Евгения Москалёва
Проект «Одежда, из чего она изготовлена»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Одежда, из чего она изготовлена»
Подготовила: воспитатель 1 категории
Москалёва Е. В.
Уссурийск 2019
Рассказ про одежду, во все времена.
Про то, как менялась с веками она.
Как нынче нужна,
Как важна была прежде….
Итак начинаем проект об одежде
Публикация «Проект „Одежда, из чего она изготовлена“» размещена в разделах
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Название проекта : «Одежда из чего она изготовлена»
Тип проекта : творческий, познавательно- исследовательский
Продолжительность проекта : среднесрочный
По составу участников: групповой
Участники проекта : дети 4-5- лет, воспитатель, родители
Актуальность проекта :
Дети входят в этот мир, думая, что всё, окружающее их, было всегда. И мало задаются вопросом: «Откуда это взялось? Для чего это нужно? Какими качествами обладает предмет? И т. д.» И как же сделать так, чтобы у детей проснулся интерес к тому, с чем они соприкасаются каждый день?
Думаю, что создание такого проекта даст детям не только возможность понять из чего сделаны ткани и какими свойствами они обладают, но и воспитает бережное отношение к предметам одежды, игрушкам, труду взрослых. Именно «проживание», создание проблемных ситуаций позволяет ребенку полностью изучить, обследовать материал и понять его важность в жизни каждого человека.
Проблема: Не смотря на то, ч то по плану проводятся мероприятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением, в котором затронута тема «Одежда» отсутствует систематизированный материал и есть необходимость широко осветить данный вопрос с дошкольниками, используя деятельный подход, опираясь на их познавательный процесс
Цель:
Познакомить детей с разными видами одежды, тканями из которых она изготовлена
Задачи:
1)Формировать представления детей об одежде, её видах, частях одежды.
2) Развивать речь детей, расширять словарный запас.
3) Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение, композиционные умения, восприятие цвета.
4) Учить детей обобщать, классифицировать, систематизировать.
5) Учить детей ухаживать за своей одеждой, и воспитывать к ней бережное отношение.
Методы организации познавательной деятельности:
1) Словесные - беседа, чтение произведений.
2) Наглядные - рассматривание иллюстраций, журналов мод, лоскутков тканей.
3) Практические - игры.
Ожидаемый результат: Формирование у детей навыков лучшего ориентирования в одежде, в предметах одежды, знание деталей одежды, умение правильно, последовательно одеваться;
полученные знания о профессиях помогли бы помочь детям понять смысл деятельности людей, создающих одежду;
Воспитание бережного отношения к одежде и аккуратное использование ее в повседневной жизни.
Этапы проектной деятельности :
1 ЭТАП - подготовительный:
Определение целей, задач, изучение литературы, подбор оптимальных методов и приемов, составление плана деятельности.
Оформление среды группы:
пополнение уголка ряженья одеждой, обувью, головными уборами;
создание среды для сюжетно-ролевый игр «Магазин одежды» (выделить площадку для магазина, выставить стол, кассу, оборудовать примерочную, вывесить одежду, «Прачечная» (выделить площадку для сушки белья, выставить ванночки, стиральные доски, стиральную машинку, в зависимости от ресурсов группы;
изготовление игры «Лото» (одежда с картинками и стихотворениями);
приобретение лоскутов ткани различной фактуры;
Подбор литературы:
К. Чуковский «Мойдодыр»;
рассказ «Как рубашка в поле выросла»;
Б. Заходер «Портниха»;
Н. Павлова «Чьи башмачки»;
Л. Воронкова «Новая кукла»;
Н. Носов «Заплатка» «Живая шляпа»;
Е. Благинина «Голышок-малышок»;
С. Михалков «Про мимозу»;
Л. Пирогова «Неумеха – умелочка»;
Ш. Перро «Золушка»;
Н. Нуждина «Детская энциклопедия «Чудо-всюду» ( разделы: нитки, шляпа);
Н. Кончаловская «Дело в шляпе»;
Н. Юрьева «Сапоги» из книги «Умные занятия»;
«Загадки-смекалки» А. Соболева;
пополнение центра книги журналами мод;
подбор методической литературы для ООД.
Работа с родителями:
1. Сбор наглядного материала (кусочков разных тканей)
2. Разучивание стихотворения об одежде, предложенного в рекомендациях и др.
