Татьяна Разманова
Проект «Значение пластиковой бутылки жизни человека и способы вторичного использования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Значение пластиковой бутылки жизни человека и способы вторичного использования»
Муниципальное автономное учреждение
дошкольного образования города Ялуторовска
«Детский сад № 8»
Областной креатив – фестиваль «Надежда»
Направление: «Экология»
Творческо-исследовательский проект
«Непридуманная история»
Воспитанники старшей группы
МАУДО «Детский сад №8»
Козел Арина,
Ведищева Александра,
Чикишев Тимофей,
Дубов Георгий,
Ерёмин Яромир
Руководитель: воспитатель
Разманова Татьяна Федоровна
Публикация «Проект „Значение пластиковой бутылки жизни человека и способы вторичного использования“» размещена в разделах
- Бросовый материал. ИЗО, поделки
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Одноразовая посуда
- Поделки из пластиковых бутылок
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
г. Ялуторовск
2021 г
Творческо-исследовательский экологический проект
«Непридуманная история»
По содержанию: по доминирующему методу проект носит исследовательский, творческий характер.
Назначение : проект будет интересен детям, воспитателям, родителям.
По количеству участников: групповой.
По характеру участия детей: участники от зарождения идеи до получения результата.
По продолжительности: среднесрочный.
Актуальность
Актуальность выбранной темы определяется тем что, сейчас никого не удивишь пластиковыми бутылками, какие напитки в них только не продают! Совершенно недавно все напитки в магазинах продавались только в стеклянной таре, вероятно производителям стало дешевле выпускать пластиковые ёмкости, они и весом легче и транспортировать удобнее, и нет боя, как от стеклянных. Но ведь раньше и утилизация стеклянных бутылок на уровне государства была налажена. Стеклянная тара сдавалась населением в специальные приёмные пункты, людям это было экономически выгодно и государству на новое производство не надо было тратить средства, да и редко можно было найти стеклянную бутылку, брошенную на улице. В стране не стоял вопрос о загрязнении окружающей среды стеклянными бутылками, природа не загрязнялась в таких масштабах. А как быть сейчас с использованными пластиковыми бутылками?
Мы с ребятами нашей группы заинтересовались проблемой загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами в нашей стране и решили провести исследование. Найти способы вторичного использования пластиковой бутылки. Работа над данным проектом поможет детям систематизировать уже имеющие знания, проявить свою творческую активность, приобрести новые знания, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации.
Цели проекта : изучить с детьми значение пластиковой бутылки жизни человека и найти способы вторичного ее использования.
Гипотеза: скорее всего пластиковая бутылка, приносит пользу, но, возможно, у неё есть какие – то отрицательные качества.
Задачи педагога:
• Создать условия для реализации проекта.
• Поддерживать интерес детей к истории создания и применения пластиковых бутылок.
• Познакомить с экологической проблемой загрязнения окружающей среды пластиковыми бутылками
• Найти полезное применение этому предмету.
• Познакомить с возможностями создания из пластиковых бутылок множества интересных и полезных вещей.
• Развивать в детях свободную творческую личность в результате развития познавательных способностей, творческого воображения и мышления, поискового поведения.
• Развивать экологическую культуру и бережное отношение к окружающей среде.
Детская задача: развивать свои интеллектуальные, творческие, исследовательские способности в процессе работы над проектом. Ответить на вопрос «На самом ли деле существуют тёмные тайны пластиковой бутылки? Приносит ли пластиковая бутылка вред человеку? Чем лично мы можем помочь природе?»
Задачи родителей:
• создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка с учётом опыта, приобретённого в течение времени;
• принять участие в организации проекта, быть заинтересованными увлечением ребенка и поддерживать возрастающий интерес в изучении данной темы, способствовать развитию творческих способностей.
Новизна работы:
1. Дошкольники узнают, зачем появилась пластиковая бутылка.
2. Выяснят положительные и отрицательные стороны появления пластиковой бутылки.
3. Придумают вторую жизнь пластиковым бутылкам.
4. Научатся бережно относиться к окружающей нас природе.
Как всё начиналось?
Прежде всего, нужно отметить, что в нашей группе много любознательных и неугомонных детей. Ребята задают не по своим годам сложные вопросы. Так, однажды во время целевой экскурсии, дети обратили внимания на пластиковые бутылки в канавах и на обочине тротуара. Стали вспомнинать, что и раньше видели подобное. Куда бы они ни пошли: на речку с семьёй, в лес за грибами, в магазин, всюду можно найти пустые пластиковые бутылки. Ребятам стало интересно, как их делают и какую пользу или вред приносят пластиковые бутылки? Обнаружив очевидный и огромный интерес у воспитанников нашей группы к данной теме, стало ясно, что необходимо углублять их знания в данной сфере. Расширить знания об истории вещей. Использовать их интерес для познания окружающего мира и формирования бережного отношения к природе.
