маргарита габалова
Проект «О чем поет самовар…»
▼ Скачать + Заказать документы
Гипотеза.
Мы предположили, что самовар стал популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития долгими зимними вечерами. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.
Потом приступили к сбору информации о самоваре. И узнали следующее…
Публикация «Проект „О чем поет самовар…“» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Самовар
- Темочки
Лексическое значение слова.
"Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри" - такое определение мы встречаем уже в 1860-е годы в Толковом словаре Русского языка В. И. Даля.
В Словаре указано функциональное предназначение самовара - нагревать воду, но для русского быта и всего уклада жизни самовар значил гораздо больше, чем просто водонагревательный прибор. Самовар был для русского человека своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром нередко решались серьезные деловые вопросы, без самовара не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях. Самовар был необходим и в доме столичного петербургского аристократа, и в трактире или чайной для посадского небогатого люда.
Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка.
История возникновения самовара.
По поводу возникновения самовара, есть несколько версий.
Согласно одной из них, самовар изобрели не в России, так как приборы по принципу работы самовара были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода закипала. И сам самовар, не мог появиться ни в какой другой стране. Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Китая и применялся, в то время как лекарство среди знати. Есть в Китае родственный прибор, в котором тоже есть труба и поддувало. Но настоящего самовара нет больше нигде, хотя бы потому, что в других странах кипятком сразу заваривают чай, примерно как кофе. Чай ввозился в Москву, а позднее и в другие города России. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Чай был конкурентом сбитня, любимого напитка Древней Руси. Этот горячий напиток приготовлялся с медом и лекарственными травами в сбитеннике. Сбитенник внешне напоминает чайник, внутри которого помещалась труба для закладки угля. Бойкая торговля сбитнем шла на ярмарках.
Русской "чайной машиной" называли самовар в Западной Европе. И действительно, вследствие формы, усиливающей акустику, он обладает удивительной способностью издавать звуки, точно указывающие на различные стадии кипения воды: "поет", "шумит" и "бурлит".
Проблема: недостаточные знания детей о русских традициях, их истории; пассивность родителей при проведении творческих тематических выставок, совместных с детьми вечеров внутри группы.
Цель проекта : приобщать детей к русскому народному фольклору. Содействие развитию представлений о самоваре.
Задачи проекта :
1) Способствовать расширению представлений детей о самоваре как о предмете
народного быта.
2) Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития; воспитывать у детей желание быть гостеприимными.
3) Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании задуманного образа.
4) Формировать технические навыки, способствующие воплощению замысла.
5) Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности и активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом.
6) Обогатить словарь детей новыми словами (самовар, традиция, чаепитие, выпечка и др.).
7) Использовать различные виды фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки) - богатейшего источника познавательного и нравственного развития.
Предполагаемый результат.
Дети:
• Сформированность у детей элементарных знаний о народных традициях;
• Сформированность нравственно- патриотических чувств в процессе реализации проекта;
• Заинтересованность детей темой о самоваре, проявление их познавательной активности: вместе
с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими
детьми в детском саду;
• Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о
народных традициях, о самоваре. поучаствовать в конкурсах, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
• Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
• Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
• Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни
ДОУ.
Вид проекта :
Проект «О чём поёт самовар…» является информационно-практико-исследовательским.
Участники проекта :
Воспитанники старшей разновозрастной группы, музыкальный руководитель
Тип проекта по продолжительности:
Кратко срочный (1 неделя)
Проведение педагогической работы с детьми:
а) Организованная деятельность:
Познавательное развитие: рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие, разные виды и формы самовара.
Социально-коммуникативное, речевое развитие: чтение сказок «Муха Цокотуха», «Иван Иваныч Самовар, заучивание закличек, потешек, стихотворений, разгадывание загадок.
Художественно-эстетическая развитие:
Изобразительная деятельность: «Расписной самовар» - рисование
Музыкальная деятельность:
1. Прослушивание песни «Наш красавец-самовар»;
2. Разучивание песни и «Пых - пых, самовар»;
3. Разучивание танца «Самоварчик»
б) Образовательная деятельность в режимных моментах:
- просмотр видеороликов сказки «Муха Цокотуха».
- организация сюжетно-ролевых игр: Семья, День рождения Куклы Кати, Чаепитие на празднике.
- организация дидактических игр: «Что лишнее», «Кухонная утварь», «Сложи предмет», «Накроем
стол".
в) Самостоятельная деятельность детей :
1. Раскрашивание изображений самовара, посуды, русских народных героев сказок, лепка баранок.
2. Работа с родителями: Консультации «Русская народная культура в воспитании дошкольников»,
3. Работа с педагогами: Консультации «Воспитание детей на традициях народной культуры. "
Игровая деятельность:
1. Создание среды для реализации сюжетно-ролевых игр:
«Чаепитие у самовара».
«За чаем не скучаем».
2. Дидактические игры:
"Принимайся за обед" - закрепление названий и назначений посуды для столовой.
"Угостим гостей чаем" - закрепление названий и названий чайной посуды.
"Угадай предмет по детали"- развитие у детей образного мышления, воображения.
"Четвертый лишний".