3. Пополнение книжного уголка журналами детской моды
4. Смастерить вместе с детьми одежду из подручного материала
5. Беседа родителей с детьми на тему недели
2 ЭТАП – реализация проекта.
Беседы с детьми об одежде и ее значении в жизни людей. Как появилась одежда. Кто изготавливает одежду.
Чтение литератур: Н. Носов «Заплатка», В Лившиц «Валины перчатки» Заходер «Портниха», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Продуктивная деятельность совместно с детьми. Декоративное рисование «Украшение фартука», аппликация «Укрась мамино платье», лепка «Девочка в красивом платье».
Дидактические игры по теме проекта : «Назови одним словом». «Магазин одежды». «Кто что делает». «Мой, моя, мое, мои». «У кого больше». «Одень куклу». «Узнай по описанию»
Подвижные игры. «Цветные перебежки», «Где мы были, мы не скажем…»
Сюжетно-ролевые игры: «Ателье». «Семья», «Магазин»
Опытно-экспериментальная деятельность: Рассматривание образцов тканей.
Работа с родителями: Организация выставки плоскостных кукол в бумажных нарядах созданных родителями и детьми.
3 ЭТАП – итоговый
Создание альбома «Из чего шьют одежду», выставка детских работ, презентация проекта.
Заключение
Одежда – это самый необходимый элемент для человека. Она играет важную роль в нашей жизни и этим проектом я пыталась рассказать детям о важности и значимости одежды.
Я старалась планировать свою работу так, чтобы заинтересовать детей в процессе познания.
Рассказала, откуда произошла одежда, о ее видах, для чего необходима.
Теоретические знания были закреплены играми, беседами, чтением художественной литературы, лепкой и художественно-творческой деятельностью
В моем проекте принимали участие и родители. Они со своими детьми посещали по домашнему заданию вещевые рынки и магазины. Вместе с детьми играли в предложенные мною игры. Изготавливали костюмы из броссового материала для итогового мероприятия
И свой проект я подытожила театрализованной деятельностью «Показ мод»
Таким образом, реализация проекта была осуществлена. Дети поняли, важность функции одежды для человека.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПОНЕДЕЛЬНИК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ:
УТРО: 1. Дидактическая игра «Узнай по описанию». Цель: Учить детей узнавать сверстников по описанию внешнего вида (одежда, цвет глаз, волос).
2. Рассматривание лоскутков ткани. Цель: Познакомить детей с видами и названиями тканей (ситец, капрон, мех, фланель, шёлк и др.)
3. Экспериментирование с тканью. Цель: Формировать представления детей о том, какая ткань быстрее намокнет, какая ткань быстрее рвётся, мнётся.
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. ПОЗНАНИЕ: Формирование целостной картины мира. Тема: «Как появилась одежда».
Задачи: Воспитывать уважение к людям профессий швейной промышленности. Развивать внимание, память, мышление, речь. Расширять и активизировать словарь детей: швея, портной, модельер, закройщик, ателье, напёрсток, швейная фабрика, ткацкий станок. Учить детей преобразовывать слова: швея – шьёт - швейный, ткач – ткёт – ткацкий – ткань и др. Формировать представления детей об истории возникновения одежды, о том, какая одежда была в древности, из чего её шили. Формировать представления детей о швейном производстве в современном мире, о профессиях швейной промышленности. Учить детей выкладывать схему «Река времени», опираясь на полученные знания.
Методы и приё мы:
*Игра «Назови одним словом»
* Вопросы: - Какую одежду вы знаете?
*Игра «Магазин одежды» - раскладывание предметных картинок по видам одежды (верхняя, нижнее бельё, женская, мужская, детская, зимняя, летняя, праздничная, специальная)
*Рассказ воспитателя «Как появилась одежда»
*Чтение стихотворения «История одежды»
*Беседа «Кто изготавливает одежду?»
Вопросы: - Как изготавливают одежду? (её шьют, вяжут)
- Кто придумывает одежду? (модельер)
- Кто шьёт одежду? (портной, швея)
- Кто кроит одежду? (закройщик)
- Из чего шьют одежду? (из ткани)
- На какой фабрике занимаются пошивом одежды? (на швейной)
- На какой фабрике изготавливают ткань для одежды? (на ткацкой)
*Игра «Кто что делает?»
