Сусана Нурбиевна Докшокова
Проект «Огород на окне»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТСКИЙ САД №7 «РАДУГА» ст. ГИАГИНСКОЙ»
Название проекта : «Огород на окне»
Вид проекта : творческо-познавательный
Подготовила:
Докшокова С. Н
1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
1. Название проекта «Огород на окне»
Публикация «Проект „Огород на окне“» размещена в разделах
2. Вид проекта Творческий, познавательный, исследовательский.
3. Основания для разработки проекта Создать в подготовительной к школе группе «Огород на окне»
4. Назначение проекта Вызвать у детей желание помогать взрослым: в посадке, поливке и рыхлении овощных культур; наблюдение за их ростом; сравнение овощных и злаковых культур.
5. Сроки реализации проекта Февраль-март : 2 месяца
6. Цель проекта -Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; ---расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями.
7. Задачи проекта -формировать интерес к познавательной деятельности;
-расширять знания об условиях роста растений (свет, тепло, влага, почва);
-воспитывать желания ухаживать за растениями;
-формировать партнёрские отношения между педагогами, детьми и родителями.
8. Этапы проекта 1. Ознакомительный (подготовительный) : ознакомление с положением, определение цели и задач проекта. Сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение).
3. Заключительный (оценочный) : подводятся итоги, подготавливается презентация, фотоальбом.
9. Участники проекта Дети подготовительной группы, родители и воспитатели и родители.
10. Разработчики проекта Воспитатели подготовительной группы.
2. Актуальность проекта : Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе главные помощники. Ведь именно от нашего одобрительного слова, помощи и поддержки во многом зависит, разгорится или нет «искорка интереса» в «пламя открытий». Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, т. к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения важное значение имеют знания ребенка и его опыт. В процессе наблюдения воспитатель задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой.
Наблюдение приучает детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Участие дошкольника в проектной деятельности способствует систематическому усвоению ребёнком знаний, полученных в результате практической деятельности и включенного наблюдения. Логично выстроенная деятельность по уходу за «огородом» позволяет заложить основы планирования, умения ставить перед собой цель и достигать результата.
Создание огорода на окне способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше узнать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях как о живых организмах, рассказать об условиях необходимых для роста и развития, развивать эстетические чувства, прививает желание трудиться и умение видеть результат своего труда.
3. Проблема: уровень знаний детей о природе поверхностный, отношение к её объектам бессистемны, что мешает познавать окружающий мир, умение видеть красоту природы, умение радоваться ей.
4. Теоретическая и практическая значимость:
• Рассматривание книг, иллюстраций и энциклопедий о растениях;
• Разучивание пословиц, поговорок, стихов по теме. Отгадывание загадок про овощи;
• Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
5. Методы реализации проекта : игровой, словесный, наглядный, практический, наблюдение.
6. Этапы работы над проектом :
• Подготовительный этап:
- собрали коллекцию семян, луковичных растений;
- подготовили почву, контейнеры, орудия труда для посадки;
- сделали подборку информационного материала о растениях;
- сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки;
- изготовление табличек- указателей с названиями растений.
• Продуктивный (исследовательский) этап.
- дети совместно с воспитателем садят лук, укроп, петрушку, горох,фасоль
- дети ухаживают за растениями;
- дети ведут «Дневник наблюдений»;
- педагоги составляют сборник загадок, пословиц, поговорок на тему «Огород» с детскими рисунками;
- педагог с детьми проводит опыт с луком, где наблюдается разница роста и развития растения в зависимости от условий;
- дети, педагоги, родители оформляют «Огород» (изгородь, пугало, бабка, дедка, домашние животные).
• Заключительный этап.
- анализ и обобщение результатов, полученных в результате исследовательской деятельности детей ;
-в группе создан огород на окне;
-презентация по теме «Огород на окне»;
-фотоальбом по теме «Огород на окне».
6. Формы взаимодействия с семьё й:
- оформление огорода (закупка земли, изготовление изгороди, приобретение семян);
- участие в наблюдении;
- помощь в высадке саженцев на участок и уход за ними;
-консультации, беседы по теме проекта.
7. Ожидаемый результат:
• Дети познакомятся с растениями.
• С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.
• У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
• Формировать у детей уважительное отношение к труду.
• Создание в группе «Огород на окне»
• Создание дневника наблюдений.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
• Создать презентацию и фотоальбом по теме.
8. Дальшейшее развитие проекта. –высадка культур (рассады) на грядке на улице.
План работы с детьми и родителями по реализации
проекта «Огород на окне».
Мероприятия Цели Сроки
проведения Ответственные
1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом». Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на окне».
С 09.02-12.02.2016г. Воспитатели,
родители
2. Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. Расширять кругозор детей.
С09.02-19.02.2016г. Воспитатели,
дети
3. Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Воспитывать трудолюбие; развивать творчество детей.
С09.02-19.02. Воспитатели,
Родители.
