Баира Дармаева
Проект «Огонь — друг и враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Актуальность проекта вызвана тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью пожара. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения в быту и правила поведения при пожарной опасности реализуется через активную деятельность всех участников проекта. Взрослые, чтобы не случилось беды, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его.
Публикация «Проект „Огонь — друг и враг“» размещена в разделах
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Вид проекта :
Информационно – творческий, групповой.
Продолжительность проекта :
Краткосрочный (декабрь 2018 - январь 2019гг.)
Участники проекта :
Воспитатель, дети средней группы, родители.
Цель:
• Цель проекта – формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
• Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности;
• Обучить умениям и навыкам, которые необходимы для действия в экстремальных ситуациях.
Задачи:
• Систематизировать знания детей об электрических приборах, используемых в быту (назначения, правила пользования)
• Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров, объяснять, чем опасен огонь, подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
• Познакомить с правилами поведения при пожаре и со средствами пожаротушения.
• Уточнить знания детей о профессии пожарного.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем.
• Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте.
Образовательные
• Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.
• Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает врагом.
• Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
• Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитательные
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
• Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
• Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
• Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
• Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Этапы реализации проекта.
Организационный.
• Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.
• Познакомить детей с уголком пожарной безопасности и пожарным щитом
• Создание условий для самостоятельной деятельности. Подборка материала игр и пособий для работы с детьми.
• Определение целей и задач.
• Анкетирование родителей
• Выявление проблемы
Деятельностный.
• Ознакомление детей, Что такое огонь? «Огонь – друг и враг»
• Уголок пожарной безопасности, пожарный щит.
• Беседы, игры и упражнения о правилах пожарной безопасности, чтение стихов и рассказов о пожаре, пожарных, пожароопасных предметах.
• Предварительная работа с родителями детей
1. Рисунки детей с родителями
2. Раскраска пожарных
Заключительный.
• Развлечение «Минутки безопасности с Зайчиком Побегайчиком»;
• Выставка поделок детей, выполненных совместно с родителями «Огонь-друг, огонь-враг»
• Показательная драматизация сказки «Кошкин дом».
• Выставка рисунков на тему «Огонь - друг и враг».
• Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник»
Предполагаемый результат
Работа над проектом позволит обогатить жизненный опыт детей, расширить словарь и умение детей участвовать в обсуждении предложенной ситуации. Работа в проекте на всех этапах сформирует у детей осознание необходимости неукоснительного выполнения правил пожарной безопасности, как залога сохранения здоровья и жизни своей и окружающих. Участие в проекте родителей повысит значимость проводимой работы, покажет актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности
Название проекта : «Огонь-друг, огонь-враг»
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.
• Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.
• Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
• Изменение отношения родителей к данной теме.
Продукт проекта :
• Продуктивная деятельность рисование «пожар».
• Папка- передвижка для детей и родителей по пожарной безопасности.
• Атрибуты в мини-музей «Маленький пожарник».
• Драматизация сказки «Кошкин дом».
• Аппликация «пожарные машины»
• Заучивание стихов о пожаре
Основная идея проекта :
Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и во всем мире. За последние годы значительно увеличилось число пожаров, произошедших по вине человека. Часто причина пожара – детская шалость. К сожалению, родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё зно: разрешают детям играть огнеопасными предметами, в частности зажигалка – привычная игрушка для них. Чтобы изменить отношения к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе правильно воспитывать детей. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст – самый благоприятный для формирования надлежащих правил и выработки культуры безопасного поведения.
Ожидаемые результаты:
Довести до участников проекта важность данной проблемы.
• Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, сюжетные картинки и иллюстрации по теме, мультфильм «Кошкин дом».
• Подготовить творческие работы для выставки.
• Изготовление дидактических игр.
• Составить план работы по реализации проекта.
Календарный план реализации проекта :
Раздел программы Формы и методы работы Сроки
выполнения
Познавательное развитие НОД: «Пожарная безопасность в природе», «Огонь- друг и враг человека»; просмотр видеофильма «Огонь – друг и враг человека»; «что горит?»; решение проблемных ситуаций: «Бабушка забыла выключить утюг», беседы: «Люди героической профессии». «Кто может готовить на плите», «Кто пользуется бытовыми приборами».