*Анализ занятия
2. МУЗЫКА.
- Слушание «Моя Россия» муз. Г. Струве.
- Пение русской народной песни «Прялица» в обработке Т. Ломовой.
ПРОГУЛКА:
1. Экскурсия в магазин одежды.
Цель: Познакомить детей с разнообразием отделов в магазине одежды : отделы верхней, спортивной, праздничной, детской, мужской, женской одежды, нижнего белья.
Вопросы: - Как называется этот магазин?
- Почему?
- Кто здесь работает?
- Какие отделы есть в этом магазине?
2. Подвижная игра «Цветные перебежки».
Цель: Учить детей находить в своей одежде названный ведущим цвет, быстро реагировать на сигнал, перебегая на противоположную сторону площадки.
ВЕЧЕР:
1. Рассматривание иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки.
Цель: Продолжать расширять представления детей об истории одежды, её разновидностях, социальном предназначении, старинном названии некоторых предметов одежды.
Вопросы: - Какая иллюстрация соответствует нашему времени? Почему?
- Покажите картинку, где одежда только начала появляться.
2. Дидактическая игра «Разрезные картинки» (одежда)
Цель: Учить детей собирать целое из 6 – 9 частей.
3. Работа с родителями: предложить изготовить совместно с детьми картонную куклу (девочкам – куклу-девочку, мальчикам – куклу-мальчика) и 2-3 предмета одежды из бумаги для неё.
Цель: Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ по теме «Одежда».
ВТОРНИК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ.
УТРО:
1. Чтение Н. Носов «Заплатка», беседа по прочитанному.
Задачи: Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к одежде. Развивать внимание, память, речь. Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению. Учить детей выделять основную мысль рассказа, давать характеристику поступкам главного героя.
Вопросы: - Как называется рассказ?
- Кто главный герой?
- Что случилось с Бобкой?
- Чему учит нас этот рассказ?
2. Словесная игра «Кто что делает?»
Цель: Учить детей подбирать слова-глаголы, обозначающие действия той или иной профессии (швея – шьёт, закройщик – кроит, гладильщица – гладит и т. п.)
3. Настольно-печатная игра «Подбери заплатку».
Цель: Учить соотносить цветовой рисунок и форму «заплатки» и «ткани».
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Развитие речи.
Тема: Загадки, пословицы и поговорки об одежде.
Задачи: Воспитывать любовь к русскому народному фольклору. Развивать внимание, память, речь. Продолжать учить детей отгадывать загадки, понимать иносказательный смысл загадок. Познакомить детей с пословицами и поговорками об одежде, их смыслом.
Методы и приё мы:
*Загадки об одежде
*Объяснение иносказательного смысла загадок
*Игра «Продолжи пословицу»
*Физкультминутка «Стирка»
*Игра «Узнай по описанию» (по названию частей одежды)
*Игра «Загадай одежду»
*Анализ занятия.
2. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Лепка.
Тема: Девочка в красивом платье.
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с пластилином. Закреплять навыки лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, сглаживание, соединение деталей. Развивать творческие способности. Учить детей лепить фигуру девочки в платье, опираясь на образец и схему последовательности лепки. Учить детей наносить узор на платье по своему замыслу.
Методы и приё мы:
* Вопросы: - Какая одежда самая красивая? (праздничная)
- Когда одевают праздничную одежду?
*Рассматривание куклы в красивом платье
*Рассматривание образца работы
*Объяснение, ориентируясь на схему этапов работы
*Имитация способов лепки (круговые и прямые движения руками в воздухе)
*Работа детей
*Анализ занятия.
ПРОГУЛКА:
1. Игра-треннинг «Иголка и нитка»
Цель: Воспитывать чувство сплочённости, коллективизма. Учить детей постепенно вливаться в игру, присоединяясь к последнему в «нити». Учить детей выполнять роль ведущего – «иголки».
ВЕЧЕР:
1. Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: Учить детей узнавать на картинке и называть предметы, которые необходимы в швейной промышленности.
2. Творческая мастерская: «Швейная фабрика»
Цель: Учить детей рисовать и вырезать бумажную одежду для плоскостных кукол.
