Надежда Кретинина
Проект «Обитатели наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Обитатели наших лесов»
Тип проекта : творческо-информационный.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Актуальность проекта :
Ухудшение экологической обстановки представляют угрозу для жизни на земле. Но у человека есть возможность изменить ситуацию в лучшую сторону, встать на защиту всего живого на нашей планете. Это задача каждого из нас.
Чтобы воспитать отзывчивого и доброго ребенка, нужно свою душу наполнить добром, счастьем и мечтой.
Публикация «Проект „Обитатели наших лесов“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Мечта нашего педагогического коллектива растить отзывчивых, добрых милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.
Формирование осознанно- бережного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому, закладывать основы экологического образования следует как можно раньше. Уже в дошкольном возрасте у ребенка в процессе целенаправленного педагогического воздействия можно сформировать начала экологической культуры.
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Поэтому, важно дать детям правильное миропонимание: все живое на земле находится в неразрывной связи со средой своего обитания. Этот закон относится ко всем. Его надо знать, по нему нужно жить. Мы должны охранять природу не потому, что она нам что-то дает, а потому что она самоценна.
Не секрет, что у некоторых родителей низкий уровень экологической культуры. Родители должны стать нашими союзниками в воспитании осознанно- бережного отношения к природе у детей. Личный пример родителей и других членов семьи помогут предотвратить развитие у детей ненависти, агрессивности по отношению ко всему живому.
Очень важно воспитать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием», понимающую законы природы и осознающую себя частью природы. Мы должны показать ребенку, что экологическое состояние нашей планеты зависит только от человека.
Считаю, что благодаря разработке и внедрению этого проекта дети познакомятся :
с жизнью, повадками животных в природе;
получат научно-достоверные знания о животном мире;
обогатится их речь, пополнится словарный запас.
Цель проекта :
Формирование основ экологической культуры, представлений о диких животных нашего региона, их среде обитания, осознанно-правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи проекта :
1. Формировать познавательный интерес и представления о животном мире наших лесов.
2. Углублять знания детей о животном мире через чтение художественной литературы о животных.
3. Обучать навыкам художественного исполнения различных образов в инсценировках и играх.
4. Развивать связную речь детей, обогащать словарь детей.
5. Воспитывать эстетические чувства и эмоциональную отзывчивость.
6. Повысить уровень знаний родителей и педагогов по вопросам экологического воспитания детей.
7. Систематизировать методический и дидактический материал по теме.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Социально - коммуникативное развитие;
- Художественно - эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Организация деятельности участников проекта
Наш детский сад работает по парциальной программе С. Н. Николаевой «Юный эколог». Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанный характер отношения проявляется в том, что дети сами могут объяснить ситуацию или понять объяснение взрослых, выполнить отдельные трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни животного.
В своем проекте я хочу :
1. расширить знания детей о животных, которые их окружают, отметить их многообразие и приспособленность к сезонно меняющимся условиям неживой природы;
2. развивать интерес к животному миру.
Экологическое сознание неотделимо от нравственного воспитания. Вся нравственная направленность должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний как любовь, волнение совести, переживание общения с природой. Самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.
Осознанно – правильное отношение к животному миру будет осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут взаимосвязаны и искренне устремлены на сохранение красоты окружающего мира и защиты его от разрушения.
Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, животных и леса, как мы любим саму жизнь».
Предполагаемые результаты проекта :
1. Формирование основ экологической культуры.
2. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
3. В ходе реализации проекта у детей будут сформированы знания о диких животных (заяц, лиса, волк, медведь, их детенышах, повадках и среде обитания.
4. Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания.
5. Развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира – диким животным.
6. Сплотили коллектив педагогов, родителей, детей посредством совместной работы. Повысили экологическую грамотность.
7. Пополнили методическим и дидактическим материалом базу детского сада (конспекты занятий, сценарии и экологические сказки, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио и видеозаписи о животном мире).
Формы реализации проекта :
- Экологические занятия;
- Экологические беседы;
- Наблюдения и экологические экскурсии;
- Познавательное чтение:
-Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки
экологической направленности;
- Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
картин, книг;
- Художественно-творческая деятельность.
Продукт проектной деятельности :
1. Создание группового экологического альбома «Животные наших лесов».
2. Выставка рисунков: «Животные наших лесов».
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
2 этап – Основной
3 этап – Заключительный
Участники проекта :
- дети;
- воспитатели;
- родители.