декабрь
Речевое развитие Составление творческих рассказов: «Откуда может прийти беда», «Чего нельзя делать в отсутствие взрослых», «Спичка-невеличка и большой пожар»; рассматривание плакатов, иллюстраций на тему «Осторожно, огонь»; конкурс стихов на тему: «Спички детям не игрушка».
декабрь
Ознакомление с художественной литературой Загадки о пожаре; Чтение: С. Я. Маршак «Пожар», Л. Толстой «Пожарные собаки», К. Чуковский «Путаница». Т, Фетисов «Куда спешат пожарные машины»
декабрь
Игровая деятельность Дидактические игры: «Что необходимо пожарному», «Горит – не горит», «Хорошо – плохо», «Причины пожаров», «Собери картинку», «Угадай профессию», «Отгадай загадку».
Сюжетно-ролевые: «Наш дом», «Мы пожарные».
декабрь
Изобразительное искусство Рисование на тему: «Эта спичка – невеличка», «Пожар», аппликация «Пожарные машины»
январь
Двигательная активность Подвижные игры: «Кто быстрее», «Быстрые и ловкие», «На пожар», «Смелые пожарные», «Верхний этаж»
январь
Работа с родителями Выставка детско – родительского рисунка «Огонь – друг и враг». Папка-передвижка «Пожарная безопасность».
январь
Основные риски проекта :
№ п/п Наименование риска Вероятность возникновения% Степень влияния на результат, % Меры реагирования на риск
1 Отсутствие интереса родителей к данной проблеме 20% 100% -Вовлечение в мероприятия, проводимые в ДОУ
Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику и обеспечению устойчивости проекта после окончания его реализации
№ п/п Планируемое мероприятие Механизмы реализации
1.
2.
3. Работа с педагогическими кадрами «консультации»
Работа с детьми: открытые занятия.
Работа с родителями: беседы, консультации. -Внедрение инновационных технологий в воспитательно – образовательный процесс детского сада;
-Создание предметно-пространственной среды обеспечивающей максимальную реализацию проекта ДОУ
-Развитие познавательных способностей детей;
-Приобретение знаний о правилах пожарной безопасности;
-Приобретение навыков как нужно действовать в чрезвычайной ситуации.
-Разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей;
- Участие родителей в совместных образовательных проектах.
Ожидаемые результаты и эффекты проекта
№ п/п Оцениваемая категория Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
1.
2.
3.
Дошкольники
Педагоги
Родители - расширение и углубление знаний о пожарной безопасности;
- - приобретение детьми навыков работы с средствами пожарной безопасности;
- - развитие познавательной активности;
- - бережное отношение к родной природе, результатам труда взрослых людей.
- повышение образовательных, профессиональных, теоретических и практических знаний педагогов по проблеме пожарной безопасности в ДОУ.
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство, разработка и внедрение новых форм и способов взаимодействия с семьей, способствующих повышению ее инициативности как участников воспитательно-образовательного процесса.
Список литературы:
1. И. В. Кононова «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников».
2. И. Л. Саво «Пожарная безопасность в детском саду».
3. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности».
4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева «Безопасность».
5. М. С. Коган «Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем!»
Комплект «Пожарная безопасность» беседы с ребенком.
Анкета для родителей
1. Фамилия, имя, отчество; возраст ребенка.
___
2. Оставляете ли вы своего ребенка без присмотра дома?
___
3. Если да, то чем он в это время занимается?
___
4. Доступны ли в вашем доме для ребенка спички, электроприборы?
Где они хранятся?
___
5. Использует ли ваш ребенок спички, испорченные приборы в самостоятельных играх?
___
6. Какую работу проводите дома по профилактике пожарной безопасности?
___
7. Какую работу, по вашему мнению, должен проводить детский сад по профилактике пожарной безопасности?
___
Дата ___ Подпись ___