Елена Сизых
Проект «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития креативности ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности, как средство развития креативности ребенка.
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития креативности ребенка“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Креативность. (от лат. creative — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности (Педагогический терминологический словарь).Формирование творческой личности - одна из важных задач современности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок к развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Актуальность проекта
Изобразительная деятельность способствует развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Рисование – один из методов развития детей. Каждый родитель хоть раз получал в подарок рисунок малыша, и для многих это является предметом гордости. Интересно, что в данном случае важен сам процесс, а не результат. Именно процесс развивает память и внимательность, мелкую моторику и речевой аппарат.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в изобразительной деятельности, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов и как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.
Актуальность проекта в том, чтов творческом процессе рисования ребенок подмечает нюансы, фантазирует и преобразует, ищет решения и варианты развития событий. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию креативности, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения собственнойиндивидуальности.
В процессе его реализации проекта раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, а с помощью нетрадиционных техник рисования дети учатся выражать свои способности свободно, без всяких ограничений.
Цель проекта :
Развитие креативности детей старшего дошкольного возраста посредством использования различных нетрадиционных техник изобразительной деятельности.
Задачи проекта :
• Продолжать знакомить детей с техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки.
• Прививать интерес к изобразительной деятельности нетрадиционными способами.
• Научить создавать свой неповторимый образ, в своих работах выбирая материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
Развивающие :
• Развивать выразительность, чувство композиции, фантазию, формировать художественный вкус.
• Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти, на помощь друг другу.
• Формирование креативности, собственного индивидуального стилятворческой активности, развитие мелкой моторики кисти рук.
Образовательные:
• Формирование представлений о нетрадиционных техниках рисования и овладение способами работы с различными материалами.
• Формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию.
Воспитательные:
• Формирование культуры труда и совершенствование навыков работы с материалами.
• Воспитание аккуратности,усидчивости, внимательности, целенаправленности, взаимопомощи, а также умение работать в парах и индивидуально.
Для родителей:
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.
• Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путём совместного участия.
• Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования».
Ожидаемый результат реализации проекта :
Со стороны детей:
Развитие собственного индивидуального стиля рисования. Овладение нетрадиционными приемами и техниками рисования для развития художественного творчества. Трансляция детских работ посредством сети интернет через конкурсы и форумы, выставки.
Со стороны родителей:
Приобретение знаний для развития детского творчества. Участие родителей в процессе художественно- эстетического развития ребенка и активации его творческих потенциалов. Организация художественной деятельности в семейном кругу.
Со стороны педагога:
Расширение знаний о развитии детских творческих способностей. Пополнение педагогической копилки.
Тип проекта : творческий.
Участники проекта :
Воспитатели, дети старшей группы, родители.
Срок реализации:
Краткосрочный
Прогнозируемый результат:
• Увеличить динамику уровня развития изобразительной деятельности;
• Привить умение применять в свободной деятельности усвоенные техники рисования;
• Приучить ребенка к стремлению быть оригинальным в выборе средств своего замысла;
• Научить давать оценку продуктам своей и чужой деятельности.
Продукты проекта :
Стенгазета, выставки детских работ, интернет ресурсы (конкурсы и форумы, сайт детского сада)
Нетрадиционные техники, используемые в работе с детьми старшей группы:
1. Набрызг.
2. Рисование акварелью и восковой свечей или мелками.
3. Кляксография с трубочкой.
4. Монотипия.
5. Граттаж.
6. Отпечаток целлофановым пакетом.
7. Рисование солью.
8. Рисование при помощи пупырчатой пленки.
Перспективное планирование
№ месяц тематика Содержание программы Техника исполнения
1 декабрь «Снег идет!» Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «набрызг».Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в различных изобразительных техниках. Упражнять в изображении состоянии погоды в рисунке (снегопад); развивать чувство композиции, колорита. Набрызг
2 «Красавицы снежинки» Продолжать знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования : свеча + акварель, соль.
Совершенствовать умение тонировать бумагу.
Вызвать положительный эмоциональный отклик на результат деятельности. Воспитывать интерес к познанию природы, желание любоваться красивыми явлениями природы и отражать впечатления в изобразительной деятельности.
Рисование акварелью и восковой свечей или мелками.
3 «Чудесные превращения кляксы» Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами и инструментами (художественными и бытовыми). Показать новые способы получения абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию и «оживлению» необычных форм (клякс). Развивать творческое воображение. Кляксография с трубочкой.
4 «Спящий зимний лес» • Познакомить с новой техникой рисования - монотипией. Обобщить знания детей о характерных особенностях зимы.
• Развивать способность передавать колорит, характерный для зимы подбирать нужные цвета.
Монотипия пейзажная, с использование листа салата, либо пекинской капусты
5 «Волшебная снежинка» Развивать воображение итворческие способности детей. Расширять знания о природных явлениях. Развивать чувство композиции и формы. Учить рисовать снежинку по схеме, симметрично, располагая элементы узора. Закреплять навыки рисования снежинки в нетрадиционной технике граттаж.
Граттаж.
6 «Как красиво вокруг посмотри!» Учить детей пользоваться новой техникой для создания фона используя целлофановый пакет. А такжепродолжить учить детей создавать зимний пейзаж с использованием нетрадиционных техник рисования. Закреплять умение самостоятельно выбирать сюжет для законченности изображения и целостности композиции. Развивать воображение и творчество. Отпечаток целлофановым пакетом.
7 «Зимнее дерево» Научить новому приему оформления изображения : присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей.
Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка.
Рисование солью.
8 «Зимний пейзаж» Познакомить с новой нетрадиционной техникой рисования. Развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге. Способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности. Развивать творческие способности и экспериментирование. Повторить строение дерева.
Рисование при помощи пупырчатой пленки.
Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования :
Высокий уровень
2 балла- По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Активно делится этапами своей работы. Экспериментирует с изображениями и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень
1 балл- Нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога.
Низкий уровень
0 баллов- Нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изобразительными материалами для создания художественного образа.
Вывод:
Занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка : мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; творческого воображения. Доставляют детям большую радость и удовольствие; способствуют эффективному развитию воображения и восприятия, активизируют познавательный интерес.
На основе проделанной работы я заметила, что у детей возрос интерес к нетрадиционной техники рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, замечать изменения и проявления природы, приобрели опыт эстетического восприятия. У детей появилось желание и умение создавать новые и оригинальные идеи в творчестве. В реализации своего замысла дети проявляют фантазию и самостоятельно находят средства для его воплощения. Родители стали активно интересоваться творчеством детей. Приобрели знания и навыки, которые успешно применяют, развивая воображение, творческие навыки, изотехнические навыки у детей.