Людмила Жумаева
Проект «Обитатели воды — рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Обитатели воды – рыбы»
Актуальность проекта : главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Публикация «Проект „Обитатели воды — рыбы“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
У рыб особая среда обитания – вода. Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море или реке, т. е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира. Надо помочь детям узнать, «увидеть» удивительный мир рыб.
Цель проекта : создание условий для формирования экологической культуры дошкольников, нравственных представлений, социальных норм и правил.
Задачи проекта
Образовательные:
- формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде;
- формировать знания у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д. ;
- развивать способность эмоционально реагировать на негативные проявления, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Развивающие:
- развивать воображение и творчество;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера;
- развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру, показать многообразие, красоту окружающего мира;
- вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
- воспитывать интерес к природе.
Коррекционные:
- развивать связную речь, умение составлять рассказ по заданному плану, рассказы-описания;
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатель, родители.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Информация, знания, впечатления, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании выставок, экспозиций при активном участии педагогов ДОУ.
Ожидаемый результат:
- получение детьми первоначальных представлений о традиционных нормах морально-нравственного поведения;
- сформированность у воспитанников детского сада представлений о разнообразии обитателей водоемов;
- получение знаний о внешнем виде рыб, способах их передвижения и способах защиты от врагов.
Планирование видов деятельности для реализации проекта
Речевое развитие.
• Беседы с детьми: «Что мы знаем о рыбах», «Почему рыбы живут в разных водоёмах?». Свободное общение.
• Рассказы из личного опыта: «Как я с папой был на рыбалке».
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных рыб.
• Описательные рассказы о внешнем виде рыб. Использование в речи прилагательных (хищная, глубоководная, изумительная, быстрая, ловкая и т. д., глаголов-действий (ныряет, прыгает, плавает, извивается, заглатывает и т. д.)
• Д/И «Назови ласково», «Чьи хвосты?», «Назови части тела рыбы».
• Наблюдения за аквариумными рыбками, беседы после наблюдений «Кто в аквариуме живёт?», «Как рыбка плавает и дышит?», «Зачем рыбке глаза?».
• Чтение художественной литературы:
Чтение стихов о рыбах и рассматривание иллюстраций по теме.
Пушкин А. С. «Сказка о рыбаке и рыбке», И. Крылов «Лебедь, щука и рак»,
Г-Х. Андерсен «Русалочка», Н. Носов «Карасик», К. Бальмонт «Золотая рыбка»,
• Отгадывание и составление описательных загадок самими детьми. Загадки-описания по теме.
• Словарная работа по теме.
Познавательное развитие.
• Обобщающая беседа о рыбах. Объяснение пословиц и поговорок о рыбах.
• Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением пресноводных, морских и аквариумных рыб.
• Д/И «Где спряталась рыбка?», «Узнай по описанию», «Кто какой окраски?»
Социально-коммуникативное развитие.
• Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Рыбный рынок», «Рыбалка» Определить место, где будет разыгрываться сюжет игры.
• Беседа о пользе рыб для человека, о редких рыбах, занесённых в Красную книгу, о природоохранной деятельности человека по отношению к водоёмам, в которых водятся рыбы.
• Ручной труд: изготовление альбома «Рыбы»,
• Беседы о трудовых действиях рыбаков.
• Беседа о способах ухаживания за аквариумными рыбками. Уход за рыбками, аквариумом.
Безопасность.
• Беседа с детьми: «Правила безопасного поведения на водоёме», «Уход за аквариумными рыбками».
Художественно-эстетическое развитие.
Продуктивная деятельность
• Рисование «Аквариум с рыбками», игровое упражнение «Узнай и дорисуй рыбку»
• Аппликация «Рыбки»
• Лепка «Морское царство»
• Отгадывание и составление загадок по теме.
• Конструирование из бумаги в технике оригами «Летучие рыбы»
Музыка.
По плану музыкального руководителя.
Физическое развитие
• Подвижные игры: «Удочка», «Весёлая рыбка», «Караси и щука», «Кто больше поймает рыбок?»
• Пальчиковая игра «Рыбка».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
• Книжный уголок: чтение рассказов и стихов о разнообразии обитателей водоёмов. Подбор иллюстраций с изображением различных рыб.
• Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
• Центр продуктивной деятельности: картонные коробочки, бумага различных видов, структуры, формата, цвета. Карандаши, краски, пластилин, бросовый материал и т. д. (подборка материалов для коллективной работы по теме)
Взаимодействие с семьёй
• Оформление группы работами детского творчества по теме.
• Привлечение родителей к помощи в изготовлении атрибутов к играм.
• Выставка рисунков по теме.
• Создание с родителями альбома «Наша семья на рыбалке»
Итоги проекта
За время реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.
Дети имеют представление о внешнем виде рыб.
Дети знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов.
В процессе работы над проектом дети изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов.
Дети имеют первоначальные представления (на возрастном уровне) о традиционных нормах морально-нравственного поведения.
Оформление выставки «Удивительный мир рыб»
Театрализованная постановка отрывка из сказки «По щучьему велению»
Список использованной литературы
1. Бойкова С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. СПб. : КАРО, 2010
2. Голуб В. Т. Графические диктанты. – Москва. ВАКО, 2009
3. Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. : Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «2-е, переработ. и доп. М. : «Просвещение», 1972. 415 с. с ил.
4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 128 с. : цв. Вкл.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 208 с., 16 л. вкл.
6. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010
7. Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. В помощь воспитателям и родителям. / И. В. Новикова; худож. Е. А. Афоничева – Ярославль: Академия развития, 2010. – 80 с. : - ( Детский сад: день за днем). Занятие 12 «Рыбка плавает в пруду» с. 39
8. Интернет-ресуры.