Во всех дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем детском саду, педагоги занимаются экологическим образованием детей, стараясь направить детские желания к исследованиям в нужное русло.
Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности.
Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цель: узнать, кто и зачем придумал пластиковую бутылку, изучить свойства пластмассы, полезные и вредные качества для человека. Было решено, что без помощи взрослых реализовать этот проект будет трудно. Мы обратились за помощью к родителям, они нас поддержали, что помогло реализовать проект.
Этапы реализации проекта
«Непридуманная история»
Первый этап – проблемная ситуация
Определение проблемы проекта
Чтобы определить степень знаний детей, использовалась модель четырёх вопросов
Что мы знаем? Что мы хотим знать? Как мы узнаём? Как и где мы можем применить полученные знания?
Мы видим в продаже очень много товара упаковано в пластиковые бутылки. Что было до пластиковой бутылки? Чем их заменяли люди? Спросим у воспитателя. Когда вырастем, можем стать экологами.
Мы знаем, люди часто используют пластиковую бутылку Как изготавливают пластиковые бутылки и какую они пользу и вред приносят? У папы и мамы, бабушки и дедушки. Можем стать учеными и создать биоразлагаемый пластик, не опасный для загрязнения нашей планеты.
Мы видели, как всюду раскиданы использованные пластиковые бутылки. Узнать, чем лично мы можем помочь природе? В интернете посмотрим, прочитаем книги, сходим в магазин, аптеку. Быть разработчиками новых технологий по переработке пластиковых бутылок.
Второй этап – подготовительный
Формулируем цели и задачи проекта;
составляем план образовательной работы, план взаимодействия всех участников проекта;
подбираем методическую, художественную литературу, дидактический и демонстрационный материал, иллюстрации по данной теме;
обсуждаем проект все вместе.
Третий этап - поиск информации
Реализация плана образовательной работы:
Беседы;
игровая деятельность;
продуктивная деятельность;
рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, развивающих телепередач;
чтение энциклопедий, развивающих книг;
посещение магазинов, аптек.
Четвертый этап - практический
Социологический опрос родителей об использовании пластиковых бутылок.
Беседы с детьми «История появления пластиковой бутылки»,
«Экологические проблемы, связанные с пластиковыми бутылками», «Вторая жизнь пластиковой бутылки»
«Секрет пластиковой бутылки»
Мультфильм «Три пластиковые бутылки или круговорот пластмассы в природе».
Презентация для детей «Пластиковая бутылка», «Пластик : за и против», «Удобно, выгодно, губительно…»
Исследование: «Вторичное использование пластиковой бутылки»
Пополнение предметно-развивающей среды.
Проведение опытов с использованием пластиковых бутылок.
Создание мини-музея «Такие разные бутылочки!».
Оформление в группе для сюжетно – ролевых игр «Магазин напитков», «Аптека», «Чаепитие».
Подготовка материалов к защите проекта : «Непридуманная история».
Коллективная работа «Ваза с цветами для мам к 8 Марта»
Изготовление атрибутов из пластиковых бутылок для спортивно - игрового уголка в группе.
Посев семян овощных культур в пластиковые бутылки для «Огорода на подоконнике»
Пятый этап - обобщающий
Анализ результатов реализации проекта, подведение итогов.
Выставка творческих работ детей и родителей «Чудо бутылка»
Мастер-класс от мамы Арины Козел для ребят группы «Игрушка своими руками».
Пластиковая бутылка. Общие сведения
История появления пластиковой бутылки
Бутылка – емкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и узким горлом, удобным для закупоривания пробкой.
Оказывается, пластиковых бутылок раньше не существовало, а молоко, лимонад и вода были в бумажных пакетах или стеклянных бутылках. Стеклянную тару сдавали и получали за это деньги. Сегодня в каждом магазине продаются напитки в пластиковых бутылках, которые люди выкидывают на улицах и в местах отдыха. У этих полезных материалов оказался большой «недостаток» : они довольно прочны и долговечны. Отслужив свою короткую службу и оказавшись в придорожной канаве, реке или на свалке, упаковка остается там на десятилетия.
В России есть заводы по производству пластмассы в разных городах.
С воспитанниками нашего детского сада мы размышляли над вопросом «Зачем нужна бутылка?». После чего мы пришли к выводу о том, что многие жидкости удобно хранить в пластиковых упаковках, так как они не бьются, не протекают и удобны в использовании.
Экологическая проблема, связанная с пластиковыми бутылками
Оказывается, что кроме пользы для человека бутылка несет «экологическую проблему». Куда же девать такое большое количество бутылок, которые мы используем?
В океанах пластиковые бутылки скопились на многих берегах. Горы пластмассы под действием морской воды превращаются в разноцветные камушки. С одной стороны это красиво, а с другой стороны, этот мусор представляет большую угрозу для живых организмов. Многие птицы погибают, так как с рыбой поедают эту пластмассу. Она не перерабатывается, и птицы погибают от голода.
