Юлия Медведева
Проект «Незнайкин огород»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Незнайкин огород»
Руководители: Ю. С. Медведева
Вид проекта : коллективный, познавательный, практико - ориентированный.
Продолжительность: долговременный с 15 февраля по 30 июня
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы (4-5 лет, родители.
Актуальность: Дети проводят много времени в детском саду, и очень важно, чтобы атмосфера в нем была уютной, а развивающая среда – доступной, оригинальной, интересной и познавательной.
Публикация «Проект „Незнайкин огород“» размещена в разделах
Чтобы исследовательская деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа, наиболее близки и понятны ребенку. В процессе познания окружающего мира, знания постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.
В этом году, наш новый друг Незнайка, с которым мы познакомились благодаря книгам Николая Носова, рассказал нам, как важно весной кушать овощи богатые витаминами. А где же их взять, ведь кругом столько снега… Проблема? Да, но ее можно решить! И вот на окне появился «Незнайкин огород»
Цели:
• Способствовать развитию познавательной активности, интересов, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через опытно-экспериментальную работу.
• Формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков трудовой деятельности.
Задачи для педагогов:
• Обобщение и представление педагогического опыта
• Изучить методическую литературу по проблеме развития познавательной активности дошкольников через экспериментирование
• Усовершенствование перспективного планирования, экспериментальной деятельности, предметно- развивающей среды группы
• Повышение компетентности путем изучения и внедрения информационных технологий в образовательный процесс
• Создание развивающей среды для реализации проекта
Задачи для детей:
• Расширить представление об окружающем мире.
• Вызвать интерес к поисковой деятельности.
• Развивать умственные способности.
• Создать условия для самостоятельного экспериментирования
• Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.
• Развивать воображение, умение реализовать свои впечатления в художественно- творческой деятельности.
Задачи для родителей:
• Повышение компетентности в вопросах формирования у детей познавательной деятельности.
• Привлечение к участию в совместных мероприятиях на основе сотрудничества.
Реализация данного проекта предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов и в самостоятельной деятельности воспитанников.
Предполагаемый результат:
- самостоятельная активная деятельность детей, направленная на выявление свойств и качеств объектов неживой природы;
- появление в речи детей высказывания об объектах наблюдения, их взаимосвязи между собой;
- расширение экологических представлений;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- возрос интерес к объектам природного мира, а также эмоциональный отклик на видимые изменения в нем;
- накопление социального опыта: общение со сверстниками в совместной деятельности, умение оценивать поступки;
Содержание проекта
I. Подготовительный этап.
- выбор героя
- чтение, просмотр мультфильма про Незнайку Н. Носова
- изготовление заборчика
- изготовление огорода на окне
- рассматривание различных семян
- выбор овощей для посадки и наблюдений
- опыты и эксперименты
- беседы
- составление рассказов об овощах
- разгадывание загадок
- дидактические игры
- заучивание стихов
- подвижные игры
- рассматривание картин «Огород»
- чтение стихотворений об овощах
II. Основной этап - цикл практических дел.
-семейный конкурс «Загадки с грядки»
- посадки объектов для наблюдения.
- изготовление огородного пугала
- изготовление дидактических игр
- трудовые поручения (полив, рыхление)
- ведение дневника наблюдения
- рисование
- аппликации
- выпуск газеты «Витамины с грядки»
- изготовление «Театра овощей»
- изготовление ширмы
- изготовление дидактических игр «Вершки и корешки», «Что нужно для салата», «Как человек использует воду, воздух, почву?», «Помоги маме сделать заготовки на зиму», «Собери букет»
- изготовление альбома «Что? Как? Почему?»
- фотовыставка
III. Подведение итогов.
- подведение итогов конкурса «Загадки с грядки»
- развлечение «Волшебная водичка»
- презентация проекта
Содержание
Февраль
«Опыты и эксперименты»
Содержание
Цель
Методическое обеспечение Детская и семейная продуктивная деятельность
Опыт: «Ожившие ветки» Показать детям на примере срезанных веток, необходимость благоприятных условий для роста (вода, тепло)
Материал для эксперимента: ветки тополя, березы, ветлы, вазы с водой, дневник наблюдений. Рисование «Ветки в вазе»
Опыты: Вода
Показать детям через опыты и эксперименты некоторые свойства и состояние воды.
Материалы в уголке экспериментирования.
Опыты: Воздух
Дать детям представления о движении воздуха – о ветре.
Вертушки, веер, воздушные шары, соломинки, вата. Рисование «Кошка с воздушными шарами»
Опыты: Свет
Дать детям знания о значении света в жизни человека, животных и растений. Развивать понимание: лишение растений одного из условий не позволяет правильно и быстро ему расти. Расширить знания об источнике света и тепла – солнце.