Формы реализации проекта
Ознакомление с художественной
литературой Ознакомление с окружающей и социальной действительностью Художественно-творческая деятельность
музыкальная изобразительная
Чтение произведения:
1. Просмотр сказки «Муха Цокотуха».
2. Чтение сказки «Иван Иваныч самовар».
3. Потешки, загадки
Продолжать обучение детей внимательному слушанию произведения, выделять из общего текста описание НОД по ознакомлению с окружающим миром «Встреча у самовара» с элементами ТРИЗ
Способствовать расширению круга знаний детей о бытовой технике; учить сознательному выполнению правил безопасного пользования бытовыми приборами и кухонной утварью.
Закрепить умение сервировать стол к чаю Прослушивание песни: «Наш красавец самовар» Различать эмоциональную окраску песни Рисование. «Расписной самовар»
Развивать творческие способности в создании продуктов деятельности
Вывод:
Проект «О чем поет Самовар…» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре : историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара.
Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.
НОД по ознакомлению с окружающим миром "Встреча у самовара" с элементами ТРИЗ
Цель: Способствовать расширению круга знаний детей о бытовой технике; учить сознательному выполнению правил безопасного пользования бытовыми приборами и кухонной утварью.
Закрепить умение сервировать стол к чаю.
Воспитывать аккуратность, чувство самостоятельности, содействовать созданию эмоционального подъема
Материал: Заварка, чайники трех видов, самовар, чайные ложки, чашки с блюдцами, заварник, сахарница, блюдо (2, салфетки, скатерть, передник, магнитофон, продукты для чаепития, чайница.
Ход НОД:
В. Ребята, посмотрите, что я купила в магазине. Как вы думаете, что в этой коробочке?
Дети. Чай (заварка).
В. Правильно ребята, это заварка.
Ребята, коробочка с заваркой очень плотно упакована. Давайте откроем ее и посмотрим что же там внутри.
Дети. Черный чай.
В. А какой у чая запах?
Дети. Очень ароматный.
В. Ребята, чтобы получить от чая наслаждение и пользу, его нужно правильно хранить. Лучше всего это делать в фарфоровой и деревянной коробочке, которая называется чайницей. У меня много коробочек, а как вы думаете, какая из них подходит для хранения чая.
(Дети выбирают из предложенных коробочек ту, которая, как они считают, лучше всего подходит для хранения чая).
В. Крышка емкости должна быть плотно закрыта. Потому что чай легко впитывает влагу и разные запахи.
Ребята, а что нам нужно, чтобы заварить чай?
Дети. Чайник.
В. Посмотрите, что это у меня еще есть кроме чайника (самовар)
Дети. Самовар.
В. Давайте сравним их. Что общего у чайника и самовара?
Дети. Ручка, носик, крышка.
В. Зачем нужен носик?
Дети. Чтобы из него наливать воду.
В. Что хорошего и что плохого в носике?
Дети. Хорошо, что через него вода льется струей, а плохого, что за него можно зацепиться и опрокинуть чайник.
В. Для чего нужна ручка?
Дети. Чтобы удобно было держать чайник.
В. А что хорошего и плохого в ручке?
Дети. Хорошо, что берешь за ручку и несешь чайник или наливаешь воду, а плохо, что она может выскользнуть.
В. Для чего нужна крышка?
Дети. Чтобы закрывать чайник.
В. А что хорошего и плохого в крышке?
Дети. Хорошо, что закрыт горячий чайник, а плохо, что если плохо закроешь, может упасть на пол.
Опыт.
В. Ребята, зачем вообще нужен чайник? Можно ли его заметить другим предметом (кастрюлей).
Воспитатель наливает воду из кастрюли и из чайника.
В. Ребята, как вы думаете из чего удобней наливать воду из чайника или кастрюли.
Дети. Из чайника удобней, потому что одна рука свободна и ей можно придерживать чашку, а когда наливаешь из кастрюли, то заняты две руки.
В. Можно ли, ребята, самим ставить чайник на плиту и зажигать ее.
Дети. Нет.
В. Почему нельзя?
Дети. Можно обжечься, устроить пожар.
Проблема: Как быть если хочется чаю, а плиты нет.
Дети. Электрочайник, самовар.
В. Правильно в этом нам поможет электрочайник или самовар. Внутри них находится спираль. Она и греет воду.
Что хорошего и плохого в электрочайнике и самоваре?
Дети. Хорошо, что быстро нагревают воду. Плохо то, что если нальет мало воды, перегорит спираль и можно устроить пожар.
Заваривание чая.
В. Ребята, какая посуда, по вашему мнению, нужна для чаепития?
Дети. Чашки, блюдца, а еще конечно чайник или самовар
В. Ребята, сейчас мы нальем воду в самовар и пока она закипит, накроем на стол. Дети наливают в самовар воду, взрослый включает. Дети идут мыть руки.
В. Самовар кипит, уходить не велит.
Ребята, давайте позовем всех наших ребят и угостим их чаем.
Все сюда скорей спешите, и друзей с собой ведите.
Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем
Список используемых источников:
1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/29/proekt-o-chem-poyot-samovar
2. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/06/16/proekt-samovar
3. https://www.d05119.edu35.ru/studyprog/32-poznavatelnoe-razvitie-detej/89-proekt-ivan-ivanych-samovar