Ирина Величко
Проект для второй младшей группы «К нам весна шагает быстрыми шагами…»
▼ Скачать
«К нам весна шагает, быстрыми шагами…»
Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатель.
По доминирующему методу: познавательно – творческий.
По характеру содержания: ребенок и природное окружение.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (2 младшая группа).
Публикация «Проект для второй младшей группы „К нам весна шагает быстрыми шагами…“» размещена в разделах
По количеству участников: групповой.
По продолжительности: среднесрочный (1 месяц).
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
И. Токмакова.
Введение:
Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуж-дается. Поэтому в этот сезон у детей есть возможность наблюдать за изменениями в природе, углубляя и пополняя свои знания об окружающем мире. Через проект я, решила показать детям яркость, красоту весенних явлений, сформировать эмоционально - положительное отношение ребенка к природе. Я,считаю, что направление проекта позволит детям усвоить материал через совместную деятельность, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.
Актуальность проекта :
Мы живём на Земле и тесно связаны с природой. Природа дарит нам свои богатства, свою красоту и радость общения с ней. Конечно, мы должны относиться к ней бережно, заботливо, как рачительные хозяева. А это нужно воспитывать с детства. Ребенок должен вырасти толерантным и творческим созидателем, не наносящим вреда окружающему миру, должен чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его, должен сохранить, окружающий мир для своих потомков. И мы – взрослые, воспитатели, родители, должны трепетно и осторожно ввести ребенка в мир природы, дать необходимые знания о ней, научить беречь, любить природу с малых лет.
Хорошая, правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Обоснование проблемы:
В настоящее время работа, порой, отнимает все силы молодых родителей, не оставляя им времени для общения с детьми. Даже в выходные дни родители и дети больше проводят времени у телевизора и компьютера, чем на природе, любуясь её красотой, обогащая и дополняя её своей заботой, наблюдая за происходящими изменениями.
В связи с этим у детей не сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе, не воспитано заботливое и эмоционально-трепетное отношение к пробуждающейся природе. У малышей нет представления о первоцветах, о жизни насекомых в этот период, о труде людей весной. Дети владеют небольшими знаниями о диких животных, перелетных птицах, о их жизни в весенний период, но не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
Цели проекта :
Дать детям представление о времени года «весна», о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег, появились лужи, травка, набухают почки.
Способствовать формированию бережного отношения к пробуждению природы, к её отдельным явлениям.
Активизировать творческий потенциал родителей и детей.
Задачи проекта :
Для детей:
Образовательные:
• Расширить и систематизировать знания детей о весне, как времени года.
Воспитательные:
• Воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту.
Развивающие:
• Развивать связную речь детей, грамматический строй речи.
• Развивать и обогащать словарный запас по теме проекта.
• Развивать познавательную активность.
• Развивать детское творчество через продуктивную деятельность.
• Поддерживать проявления инициативы детей в самостоятельных
наблюдениях.
Для родителей :
Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе.
Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности в условиях детского сада и семьи, вызывать положительные эмоции в процессе данной деятельности.
Предполагаемый результат:
Для детей:
Знакомство с сезонными изменениями в жизни растений, птиц, животных.
Умение устанавливать простейшие взаимосвязи в природе: греет солнце – тает снег, тает снег – появляются лужи, ручейки, сосульки.
Умение классифицировать периоды весны : ранняя и поздняя весна.
Навыки безопасного поведения в природе (хорошо или плохо, можно или нельзя так себя вести в природе).
Интерес к природным явлениям, бережное отношение к живой природе, эмоциональная отзывчивость на ее красоту.
Для родителей:
- Интерес к деятельности ДОУ в целом и группы в частности, возможность участвовать в образовательном процессе, проявлять свое творчество.
- Сближение с детьми при совместной деятельности, установление близких, доверительных отношений.
Для воспитателя:
- Приобретение опыта использования проектного метода в работе с детьми.
- Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.
Аннотация проекта :
Проект направлен на :
• Развитие правильной связной речи, грамотное выражение своих мыслей, в процессе дидактических, сюжетно-ролевых игр, чтения и заучивания стихотворений и т. д.
•Обогащение словаря детей словами – действиями, словами – признаками.