Этапы проекта
1 Этап. Подготовительный.
• Взаимодействие с детьми и их родителями.
• Выбор темы проекта.
• Постановка целей, задач.
• Определение методов.
• Подбор художественной литературы.
• Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр.
• Картотека: Артикуляционные упражнения на тему «Дикие животные».
• Библиотека: Стихи, потешки для развития мелкой моторики. Загадки.
• Просмотр видео мультфильмов с героями диких животных.
2 Этап. Основной.
• В процессе организованной образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности научить различать и правильно называть диких животных, их детенышей, среду обитания.
• Участие родителей в реализации проекта.
Формы работы:
• НОД
• Дидактические игры
• Подвижные игры
• Пальчиковые игры
• Речевые игры
• Сюжетно - ролевые игры
• Театрализованная деятельность
• Продуктивная деятельность
• Чтение художественной литературы
• Музыкально - ритмические движения.
Реализация проекта в разных видах деятельности
Виды деятельности Интеграция образовательных областей НОД и совместная образовательная деятельность в режимных моментах
Игровая «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» Дидактическая игра: «Чей детеныш?", «Что за зверь?», «Кто, кто в теремочке живет?». «Отгадай и назови», «О ком я говорю?», «Кто лишний?», «Мама и малыш», «Кто в лесу живет?».
Сюжетно - ролевая игра: «Зоопарк», «Путешествие в лес», «Дома для животных».
Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка».
Двигательная «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» Подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Лиса и зайцы», «Пройди мишкой - проползи мышкой», «У медведя во бору»
Пальчиковые игры по теме дикие животные.
Познавательное развитие «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие»
1. НОД «Лесные жители»
2. НОД «В лес по заснеженной дорожке»
3. НОД «Как звери готовятся к зиме?»
4. Беседа «Обитатели наших лесов»
5. Беседа «Сравнение диких и домашних животных».
6. Беседа «Что мы узнали о диких животных?»
Чтение художественной литературы «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие»
«Физическое развитие» Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса», «Заюшкина избушка»
Показ настольного театра «Колобок». Рассказывание В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
Показ сюжетных картинок по сказкам «Три медведя», «Рукавичка», «Колобок»
Чтение стихов, потешек, загадок о диких животных
Музыка «Речевое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие» Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных
Физическое
развитие «Физическое развитие» Утренняя гигиеническая разминка «Медвежата», «Зайчики».
Художественно-эстетическое развитие «Речевое развитие»
«Познавательное развитие»
«Художественно-эстетическое развитие» 1. НОД Лепка «Миски трех медведей»
2. НОД Рисование «Угостим зайку морковкой»
3. Конструирование «Домик для животных»
4. Раскрашивание раскраски «Лесные жители»
Содержание проектной деятельности.
Понедельник
В первую половину дня
1. Беседа «Обитатели наших лесов»
2. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»
3. НОД по познавательному развитию «Как звери готовятся к зиме?»
4. П/и «Зайка беленький сидит»
Во вторую половину дня
1. Чтение русской народной сказки «Кот, Петух и Лиса»,
2. Дидактическая игра: «Что за зверь?»
3. Сюжетно - ролевая игра «Зоопарк»
3. Предложить детям раскраски по теме.
Вторник
В первую половину дня
1. Беседа «Сравнение диких и домашних животных».
2. Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика «Лесные жители».
3. НОД по ФЭМП «В лес по дорожке»
4. П/и «Мишка косолапый»
Во вторую половину дня
1. Дидактические игры «Мама и малыш»
2. Конструирование «Домик для животных»
3. Рассказывание русской народной сказки «Маша и Медведь».
4. Сюжетно -ролевая игра «Путешествие в лес»
Среда
В первую половину дня
1. Показ сюжетных картинок по сказке «Три медведя».
2. НОД по развитию речи «Лесные жители»
3. НОД Лепка «Миски трех медведей».
4. Дидактическая игра: «Кто, кто в теремочке живет?»
5. П/и «Лиса и зайцы»
Во вторую половину дня
1. Чтение и заучивание стихов о животных:
2. Дидактическая игра «Кто в лесу живет?».
3. Показ сюжетных картинок по сказке «Теремок»
4. Сюжетно- ролевая игра «Дома для животных»
Четверг
В первую половину дня
1. Дидактическая игра «О ком я говорю?»
