Кудюрова Лилия
Проект «Как живут рыбы?»
Название проекта : «Как живут рыбы?»
Автор проекта : воспитатель Кудюрова Л. А.
Образовательная область: познавательное развитие
Участники проекта : дети старше-подготовительной к школе группы, родители, педагог, музыкальный руководитель
Вид проекта : познавательно-творческий краткосрочный (с 26 марта по 5 апреля 2019г).
Цель: Создание условий для систематизации представлений детей о жизни рыб и воспитания экологической культуры детей
Задачи:
Публикация «Проект „Как живут рыбы?“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты. Проектная деятельность
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
• Формировать представление о жизни рыб: чем питаются, где живут, как дышат, как зимуют, как общаются.
• Развивать интерес к познанию окружающего мира.
• Способствовать развитию творческих способностей.
• Воспитывать экологическую культуру детей через различные виды деятельности.
• Активизировать деятельность родителей в проекте путем поиска интересных материалов о рыбах.
• Изготовить совместно с родителями альбом наглядного материала «Все о рыбах».
• Оснастить развивающую предметно пространственную среду необходимыми материалами во всех зонах группы: книжные иллюстрации, материалы для продуктивной деятельности, художественные произведения, музыкальные произведения
Проблема:
В процессе проекта «Первые весенние радости» у детей возник вопрос «Спят ли зимой рыбы? Если спят, то когда они просыпаются? Какие рыбы не спят зимой и не мерзнут ли они в холодной воде? Любознательность детей привела к созданию проекта «Как живут рыбы?
Партнерское взаимодействие с родителями
Совместное с родителями и детьми создание альбома «Все о рыбах»
Методы и формы работы
Словесные: отгадывание загадок, чтение художественной литературы
Наглядные: рассматривание книжных иллюстраций
Игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевая игры, подвижные игры, физминутки
Практические: опытно-исследовательская деятельность
Продукт проекта
• У детей сформируются представления о водных обитателях-рыбах, их строении, внешнем виде, среде обитания, разнообразии видов, обитающих в нашем округе.
• Реализуются потребности детей в продуктивных видах деятельности.
• Создание в группе условий для формирования первоначальных навыков экологической культуры.
• Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2017г
И. А. Помораева, В. А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа», «Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа» М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа», «Развитие речи в детском саду. Старшая группа», М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа», «Развитие речи в детском саду. Старшая группа», М, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
Л. В. Куцакова «Конструирование в детском саду. Подготовительная группа», «Старшая группа» М. ,МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду. Подготовительная группа», «Физическая культура в детском саду. Старшая группа М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.
Н. А. Гуриенко Познавательно-исследовательская деятельность со старшими дошкольниками Санкт Петербург ДЕТСТВО ПРЕСС 2017
Л. Ю. Павлова Дидактические игры Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016
Т. А. Шорыгина Рыбы. Какие они? Москва Издательство ГНОМ 2016
Интернет ресурсы
Этапы Дата ООД Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Взаимодействие с семьями Самостоятельная деятельность (в группе, на участке ДОУ, в уголках развития)
1 П
Создание проблемной, игровой ситуации, мотивация детей, выбор темы проекта 25 .03. 19 Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чем они.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
(Рыбы.)
Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум.)
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода.)
Воспитатель: правильно, ребята. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах и других подводных обитателях? Чем рыбы отличаются от других животных? В каких известных вам водоемах они живут? Какую роль рыбы играют в природе и в жизни человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам?
Что бы вы хотели еще узнать о подводных обитателях? Как это сделать? Как выдумаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?
С детьми составляется план совместной деятельности. Знакомство родителей с новой темой проекта
2 П
Организация деятельности: реклама (анонсирование, визитная карточка) и анкетирование родителей, педагогическая диагностика развития ребенка, подготовка РППС и т. д. 25.03.19 ООД Лепка «Сказочные животные» Подобрать методическую и художественную литературу, наглядный материал по данной теме.
Подобрать материалы и игрушки для сюжетно-ролевой игры.
Написать перспективный план мероприятий.
Подготовить дидактические игры.
Подобрать музыкальные произведения. Познакомить родителей с задачами проекта и его презентацией
3 этап
Осуществление основных мероприятий проекта и индивидуальной работы по поиску информации детьми
26.03.19
ООД Рисование «Рыбки в аквариуме»
Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»
С/р игра «Библиотека» сюжет «Дети в библиотеке» Предложить родителям подумать, как можно интересно рассказать о рыбах, где достать информацию
Рисование по замыслу детей в центре творчества
27.03.19
ООД Развитие речи
Лексические упражнения В. В. Гербова
Отгадывание загадок стр. 61 Т. А. Шорыгина Обсудить с мамой Данила Как, как можно оформить дидактическую игру «Рыбки в аквариуме» для развития мышления и мелкой моторики С/р игра «Библиотека»
28.03.19
ООД Ознакомление с окружающим миром
«Что мы знаем об акулах» Т. А. Шорыгина Дидактическая игра «Четвертый лишний» стр. 61-62 Т. А. Шорыгина Предложить родителям найти интересные факты о удивительных рыбах Рассматривание иллюстраций рыб
29.03.19
ООД Рисование «Уголок нашей группы»
Беседа с детьми на тему «Удивительные рыбы морей и рек» (Т. А. Шорыгина, стр. 9) Попробовать угадать с детьми, почему рыбы получили такие интересные названия Познакомить детей с правилами игр «Караси и щука», «Удочка»
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» сюжет Дети приходят в библиотеку и просят библиотекаря помочь выбрать книги о рыбах
01.04.19 ООД Аппликация Рыбки в аквариуме» Чтение А. С. Пушкин «Сказака о рыбаке и золотой рыбке»
Дидактическая игра
(Л. Ю. Павлова, стр. 32) Предложить родителям подготовить рисунки различных рыб Сюжетно-ролевая игра «Семья»
02.04.19
ООД Рисование «Обложка для сказки «По щучьему велению» Слушание музыкальной композиции А. Аренского «Лесной ручей»
П\и «Бездомная рыбка» Знакомство родителей с деятельностью детей в группе Слушание музыкальной композиции А. Аренского «Лесной ручей»
03.04.19
ООД Развитие речи Лексические упражнения В. В. Гербова Слушание Р-Корсакова «Океан море синее»
Дидактическая игра «Кому нужна вода, а кому полянка (Л. Ю. Павлова, стр. 21) Предложить родителям найти информацию 1. Спят ли рыбы зимой?
2. Какие рыбы называются проходные, морские, пресноводные? Дидактическая игра «Кому нужна вода, а кому полянка
04.04.19
ООД Ознакомление с окружающим миром
«Что мы знаем о карасях» Т. А. Шорыгина Дидактическая игра «Речные рыбы» (Л. Ю. Павлова, стр. 30) Предложить родителям найти информацию
1Что общего есть в рыбах и что отличительного? Дидактическая игра «Речные рыбы»
05.04.19
ООД Рисование «Обложка для сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» Дидактическая игра «Небо. Земля. Вода»
(Л. Ю. Павлова, стр. 32)
Беседа «Каких рыб называют ххищными?» (Т. А. Шорыгина, стр 4) Предложить родителям найти информацию
«Что вы знаете об акулах? Дидактическая игра «Небо. Земля. Вода»
4 этап
План итогового мероприятия, презентации проекта 05.04.19г Презентация проекта. Рассказывание детьми интересных фактов о жизни рыб.