4. Совместное создание в группе огорода. Посадка семян овощей, луковиц. (приложение№6) Воспитывать желание помогать взрослым.
С 09.02-21.03.2016г. Воспитатели,
дети.
5. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»(приложение№6). Привлечь к совместному труду всех детей в группе. С21.03-28.03.2016г.
Воспитатели,
дети
6. Разучивание пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. (приложение№1) Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами. С22.02-28.03
Воспитатели
дети
7. Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование детьми овощей и фруктов. Пальчиковая игра. (приложение№3) Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. С12.02-28.03
Воспитатели
дети
8. Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.
С 21.03-28.03
Родители
воспитатели
9. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». Дидакт. игры (приложение№1, №2) Познакомить детей с творчеством С. В. Михалкова, напомнить содержание сказки «Репка». С 22.02-28.03
Воспитатели
дети
10. Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. (приложение№1) Учить ухаживать за растениями. С 25.02-28.03
Воспитатели
дети
11. Отгадывание загадок про овощи фрукты. (ПРИЛОЖЕНИЕ№2) Развивать смекалку, память, внимание.
С 22.02-28.03
Воспитатели
дети
12. Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Огород на окне» (приложение№5) Формировать представление детей об овощах и фруктах.
С 22.02-28.03 Воспитатель,
дети
13. Зарисовка роста лука в баночке (приложение№6) Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц.
Воспитатель
дети
15. Создание фотоальбома и презентации по теме :«Огород на окне».(приложение№6) Подвести итог проделанной работы.
С 221.03-28.03
Воспитатель
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Художественная литература:
Р. Н. С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю. Тувин «Овощи»,Ю. Мориц «Зеленеет лук в воде», И. Токмакова «Купите лук», Ю. Тувин «Овощи», С. В. Михалков «Овощи».
***
Поговорки:
«Огород – для семьи доход»
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
***
ПОСЛОВИЦЫ:
1. Лук от семи недуг.
2. Лук да баня все поправят.
3. Горе луковое (т. е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
4. Лук с чесноком – родные братья.
5. Каждому овощу свое время.
6. Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
***
Загадки
1. Здесь у нас разбиты грядки,
А на грядках по порядку
Дружно овощи растут:
Тут- морковь, а редька- тут.
(ОГОРОД)
***
2. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.
(РЕДИС)
***
3. Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а (ЛУК)
***
4. Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
(ЧЕСНОК)
***
5. На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков. ?
(ГОРОХ)
***
6. Только снег сойдет весной,
Ты нам киваешь головой!
Ты первой зелени подружка-
Раскудрявая… (ПЕТРУШКА)
***
7. Что за траку мы сорвали
У себя на грядке.
Зелена, сочна, кудрява,
Пряна, ароматна… (ПЕТРУШКА)
***
8 Зонтики- ловки!
Кружевные пальчики,
По всей грядке ловко
Разбежались мальчики!
-Вы куда бежите? Стоп!
Я хочу сорвать… (УКРОП).
***
Стихи.
А. Максакова
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
***
Т. Казырина
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
***
Ж. Дарк
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Дидактические игры:
1.«Вершки и корешки»
Воспитатель берё т 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки).
***
2.«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.
Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами, яблоко
Ход игры
Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделиться на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
3.«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал. Мяч.
Ход игры
Огурец овальный, а тыква…
Лук горький, а морковь…
Огурец зеленый, а свекла…
Редиска мелкая, а редька…
Кабачок большой, а тыква…
Помидор кислый, а чеснок…
Морковь в земле, а помидор…
Помидор круглый, а морковь…
***
4.«Подскажи словечко»
Поздним летом в огород собирается народ.
Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто. Летом выросла. (капуста).
Солнышко светило, чтоб ярче зеленел. (укроп).
Собираем мы в лукошко очень крупную. (картошку).
От дождя земля намокла - вылезай, толстушка. (свекла).
Из земли - за чуб плутовку! Тянем сочную. (морковку).
Надо поклониться низко, чтобы вытащить. (редиску).
Помогает деду внук - собирает с грядок. (лук).
Просит дедушка Федю: «Собери еще. (петрушку)».
Вот зеленый толстячок - крупный, гладкий. (кабачок).
И красавец-великан темно-синий. (баклажан).
Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.
2. Прослушать рассказ и ответить на вопросы.
***
5. «Работа на огороде»
Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы у репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой урожай овощей.
Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?
Где растут овощи?
Что делают колхозники на огороде осенью?
6. «Чудесный мешок»
7. «Узнай на вкус»
8. «Овощ или фрукт»
9.«Узнай по описанию»
10 «Четвертый лишний»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Пальчиковые игры
1.«Овощи»
(массаж пальцев)
Вырос у нас чесночок…. указательный палец левой руки
Перец, томат, кабачок…. средний палец
Тыква, капуста, картошка… безымянный
Лук и немножко горошка… мизинец
Овощи мы собирали… мизинец правой руки
Ими друзей угощали… безымянный
Квасили, ели, солили…. средний
С дачи домой увозили…. указательный
Прощай же на год…. большой палец левой руки
Наш друг – огород! …. большой палец правой руки.