• Расширение представления о характерных особенностях весенней природы.
• Развитие познавательной активности, внимания, мышления, воображения, коммуникативных навыков.
• Воспитание бережного отношению к природе.
• Воспитание экологической культуры, трудолюбия и любознательности.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Информирование родителей о предстоящей деятельности.
2. Разработка комплексно-тематического планирования по теме проекта.
3. Подготовка материала для реализации проекта :
• Подбор методической, справочной и художественной литературы, иллюстративного материала, пособий, игр по данной теме.
• Подготовка материалов для продуктивной деятельности.
• Подбор материалов, моделей, игрушек, атрибутов для игровой, познавательной деятельности.
II этап - основной
Реализация проекта по комплексно-тематическому планированию.
III этап- Заключительный этап:
• Выставка работ по теме проекта.
• Информирование родителей о результатах проекта : презентация альбома: «К нам весна шагает быстрыми шагами…».
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта :
дети и воспитатели 2 младшей группы, родители детей.
Формы и методы реализации проекта : - Познавательно-исследовательская деятельность. - Наблюдения, экскурсии.
- Чтение художественной литературы, пословиц по теме.
- Просмотр презентаций.
- Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций, фотографий.
- Решение проблемных ситуаций.
- Сюжетные, пальчиковые, дидактические игры.
- Беседы, творческое рассказывание.
- Выставка рисунков, поделок.
- Разучивание стихов, отгадывание загадок.
- Рисование, аппликация, лепка.
Ресурсное обеспечение:
• методическая литература о проектной деятельности
.мульти-медийное оборудование.
• художественная и специальная литература по теме.
• материалы для практической работы (цветная бумага, гуашь, карандаши, пластилин, цветной картон).
• наглядный материал (презентации, картинки, фотографии, книги).
Работа с детьми:
Просмотр презентации: «Приметы весны»;
Беседы: «Как мы одеваемся весной?», «Что изменилось вокруг?» «Звери рады приходу весны», «Пришла весна – прилетели птицы», «Насекомые весной», Беседа на тему безопасного поведения в природе: «Опасный лёд».
Творческое рассказывание «Весна пришла».
Познавательно-исследовательская деятельность: Огород на подоконнике: посадка лука на перо, посев семян укропа и петрушки, огурцов.
Наблюдения на прогулке за: состоянием погоды, таянием снега, лужами, ручьями, сосульками, птицами, набуханием почек на деревьях, прилетом грачей и скворцов, одеждой прохожих, скворечником, длиной светового дня.
Рассматривание сюжетных картин: «Ранняя весна», «Пускаем кораблики», «Весна в лесу», «Прилетели птицы», «Весенний пейзаж», «Ледоход»,» Весенние цветы».
Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Доскажи словечко», «Когда это бывает?», «Одень куклу на прогулку», «Времена года», «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные», «Наша одежда»,» Покажи и расскажи.»
Пальчиковые игры: «Птички», «Дует ветер нам в лицо.», «Дождь идет», «Весна», «Первые цветы», «Комар».
Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Клетка и птичка», «Шустрые воробушки», «Гуси «Воробей», «Перепрыгни через ручеек»». Хороводные игра: «Вейся венок».
Речевая подвижная игра «В гости к нам весна пришла». Закличка «Солнышко» с движениями.
Чтение художественной литературы: Стихи - Ф. Тютчев «Весенние воды», С. Маршак «Весенняя песенка», М. Клокова «Зима прошла», В. Орлов «По весне набухли почки…», В. Берестов «Март», Е. Авдоленко «Воробей», А. Майков «Ласточка примчалась…», Г. Ладонщиков «Подснежники», Л. Аграчев «Ау», Л. Плещеев «Весна» (в сокр., «Божья коровка», Л. Толстой «Пришла весна…», А. Барто «Кораблик», И. Белоусова «Весенняя гостья», О. Высоцкая «Весна-красавица», Е. Благинина «Весна пришла», Е. Карганова «Март» Рассказы: В. Бианки «Купание медвежат», Л. Толстой «Птица свила гнездо…», В. Даль «Ворона». И Демьянова «Под самым карнизом», р. н. с. «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Разговор лягушек» пер. с чеш. С. Маршака.