3. Игра с плоскостными куклами «Собираемся на бал»
Цель: Учить детей развивать сюжет игры, строить диалог. Развивать умение подбирать одежду для куклы соответственно случаю. Развивать эстетический вкус.
СРЕДА.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
УТРО:
1. Рассматривание моделей одежды в журналах мод.
Цель: Формировать представления детей о разнообразии одежды.
2. Беседа на тему «Одежда будущего»
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать фантазию, речь, логическое мышление.
Учить детей придумывать одежду будущего, опираясь на схему-модель описания одежды.
Вопросы: - Какую одежду вы знаете?
- Какую одежду вам нравится носить?
- Как вы думаете, Какая одежда будет в будущем?
3. Словесная игра «Мой, моя, моё, мои…»
Цель: Учить детей подбирать существительное – название предмета одежды – к местоимению, правильно согласовывать их в роде и числе, отвечать на вопрос: «О каком предмете одежды можно сказать – мой (моя, моё, мои?
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Формирование элементарных математических представлений.
Тема: Платье для Золушки.
Задачи: Воспитывать отзывчивость, желание помогать нуждающимся в помощи. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Развивать умение детей выполнять сложение чисел, решая простейшие математические задачи. Закреплять умение детей отгадывать загадки; ориентироваться в пространстве группы: находить необходимые предметы по словесной ориентировке. Учить детей писать графический диктант.
Методы и приё мы:
* Загадка о Золушке: (чтение отрывка из сказки)
* Создание проблемной ситуации: Золушке очень бы хотелось поехать на бал, но у неё очень много работы и нет бального платья. Как можно ей помочь?
*Упражнение «Сосчитай овощи» (решение математических задач – сложение чисел)
*Игра «Разбери предметы по местам» ( Упражнение на ориентировку в пространстве: воспитатель даёт словесное описание расположения предметов в группе, а дети находят их и выставляют в ряд на полке)
*Воспитатель сообщает, что все дела сделаны, теперь можно заняться нарядом Золушки.
*Загадка «Угадай, какой будет узор на платье Золушки» : С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины. (квадрат)
Вопрос: - Как назвать узор на платье, если основными элементами будут квадраты? (в клеточку)
*Графический диктант «Платье для Золушки»
*Анализ занятия
2. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Рисование декоративное.
Тема: Расписные ткани.
Задачи: Воспитывать аккуратность при работе с красками. Развивать фантазию, творческие способности, эстетический вкус. Учить детей рисовать узоры по замыслу, заполняя всё пространство листа бумаги (рисовать «ткань», находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; использовать в своём рисунке элементы декоративно-прикладного искусства. Совершенствовать технические навыки рисования кистью (рисовать кончиком кисти или всем ворсом, свободно двигать в разных направлениях).
Методы и приё мы:
*Рассматривание одежды друг друга
* Вопросы: - Как называется одежда?
-Из какой ткани сшита?
- Как выглядит ткань – одноцветная или узорчатая?
*Рассматривание кусочков ткани (фактура, расцветка)
* Вопросы: - Какую одежду можно сшить из такой ткани?
- Какая ткань подходит для праздничной, повседневной одежды?
*Рассказ воспитателя о том, кто рисует узоры на ткани.
*Показ способов рисования узора.
*Работа детей.
*Анализ занятия.
ПРОГУЛКА:
1. Во время одевания на прогулку или раздевания
Игра «У кого больше?»
Цель: Учить детей считать количество предметов одежды на себе, сравнивать с количеством одежды на сверстниках.
2. Игра малой подвижности «Где мы были, мы не скажем…»
Цель: Учить детей выразительно изображать различные действия (стирка одежды, шитьё, одевание и т. п.)
ВЕЧЕР:
1. Чтение В. Лившиц «Валины перчатки».
Задачи: Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде. Развивать внимание, память, речь. Учить понимать поучительный смысл стихотворения.
Вопросы: - Как называется стихотворение? Почему?
- О чём рассказывается в стихотворении?
- Кто искал Валины перчатки?
- Какие вещи нашли родственники?
- Где нашли перчатки?
- Как можно назвать Валю?
- Хорошо ли Валя поступает с одеждой?
2. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Цель: Учить детей видеть положительные и отрицательные стороны в той или иной ситуации.
ЧЕТВЕРГ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ:
УТРО:
1. Словесная игра «Угадай-ка».