***
2.«Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла, хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох.
Вот овощи спор завели на столе – кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла и ножиком этим крошить начала.
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу. Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свёкла. Ох.
И суп овощной оказался неплох!
***
3. «Цветы»
Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения
Наши алые цветки
Раскрывают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головками качают.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Физкультминутки
1
Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан
Полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы. В огород пойдем,
(шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный,
(показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко
(«рвут»)
И вернемся по дорожке.
(шаги на месте)
***
2
Ах, какой же урожай,
(дети стоят лицом в круг)
Побыстрее собирай.
(правой рукой выполняют хватательное движение и опускают руку в другую сторону)
Выкопай картошку с грядки,
(имитация копания огорода)
Чтобы было всё в порядке.
Огурцы сорви быстрей,
(наклониться, правой рукой)
Чтобы съесть их поскорей.
(«сорвать огурец» движение зубами с закрытым ртом)
Срежь капусту, посоли,
(правую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, выполнить движение руки справа – налево)
Маму с папой угости.
(отвести поочерёдно руки вправо – влево)
Выдерни морковь, редиску,
(имитация выдёргивания овощей)
Поклонись им в пояс низко.
(выполнить наклон туловища вперёд, правую руку отвести от груди вправо)
Ай, какой же урожай,
(руки приставить к вискам, выполнив наклоны головы)
Ты в корзину загружай.
(руки развести в стороны, направив их движение к себе)
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»
Докшокова Сусана Нурбиевна
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Огород на окне»
Цель :Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, создать огород на окне.
Оборудование :
1) Земля для посадки ;
2) Ящики для посадки растений ;
3) Семена укропа;
4) Лейки для полива
5) Детские грабли для рыхления почвы;
6) Картинки укропа;
7) Дневник наблюдения за ростом растений.
Ход занятия :
Воспитатель читает стихотворение Н. Кончаловской "Про огород"
Жил один садовод, он развел огород,
Подготовил старательно грядки
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена - Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал И берег от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник.
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
Мы корзину несли,
Но решить не могли,
Как же быть с овощами такими?
То ли жарить их нам,
То ли парить их нам?.
Ну и съели их просто сырыми!
В: Понравилось ребята вам стихотворение которое вам прочитала?
В: Ребята я хочу вам предложить посадить такой же волшебный огород у нас на подоконнике.
В: Как вы думаете что для этого нам понадобиться (Земля, ящики семена)
В: Давайте пройдем к столам и посмотрим что на них лежит. Раcсмотрите что на них лежит.
Что вы узнали (Семена укропа) .Семена сейчас очень маленькие, но когда мы их посадим и будем за ними ухаживать из них вырастит растение укроп. Вы видели как растет укроп (ответы детей)
Какие части растения вы знаете (Корень, стебель, листья) А для чего растению нужен корень (ответы детей) Стебель (ответы детей) Листья (ответы детей)
Как хорошо вы знаете растения, нам эти знания пригодятся когда мы будем наблюдать как растет наше растение.
В : А теперь давайте отдохнем! Приглашаю вас на физ. минутку!
Руки вверх поднимем – раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три - опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз - налево поворот,
Два - теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!
Индюк
Ходит по двору индюк
Шаги на месте
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача
Остановиться, удивленно посмотреть вниз
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал
Потопать ногами
Крыльями захлопал
Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам
Весь раздулся, словно шар
Руки на поясе
Или медный самовар
Сцепить округленные руки перед грудью
Затряс бородою
Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк
Понесся стрелою.
Бег на месте
В: А теперь одеваем фартуки, и подходим все ко мне.
В: Для того что бы посадить укроп нам нужна земля, открываем упаковку с землей и высыпаем в ящики для посадки растений. Теперь возьмем грабельки и разровняем землю.
В: Сейчас я сделаю бороздки, как вы думаете для чего я это делаю (ответы детей)
В: Теперь каждый из вас возьмет по зернышку и положит в бороздку, и присыпаем его землей, только зернышко нужно положить с хорошими, добрыми мыслями для того чтобы ему было тепло и уютно в земле и оно по быстрее выросло.
В: Как вы думаете ребята что сейчас нужно сделать (полить зернышко)
В: Ребята скажите что нужно нашему растению для того что бы оно выросло (Свет, тепло, полив)
В: Правильно ребята! Теперь каждый день мы будем наблюдать за нашим огородом, и записывать результаты наших наблюдений в наш дневник наблюдений.
В: Ребята а кто из вас видел как растет укроп, какие у него листочки? На что он похож (ответы детей) Показ детям картинок с укропом.
В: Молодцы ребята! Вы столько всего мне рассказали о этом растении! Думаю наш огород скоро порадует нас своим урожаем!
В: Понравилось ли вам наше занятие?
В:Что нового вы узнали?