Прослушивание аудиозаписи (звон капели, журчание ручейка, весенний дождик, пение птиц).
Трудовая деятельность: участие в посадке лука на перо, посеве семян укропа и петрушки, огурцов.
Рисование: «Весенний дождик», «Светит солнышко в окошко», «Божья коровка».
Аппликация: «Скворечник», «Цветок», «Гусинка»
Лепка: «Пушистая верба.»
Конструирование: «Кораблик из бумаги».
Выставка рисунков «Платье для Весны» (совместное с родителями)
Взаимодействие воспитателя с родителями:
помощь воспитателю в подборе иллюстраций, фотографий для альбома, презентаций; в создании огорода на подоконнике, в создании альбома «К нам весна шагает, быстрыми шагами…»помощь детям в разучивании стихов. Консультация для родителей «Учите детей любить природу».
Взаимодействие родителей с детьми:
Помощь детям в разучивании стихов ; беседы о весне, жизни растений, животных, птиц в этот период; совместное рисование на тему «Платье для Весны».
План поэтапной деятельности педагога с детьми и родителями в рамках проекта :
1 Этап : Подготовительный
1. Выбор темы, изучение литературы по теме.
2. Разработка стратегии реализации проекта.
3. Определение целей и задач проектной деятельности.
4. Составление тематического планирования мероприятий.
5. Создание комфортной предметно-развивающей среды.
6. Подбор оборудования, наглядного материала, литературы, пособий, дидактических игр.
7. Ознакомление и привлечение родителей к реализации проекта.
2 Этап: Основной
Проходит через все виды деятельности.
3 Этап: Заключительный
Фотоотчет результатов совместной работы над проектом.
Познакомить родителей с деятельностью детей в рамках проекта.
Пробудить у родителей интерес к разделению своих увлечений, к совместным занятиям с детьми.
Выводы:
В рамках проекта работа получилась познавательной. Проектная деятельность спланирована с учетом интеграции областей, помогая детям освоить и осмыслить новые знания, добытые с помощью воспитателей и родителей. У детей расширился кругозор и представления об окружающем мире. В результате чего дети овладели конкретными знаниями, научились делать выводы. Поняли, что надо беречь природу, любоваться ею, а не разрушать. В результате проекта дети увидели как серьезно оценивают их творчество и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение.
В результате проведения проекта дети научились работать в коллективе, прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познавать мир.
Список литературы:
1. ВИНОГРАДОВА Н. Ф. ПРИРОДА И МИР ВОКРУГ НАС. М. 1992
2. НИКОЛАЕВА С. Н. ЮНЫЙ ЭКОЛОГ. СИСТЕМА РАБОТЫ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
ДЕТСКОГО САДА. 2-4 ГОДА 1992
3. СОЛОМЕННИКОВА О. А. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ДЕТСКОМ САДУ (МЛАДШАЯ ГРУППА 3-4 ГОДА). МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014.
4. ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ
5. ТЕПЛЮК С. Н. ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ НА ПРОГУЛКЕ С ДЕТЬМИ 2-4 ЛЕТ. МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014.
6. ШОРЫГИНА Т. А. ЗЕЛЁ НЫЕ СКАЗКИ: ЭКОЛОГИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. 2011
7. ЩЕРБАНЕВА Е. А. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ. 2011
8. Интернет ресурсы
Взаимодействие с родителями.
«Учите детей любить природу»
(консунтальция для родителей)
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Ведь взрослые до сих пор, вспоминая свое детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о поляне, на которой собирали землянику.
Какими вырастут ваши дети, зависит от нас: мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства. Перед родителями (взрослыми) стоят такие задачи по экологическому воспитанию:
. Приучать детей не рвать без надобности цветы, не ломать кустарники, не портить деревья (Ведь нередко родители позволяют детям рвать цветы даже на общественных газонах и клумбах).
. Учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным. При необходимости оказывать им помощь.
. Систематически объяснять детям взаимосвязь природы и человека. Учить замечать красоту окружающей природы.
. Воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, к воде и электроэнергии.