2. НОД Рисование «Угостим зайку морковкой»
3. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»
4. П/и «Пройди мишкой - проползи мышкой»
Во вторую половину дня
1. Драматизация сказки «Кот, Петух и Лиса»
2. Сюжетно- ролевая игра «Зоопарк»
3. Предложить детям раскраски по теме.
Пятница
В первую половину дня
1. Беседа «Что мы узнали о диких животных наших лесов?»
2. НОД Аппликация «Лиса Патрикеевна»
3. Пальчиковый театр «Колобок»
4. П/и «У медведя во бору»
Во вторую половину дня
1. Чтение рассказов В. Бианки «Лис и мышонок», «Волчишко»
2. Прослушивание фонограмм: разучивание движений, передающих характер животных.
Работа с родителями.
Мини-книжки о диких животных.
Изготовление масок для игр.
Оформление папки-передвижки «Дикие животные наших лесов».
3. Заключительный этап.
1. Создание выставки детских работ.
2. Выставка книжек-малышек.
3. Презентация проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к познавательной деятельности, будет самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планирую проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о животных, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к животному миру, правильно взаимодействовать с животными по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Литература:
1. С. Н. Николаева. Экологическое воспитание младших дошкольников. – М. : Мозаика-Синтез, 2004.
2. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Ознакомление с окружающим миром. – М. : Мозаика-Синтез, 2006.
3. О. А. Скоролупова. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
4. Л. Б. Поддубная. Природа вокруг нас. - М. «Корифей», 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Конспект НОД по познавательному развитию
на тему «В гости к лесным жителям»
Цель: Развивать у детей умение применять полученные ранее знания на практике.
Развивающие задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес к миру животных, эмоциональную отзывчивость.
2. Активизировать внимание, развивать память детей.
3. Развивать творческие способности: умение жестом, мимикой выразительно передавать тот или иной образ животного.
Образовательные задачи:
1. Расширять и уточнять знания детей о диких животных (заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь) : внешний вид в зимний период, способы маскировки и защиты от врагов.
2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «дикие животные».
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать интерес и бережное отношение к представителям диких животных.
Методы и приемы:
Наглядные: показ иллюстраций с дикими животными.
Словесные: художественное слово (загадка, стихотворение, вопросы к детям, поощрение, пояснение, обобщение воспитателя.
Практические: имитационные движения.
Игровые: игровая ситуация (ворона с письмом, сюрпризный момент: внесение на занятие игровых персонажей (зайчик, белочка, волк, лиса, проблемная ситуация «Кто, где живет», подвижная игра «Зайка беленький сидит», игра «Изобрази животное».
Предварительная работа:
— чтение художественной литературы: Д. Мамин — Сибиряк «Сказка про храброго зайца;
– длинные уши, косые глаза, короткий хвост», сказки: «Три медведя», «Лиса и заяц» в обр. В. Даля;
— отгадывание загадок;
— дидактические настольно-печатные игры «Спрячьте нас в домике», «Что изменилось?», лото «Кто, где живет»;
— словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Сравни разных зверят»;
— рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих диких животных;
— на прогулке игра «Изобрази животное».
Материал: игрушки: зайчик, белочка, волк, лиса, ворона; угощение животным, ширма, письмо.
Словарная работа:
Пассивный словарь: заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь, ворона, берлога, нора, логово.
Активный словарь: дикие животные.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребятки (стук за ширмой). Дети, кто это стучит? (Из-за ширмы появляется ворона с письмом) Ребята, кто это?
Дети: Ворона. Птица.
Педагог: Что она нам принесла?
Дети: письмо.
Педагог: Ой, как интересно, что же там написано, в какой красивой пригласительной открытке. (Педагог читает письмо)
«Здравствуйте ребята. Мы приглашаем Вас к нам удивительный зимний сказочный лес. Хотим с вами познакомиться. Приезжайте к нам в гости.
С уважением лесные жители»
Педагог: Как приятно, когда приглашают в гости. Вот только интересно, лесные жители это кто, можно их еще по-другому назвать?
Ребенок: Дикие животные.
Педагог: Молодец правильно. Вы хотите побывать в гостях?
Дети: Да.
Педагог: Сейчас в лесу красиво, много снега, он мягкий пушистый, на солнышке искриться. Деревья надели зимний снежный наряд. Только на чем мы туда поедим? А на чем мы поедем?