Разноцветные стеклышки, зеркала, лук. Рисование «Мое любимое солнышко»
Опыт: Магнитизм Показать детям свойства магнита (примагничивание, выяснить какие предметы взаимодействуют с магнитом. Материалы в уголке экспериментирования (магниты, металлические предметы, деревянные, пластмассовые, «Волшебная рукавичка»).
Изготовление альбома «Что? Как? Почему?»
Март
«Витамины на окне»
Содержание
Цель
Методическое обеспечение Детская и семейная продуктивная деятельность
Посадка лука Уточнить представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, вода, свет и тепло). Напомнить, что в зеленом луке много витаминов, которые необходимы всем людям, особенно в конце зимы.
Коробка для земли, стаканы, луковицы, палочки, лейка с водой, дневник наблюдений.
Создание альбомом «Загадки с грядки»
Посадка овса для кролика «Тоши»
Учить детей сеять и выращивать овес, уточнять представления об условиях, необходимых для роста растений, заботиться о питомцах.
Коробка для земли, овес, лейка с водой.
Посадка гороха
Закреплять умения сажать и ухаживать за посадками. Развивать наблюдательность детей, умения замечать изменение в состоянии растений.
Коробка для земли, пророщенный горох, лейка с водой. Дневник наблюдений.
Изготовление огородного пугала
Знакомьтесь - огурец
Заинтересовать детей информацией об огурце, познакомить с удивительной особенностью – зацепляться усиками и виться по опоре. Рассказать об условиях ухода (обильный полив, рыхлая земля, подкормка)
Кустик огурца, нитки, для подвязки, палочки для рыхления. Изготовление «Театра овощей».
Посадка укропа
Закреплять умения сеять укроп, ухаживать за ним.
Коробка с землей, семена укропа, вода.
Изготовление дидактической игры «Что нужно для салата»
Синьор- Помидор
Познакомить детей с помидором, обратить внимание на его цветочки, вызвать желание наблюдать за растениями.
Кустик помидора
Альбом рецептов «Овощи на столе- здоровье в семье»
Посадка петрушки
Закреплять умения и навыки в посадке петрушки, знания в уходе.
Коробка с землей, семена петрушки, лейка с водой.
Изготовление дидактической игры «Вершки и корешки»
Апрель
Операция «Цветочная рассада»
Содержание
Цель
Методическое обеспечение Детская и семейная продуктивная деятельность
Посадка подсолнухов
Закреплять умения и навыки в посадке семян, и уходе за рассадой.
Коробки для земли, пророщенные семечки, лейка с водой. Аппликация «Подсолнух».
Посадка цветов Закреплять у детей умения и навыки в посадке семян, и уходе за рассадой. Коробки для земли, семена цветов, лейка с водой.
Май
«Разноцветная клумба»
Содержание
Цель
Методическое обеспечение Детская и семейная продуктивная деятельность
Семейный субботник.
Подготовить клумбы для посадки цветов, привлечь детей к посильному труду, приобщать детей к совместному труду с родителями.
Грабли, лопаты, веники, носилки. Аппликация «Цветочная клумба»
Посадка цветов.
Высадка цветов на клумбы. Рисование «Мой любимый цветок»
Июнь
«Вот и лето!»
Содержание
Цель
Методическое обеспечение Детская и семейная продуктивная деятельность
Развлечение
Закреплять у детей знания о полезных свойствах овощей и фруктов. Атрибуты Изготовление ободков – шапочек с изображением овощей.
Алгоритм действия взрослых и детей на этапах реализации проекта.
1. Ставим перед собой цель, выбираем тему, исходя из интересов детей, героя.
2. Вовлекаем дошкольников в решение проблемы.
3. Намечаем план движения
4. Осуществляем проект через все виды деятельности детей.
5. Собираем информацию, материал совместно с родителями.
6. Организуем экспериментальную деятельность детей, семейный конкурс, фотовыставки, презентацию проекта (развлечение, составляем альбомы, мастер- класс Семиколенных В. Я., открытое занятие Семиколенных В. Я., родительское собрание, высадку цветов.
7. Подводим итоги, обобщаем опыт.
Положение
о проведении семейного конкурса
«Загадки с грядки»
1. Общие положения.
Цели:
Вовлечение родителей в активное участие в жизни группы
Расширение знаний
Сближение детей и родителей в процессе совместного творчества
Выявление активных и творческих семей
2. Сроки проведения:
Объявление о конкурсе март
Прием работ до 5 мая
Подведение итогов 17 мая
3. Формат проведения:
Загадки должны быть придуманы самостоятельно
Загадки должны соответствовать заданной теме
Участие ребенка в создании альбома (придумывание загадки, рисование, раскрашивание, вырезывание, приклеивание и т. д.)
От семьи принимается один альбом
4. Оценочные критерии:
Максимальная оценка по каждому критерию составляет 5 баллов
индивидуальность
оригинальность
красочность
эстетичность
аккуратность
творчество
5. Жюри конкурса:
1. Бутина В. А
2. Осетрова М. В.