Уважаемые родители! Обращайте внимание детей на красоту окружающей природы, на бережное отношение к ней, особенно расширяется кругозор ваших детей во время наблюдений. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно посмотреть вокруг, когда идете в детский сад или обратно. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как сверкает иней на деревьях. А ведь бывает и так, как рассказала одна мама: "Мы идем с сыном домой и все больше молчим или обсуждаем, что на ужин готовить будем, какую игрушку купить ему".
Почитайте с детьми книги, рассмотрите иллюстрации. Книги есть самые разнообразные, например, у Бланки "Хвосты". Из этой книги ваш ребенок узнает много интересного и, в частности, то зачем нужны хвосты животным, птицам или рыбам. Есть очень интересная книга - Энциклопедия для малышей "Чудо всюду" под редакцией Т. Д. Нуждиной, купите, не пожалеете!
Детям свойственно наглядно-образное мышление, и они легко запоминают то, что видят. Поэтому, если вам доведется побывать в деревне, то обратите внимание на домашних животных, как они живут, как за ними надо ухаживать, чем питаются, какую пользу приносят людям.
Наши ребята ухаживают за птицами, которые содержаться в клетках. У них вырабатываются не только трудовые, навыки, но и нравственные черты характера. Необходимо довести до сознания детей то, что в неволе могут жить только декоративные птицы, а те, что привыкли жить на воле погибнут через месяц. Поэтому нельзя разрешать ловить птиц и содержать их в неволе.
По-разному дети относятся к жукам, червякам, муравьям и другим насекомым. Одни боятся, другие безжалостно уничтожают их, третьи безразличны, четвертые любят их. Как же найти в этом вопросе оптимальное решение? Надо рассказать детям, что в природе все взаимосвязано. С одной стороны, насекомые приносят пользу, с другой - вред. И в каждом конкретном случае следует принимать индивидуальное решение.
Ранней весной начинается нашествие на цветы мать-и-мачехи. Дети безжалостно вырывают их с корнями и затем бросают. Порой никакие запреты не помогают. Попробуйте посадить мать и мачеху в горшочек, сделать сбор листьев в лекарственных целях, расскажите от каких болезней применяют это растение, почему у него такое интересное название. Расскажите и о других лекарственных растениях.
Во время "выхода” на природу в выходной день понаблюдайте за облаками. Расскажите о том, что они несутся над землей, подгоняемые ветром, в разрывах между ними по-зимнему холодное, напоминающее льдинки, голубое небо. Облака как бы создают причудливые сказочные нагромождения. Выскажите свои ощущения. Пусть видят дети, что общение с природой радует и волнует, создает хорошее настроение, пробуждает фантазию. И ваши маленькие благодарные слушатели быстро откликнуться.
Они увидят в чудных по форме облаках "драконов", "львов", "собак" и, что бегут они к Снежной королеве. И ваши дети уже никогда не останутся равнодушными к небу.
Подкормите зимой птиц, не пожалейте для воробья хлебных крошек, расскажите стихотворение:
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их воробей,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют,
И пошел веселый стук - Тук - тук - тук.
Как чутка душа ребенка! Как быстро он воспринимает добро! Сломал ветку ребенок, скажите ему, что она живая, и он в другой раз едва ли так же бездушно сломает ее.
Недолговечна краса золотой осени. Даже от легкого дуновения ветерка сыплется разноцветный дождь листьев. Не упустите короткого мига листопада. Нагрянут темные тучи, налетит ветер, холодным дыханием погасит их цвет, закрутит в сухие трубочки. Не оживить, не расправить! Соберите вместе с детьми разные листья и семена, плоды и лепестки осенних цветов, засушите их. Настанет время, и из них можно будет создать хрупкий, но любопытный мир, который непременно порадует вас и вашего ребенка в то время, когда вся земля будет покрыта белым, пушистым одеялом!
И в заключение хочется вспомнить слова В. Белинского: «Животное, родившись от льва и львицы, делается львом без всяких усилий и стараний со стороны родителей, без всякого влияния счастливого стечения обстоятельств; но человек, родившись не только львом или тигром, даже человеком в полном значении этого слова, может сделается и волком и ослом, и чем угодно». Поэтому именно от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети. Естественно, мы воспитатели хотим, чтобы ребята любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться всем нам взрослым совместными усилиями.