(Останавливаем свой выбор на санках, и едем под музыку в лес. Дети имитируют движений езды на санках).
Педагог: Вот и приехали мы в лес. Ребята, смотрите как в лесу красиво, ели все в снегу, как тихо. Где же лесные жители? Посмотрите, нас опять встречает ворона.
Ворона: Как вы ребята добрались, на чем доехали? Правильно в лес можно добраться только на лыжах или на санках как вы. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да.
Ворона: Тогда внимательно слушайте.
У кого нет берлоги,
Не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора? (заяц) (Из-за ширмы появляется заяц).
Педагог: Кто это?
Ребенок: Заяц.
Педагог: Какая у зайчика шубка? А зачем зайчику белая шубка?
Ребенок: Зайка на зиму меняет серую шубку на белую. В белой шубке зайке теплее, и она помогает ему прятаться от врагов.
Педагог: Молодец, правильно. Ребята, а что кушает зайка?
Дети: Морковку.
Педагог: А в лесу нет морковки, и сейчас зима. Подумайте. Кто нам скажет, что ест зимой зайка?
Ребенок: Кору у деревьев.
Педагог: Посмотрите, как зайка обрадовался нашему угощению. Предлагаю поиграть в игру «Зайка беленький сидит» (физкультминутка).
Зайка беленький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит. (Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть. (Со слова «хлоп» дети хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать. (Со слов «скок- скок» дети подпрыгивают на обеих ногах).
Мишка зайку испугал,
Зайка прыг и ускакал.
Ворона: (Продолжает загадывать загадки) :
Кто по елкам ловко скачет
И влезает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Дети: (ответы детей)
Педагог: А как вы догадались?
Ребенок: Белка прыгает по деревьям, собирает орехи и сушит грибы.
(Из-за ширмы появляется белка)
Педагог: Молодец, правильно. А как ты думаешь, почему у белочки шубка серая?
Ребенок: Она сменила свою рыжую шубку на серую — зимнюю, чтобы прятаться от злодеев, около серых стволов деревьев. Сейчас листочков на деревьях зимой нет.
Педагог: Правильно, а враг у белки куница.
Предлагаю побегать вам как белочка.
Ворона: (Продолжает загадывать загадки)
В лесу зимой холодной
Ходит злой голодный.
Зубами – щелк! Это серый … (Волк)
Дети: (ответы детей)
Педагог: Ребята, а как вы догадались?
Ребенок: Серый, злой, голодный зимой – это волк.
Педагог: А, скажите, пожалуйста, волк тоже меняет шубку?
Ребенок: Нет, волк всегда серый и шубу не меняет.
Педагог: Ребята, на кого охотится волк?
Дети: На зайку.
Ворона: (Продолжает загадывать загадки)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет? (лиса)
Дети: (ответы детей)
Педагог: Почему вы так думаете?
Дети: Хвост пушистый, золотистый мех, кур крадет.
Педагог: А лиса шубку на зиму меняет?
Дети: Нет.
Педагог: А чем питается лиса?
Ребенок: Курами, зайками, корешками и мышками.
Педагог: Молодец, Правильно. Ребята, а кого мы не встретили в зимнем саду?
Дети: Медведя, ежа
Педагог: А вы знаете загадки об этих диких животных?
Ребенок: Кто пчелиный любит мёд,
Лапу кто зимой сосёт?
Дети: Это Медведь.
Педагог: Молодцы. А теперь про ежа, кто загадает нам загадку.
Ребенок: Лесом катится клубок,
У него колючий бок
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Педагог: Ребята, а почему мы не встретили этих диких животных в зимнем лесу?
Дети: Потому что на зиму они ложатся в спячку.
Педагог: Ребята, зимой в лесу холодно и шуба не всегда спасает от холода. Подскажите мне, где живут эти животные в лесу.
Дети: Медведь спит в берлоге, ёжик в норе, зайка под ёлкой, у лисы нора, у волка логово.
Ворона: Молодцы! Всех зверей мы спрятали в свои жилища.
Педагог: Мы не будем им мешать, ведь и нам пора в детский сад. До свидания Ворона, до скорой встречи. А мы садимся на саночки и едим в группу.
(Дети под веселую музыку едут в детский сад.)
Педагог: Вот мы и в группе. С кем мы сегодня встретились в лесу?
Дети: (Дети перечисляют всех животных, а педагог подводит понимание детей к тому, что все они дикие животные).