растениями (поливать, рыхлить, бережно относиться к растениям и уважительное отношение к труду взрослых. Родители приняли активное участие: оказали посильную помощь в благоустройстве огорода и ухода за ним, подготовили коллекцию семян, фотоальбом «Полезные овощи на грядке»; сборник стихов, загадок, пословиц.
Предметно-пространственная развивающая среда группы обогатилась оборудованием в уголке природы, демонстрационным материалом, дидактическими играми, художественной литературой.
• Выращенную рассаду на окне, переносятся на участок детского сада
• Посадка совместно с детьми и родителями рассады на участке детского сада
• Итоговая беседа детьми «Можно ли вырастить урожай на окне»
• Помощь детям в летний период в уходе за рассадой на участке детского сада
Сбор урожая совместно с детьми и родителями
• Мастер класс по тыкве
• Мастер класс по пекировке
• Создание книги рецептов с овощами
• Совместное создание коллекции семян
• Создание коллекции разновидности овощных культур
• Создание мини парника на подоконнике
• Высадка рассады на огород.
• Семейный проект Тузова
- собрали коллекцию семян.
По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:
1. В ходе работы по проекту у детей сформировалось экологическое представление об овощных культурах.
2. Выращивая и ухаживая за растениями, ребята наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму и цвет листьев, определяли условия, необходимые для роста и развития растений.
3. В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
4. У детей сформировались знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.
5. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
6. Дети увидели многообразие посевного материала.
7. Дети более бережнее стали относиться к растительному миру.
Масленникова, О. М., А. А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду / Масленникова, О. М., А. А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград. 2014. – 232с.
Горбатенко, О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ Горбатенко, О. Ф., - Изд. – Волгоград. 2007. – 286с.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С. Н. Николаева. - М. : Академия, 2005. - 224с.
Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т. А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136с.
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.
Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.