Приложение
1 день.
Просмотр презентации : «Приметы весны»
Беседа :«Как мы одеваемся весной»
Рассматривание сюжетной картины : «Ранняя весна.»
Д / И «Одень, куклу напрогулку.»
Апликация: «Скворечники»
Чтение худ. / лит-ры:
М. Клокова «Зима прошла», А. Майков «Ласточка».
2 день
Творческое рассказывание «Весна пришла»
Огород на подоконике: посадка лука на перо, семян укропа,петрушки, огурцов.
Д / И «Когда это бывает?»
Чтение худ. / лит-ры:
Р. н. с. «Снегурочка»
Е. Карганова «Март»
Речевая подвижная игра : «В гости к нам, Весна пришла!»
3 день
Беседа : «Насекомые весной»
Д / И «Покажи и расскажи»
П / И «Пчелы и шмели»
Пальчик. / и «Комар»
Апликация «Гусинка»
Загадки о насекомых
4 день
Рассматривание сюжетной картины «Ледоход»
Д / И «Доскажи словечко»
П / И «Птички в гнёздышках»
Беседа на тему безопасного поведения в природе «Опасный лед!»
Чтение худ / лит- ры:
Г. Ладонщиков «Подснежники»
Е. Благинина «Весна пришла»
5 день
Беседа «Пришла весна, прилетели птицы.»
Д / И «Времена года»
Пальчик. / и «Дует ветер нам в лицо…»
Рисование: «Божья коровка»
Чтение худ / лит-ры:
Л. Плещеев «Божья коровка
Л. Толстой «Птица свила гнездо «(рассказ)
6 день
НОД : «Первые цветы в природе»
Рассматривание сюжетной картины :«Весенние цветы»
Апликация Цветок»
П / И «Гуси», «Воробушки»
Чтение худ / лит- ры:
Ф. Тютчев «Весенние воды»
С. Маршак «Разговор лягушек»(пер. с чешского, рассказ)
В. Берестов «Март»
Загадки о цветах.
7 день
Рассматривание сюжетной картины :» Весна в лесу»
Д / И «Дикие и домашние животные»
П / И «Шустрые воробушки»
Пальчик. / и «Птички»
Лепка : «Пушистая верба»
Чтение худ / лит- ры :
В. Бианки «Купание медвежат «(рассказ)
Е. Авдоленко «Воробей»
8 день
Рассматривание сюжетной картины : «Весенний пейзаж»
Д / И «Наша одежда «, «Чей малыш?»
Пальчик. / и «Дождь идет»
Рисование: «Весенний дождик «(нетрадиционным методом ватными палочками)
П / И «Перепрыгни через ручеёк»
Чтение худ. / лит- ры:
О. Высоцкая «Весна красавица»
И. Белоусова «Весенняя гостья»
В. Даль «Ворона» (рассказ)
Прослушивание аудиозаписи (звон капели,журчание ручейка, пение птиц, весенний дождик)
9 день
Рассматривание сюжетной картины: «Пускаем кораблики»
Конструирование : Учить делать кораблик из бумаги
Беседа: «Что изменилось вокруг?»
Д / И «Ч то сначала,что потом?»
Чтение худ. / лит- ры:
Р. н. с. «Зающкина избушка»
А. Барто «Кораблик»
Л. Плещеев «Весна» (в сокращении)
10 день
Рассматривание сюжетной картины: «Прилетели птицы»
Рисование: «Светит солнышко в окошко»
Чтение худ / лит- ры:
А. Аграчев «Ау»
Л. Толстой «Весна пришла»
Закличка «Солнышко» (с движениями)
11 день
Беседа : «Звери рады приходу весны»
П / И «Клетка и птички»
Хоровод «Вейся венок»
Чтение худ. / лит- ры:
И. Демьянова «Под самым карнизом»
В. Орлов «По весне набухли почки»
С. Маршак «Весенняя песенка»
12 день
Изготовление альбома : «К нам весна шагает, быстрыми шагами.»
Выставка рисунков «Платье для Весны» (совместное с рродителями).