Цель: Учить детей отгадывать предмет одежды по названию его частей.
2. Дидактическая игра «Узнай на ощупь».
Цель: Учить детей определять на ощупь и называть некоторые виды тканей (мех, фланель, капрон, шёлк, кожа, драп, вельвет и др.)
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Развитие речи.
Тема: Составление описательного рассказа о кукле.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам сверстников. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ о кукле, опираясь на образец рассказа воспитателя и схему последовательности составления рассказа. Учить детей использовать в речи сложные и распространённые предложения.
Методы и приё мы:
*Загадка о кукле
*Рассматривание новой куклы
* Вопросы: -Что это?
- Какие у куклы волосы, глаза?
- Во что одета кукла?
- Что у куклы на ногах?
- Как можно играть с куклой?
*Физминутка «Заводные куклы»
*Образец рассказа воспитателя, опираясь на схему последовательности рассказа
*Рассказывание о кукле «по цепочке», индивидуально.
*Анализ занятия.
2. МУЗЫКА.
- Слушание русской народной песни «Дуня-тонкопряха» в обработке Жарова.
- Пение «Солнышкино платьице». Музыка и слова Е. Гомоновой.
ВЕЧЕР:
1. Игра «Загадки в мешочке».
Цель: Учить детей отгадывать загадки об инструментах швейной промышленности, находить соответствующую отгадке картинку из мешочка.
2. Игра – соревнование «Самый быстрый и аккуратный».
Цель: Развивать умение детей быстро, аккуратно, правильно складывать вещи в шкафчике, адекватно оценивать результат своего труда.
ПЯТНИЦА.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ:
УТРО:
1. Организация выставки плоскостных кукол в бумажных нарядах, созданных детьми и родителями.
Цель: Отметить старания и отзывчивость всех участников выставки, наградить победителей.
2. Игра «Узнай куклу по описанию».
Цель: Учить детей загадывать определённую куклу, описывая её внешний вид: одежду, цвет волос, глаз.
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Аппликация.
Тема: Новое платье для куклы.
Задачи: Воспитывать осторожное обращение с ножницами, аккуратность при работе с клеем. Развивать навыки симметричного вырезывания из листа бумаги, сложенного вдвое. Развивать творчество, фантазию. Учить детей вырезать форму платья способом симметричного вырезывания, украшать платье узором по своему замыслу.
Методы и приё мы:
*Рассматривание плоскостных бумажных кукол в нижней одежде.
* Создание проблемной ситуации: куклы собрались на бал, но им не в чем пойти.
* Вопросы: - В чём можно пойти на бал?
- Как вы представляете себе бальное платье?
*Рассматривание образцов аппликации платьев
*Показ способов и последовательности аппликации, опираясь на схему способов вырезывания
*Работа детей
*Итог (создание игровой ситуации «Куклы идут на бал»)
ВЕЧЕР:
1. Хозяйственно-бытовой труд: стирка кукольной одежды.
Задачи: Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Развивать умение детей пользоваться схемой последовательности выполнения действий. Учить детей тщательно простирывать одежду, полоскать и отжимать её.
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды».
Цель: Воспитывать доброжелательность, вежливость, дружеские взаимоотношения в игре. Закреплять представления о видах одежды. Продолжать учить детей строить диалог в игре.
3. Дидактическая игра «Какая?».
Цель: Учить детей образовывать прилагательные от существительных, отвечая на вопрос «Какая?»
(Одежда из ситца какая? – ситцевая; воротник из меха – меховой и т. п.)
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.
2. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
4. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников
(О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. - М. 2005.
6.365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.
7. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О. С. Боромыкова (изд. «Детство-пресс»)
8. Гармошечка – говорушечка. Выпуск №5 (Москва «Музыка» 1987).
9. Весёлые песенки для малышей круглый год. Е. А. Гомонова (Ярославль Академия развития 2001).
10. Удивительные истории. Л. Е. Белоусова (Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2000).
11. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. И. А. Лыкова. («Карапуз» Творческий центр СФЕРА. М. -2009).
12. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Книга 1. Е. А. Алябьева Творческий центр СФЕРА. М. – 2007)
13. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. И. Г. Кудрякова, В. В. Кузнецова, Л. А. Пыстина (г. Саратов 1997)