3. Кравцова Н. В.
4. Лагошенко В. Х.
5. Вишневская Е. А.
6. Подведение итогов:
Участники награждаются грамотами за участие
Список семей, принявших участие в конкурсе «Загадки с грядки»
1. Семья Чернышовой Вики
2. Семья Нагорной Саши
3. Семья Аболенского Артема
4. Семья Кузнецовой Юли
5. Семья Шафиковой Аделии
6. Семья Харьковской Саши
7. Семья Селиной Насти
8. Семья Зыкова Дениса
МБОУ Паратунская СШ
Занятие по познавательному развитию
«Знакомтесь-огурец»
Медведева Ю. С.
Проблема: как выращивать огурцы?
Цель: показать детям как ухаживать за саженцем, расширять знания об овощах.
Материал: саженец огурца, лейка, шпагат для подвязывания, палочка для рыхления.
Ход занятия
В дверях появляется Незнайка, у него саженец.
Незнайка : я принес вам росточек овоща, отгадаете загадку и узнаете, как он называется.
Под листком лежит на грядке.
Он пупырчатый, не гладкий.
И зеленый, наконец.
А зовется….
Дети: Огурец!
Незнайка : Правильно, это саженец огурца. Я принес его в наш огород. Он еще совсем маленький.
Воспитатель: Спасибо, Незнайка. Из овощей, он первым появляется на нашем столе, бывает гладким, а бывает с пупырышками. Ребята, а что вы знаете об огурце?
Дети: Он зеленый, сочный, хрустящий и вкусный.
Воспитатель: Правильно. Вот послушайте еще об огурце. Этот овощ очень любит тепло, потому что родом из теплых стран. В холодную погоду перестает расти начинает болеть. Листья покрываются желтыми или коричневыми пятнами, сохнут и отмирают, а маленькие огурчики перестают расти и остаются недоразвитыми. Когда холодно, огурцы выглядят очень несчастными, так и кажется, что начнут чихать и кашлять. Зато в теплые дни они расправляют свои листья, маленькими усиками крепко цепляются за веревку и тянут стебель все выше и выше. А маленькие огурчики начинают расти с такой скоростью, что их можно собирать каждый день.
Когда очень жарко, ему тоже живется не сладко, потому что и сильную жару тоже не любит, от этого болеет.
Незнайка : Наш саженец займет свое место в огороде. Ребята, ухаживайте за ним и он наградит вас своими огурчиками. А вы знаете как надо ухаживать?
Дети: Да. Поливать, рыхлить землю.
Воспитатель: Правильно, ребята, а еще подвязывать и подкармливать удобрениями.
Используемая литература
1. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомство с окружающим миром детей 3-5 лет. ООО ТЦ «Сфера» 2009г
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М. «вако» 2011г
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М. Т. Ц. «Сфера» 2014г
4. Дыбина О. В. Что было до….М. ТЦ «Сфера» 2001г
5. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М. Просвещение 1981г
6. Зенина Т. Н. Экологические праздники для старших дошкольников. Педагогическое общество России М. 2008г
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. ТЦ «Сфера»2003г
8. Исследовательская деятельность на прогулке. Экологические занятия с детьми 5-7 лет. Автор-составитель Костюченко М. П., изд. «Учитель» Волглград 2014г
9. Козлова С. А. Мой мир. Линка-пресс, М. 2000г
10. Кравченко И. В., ДолговаТ. Л. Прогулки в детском саду. ТЦ «Сфера»2008г
11. Лучич М. В. Прогулки с детьми в природу. изд. «Просвещение» М. 1969г
12. Николаева С. Н. Юный эколог. М. Мозаика-синтез 2010г
13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. Новая школа 1995г
14. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. М. изд. Гном 2011г
15. Новицкая В. А., Римашевская Л. С., ХромцоваТ. Г. Правила поведения в природе для дошкольников. Педагогическая литература М. 2011г
16. Организация деятельности детей на прогулке. Ср. гр. Авторы-составители: Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Алаксандрова Г. С. Волгоград 2015г
17. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Составитель Нищева Н. В. Санкт-Петербург, детство-пресс 2013г
18. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Аркти. М. 2004г
19. Познание мира растений. Автор-составитель Сигимова М. Н., Волгоград 2009г
20. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты. Составитель Нищева Н. В. Санкт-Петербург, детство-пресс,2013г
21. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Авторы-состовители: Машкова С. В., Суздалева Г. Н., Егорова Л. А., Березняк Л. К., МакаренковаТ. А., Магомедова Л. П. изд. «Учитель» Волгоград 2015г
22. Работа с детьми в летний период. Автор-составитель Кислова Н. М. ТЦ «Сфера» М. 2007г
23. Саллина Е. Е. Рабочая тетрадь по опытно- экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста. Тетрадь № 1, № 2.
24. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Вода. М.
25. Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе. ТЦ «Сфера»2006г