Уже зафиксировано много случаев, когда части тела животных попадают в пластиковые бутылки и животные от этого страдают.
«Как быть?»
Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Мусор, который оставляли наши деды. Уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши внуки и правнуки, потому что они «вечны».
Захоронение: бумага разлагается в земле 1 месяц, а пластиковая бутылка- 500 лет. Если столько лет пластиковая бутылка будет находиться в земле, то скоро трава на улице расти не будет.
Сжигание: при сжигании выделяется ядовитый дым, который, загрязняет атмосферу.
Сортировка и переработка: это самый отличный вариант, но требует больших финансовых затрат.
Технология реализации проекта
Мы подобрали познавательную, научную литературу и с большим увлечением рассматривали иллюстрации, фотографии изготовления бутылок. Нам захотелось провести эксперименты и опыты с пластиковыми бутылками, чтобы узнать, чем пластик лучше стекла.
Сначала мы изучили свойства и качества пластиковых, затем стеклянных бутылок. Выяснили, что пластиковая бутылка не бьётся, через нее все видно, хорошо плавает, не тонет, но боится горячей воды и огня.
Экспериментальная деятельность придала уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности дети смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Следующим нашим шагом был подбор литературы, мы знакомились с самыми разными энциклопедиями.
Занимались изготовлением поделок из бутылок.
Наглядно увидели, как и где изготавливают пластиковые бутылки, какие заготовки используют при изготовлении, от чего зависит размер бутылок и цвет.
В ходе реализации проекта мы пришли к следующим выводам:
Пластиковые бутылки - это хорошо, но люди не знали, куда её девать после использования, и их стали просто выбрасывать. От этого стало очень грязно везде: и в парке, и на улице, возле дорог, магазинов и на пляже. Сейчас придумали эти бутылки переплавлять в новые, как раньше переплавляли стеклянные бутылки. Но многие люди придумали делать из пластиковых бутылок разные поделки для украшения клумб, садов.
Непридуманная история.
Путешествие пластиковой бутылки.
Ребё нок: Ох, жарко! (подбегает к бутылке, выпивает последнюю воду из неё)
Бутылка : Ох!
Дети: Что это? Вы слышали?
Бутылка : Наконец – то я свободна. Выбросите меня на свалку.
Ребё нок: Зачем же на свалку, пластиковую бутылку можно сдать, когда я ездила в Тюмень, к сестре в гости, то видела там контейнеры для сбора пластика.
Бутылка : Ха – ха – ха! Сдают единицы, зато на свалке для нас настоящее раздолье. Вы ещё не поняли, с кем разговариваете? Я не просто бутылка, я царица мусора. Я буду жить сотни лет и безраздельно править этим миром!
Дети: Ой, нет!
Бутылка : Хотите узнать, как будет выглядеть ваша планета через 100 лет? Держитесь за меня. Путешествие пластиковой бутылки начинается…
Будущее.
Ребё нок: Когда - то на нашей земле текли реки и моря, а на небе светило солнце.
Ребё нок: А что такое солнце?
Ребё нок: Это звезда, которую вы никогда не увидите из – за плотного слоя радиации. Именно поэтому мы теперь живём под землёй, в специальных бункерах и стараемся не выходить на поверхность. Только взрослые могут подниматься наверх, в единственную оранжерею, там растут настоящие деревья.
Ребё нок: А правда, что раньше дети могли, есть настоящие плоды деревьев?
Ребё нок: Да, это правда, но из – за метана, который скапливается на свалках, глобальное потепление продолжается. И вся планета превратилась в огромную пустыню, заваленную пластиком…
Ребё нок: А на обед у нас сегодня, как всегда, вкуснейшая пластиковая каша!
Настоящее.
Дети убирают руки от бутылки и отпрыгивают от неё… (дети вернулись из будущего в настоящее)
Ребё нок: Что это было?
Ребё нок: Экологическая катастрофа. Неужели нас ждёт такое будущее?
Дети:
1 Ребё нок: Не верю! Надо что - то делать! Ведь будущее в наших руках! 2 Ребё нок: Мы обязаны предотвратить экологическую катастрофу!
3 Ребё нок: Мы должны подумать, чем лично мы можем помочь природе?
Ребё нок: Мы с ребятами нашей группы обсудили подробный план действий, и работа закипела!
Ребё нок: Прежде всего, провели опрос среди 24 семей нашей группы, что они знают о пластиковой бутылке.
Из которого стало ясно, что примерно половина родителей считают пластиковую бутылку удобной и полезной, а другая половина считает, что она несёт вред здоровью и окружающей нас природе.
Ребё нок: Мы узнали, чем опасны пластиковые отходы. Узнали о способах борьбы загрязнения окружающей среды.
-Рассказали и показали всем, что пластиковую бутылку можно использовать вторично и получать полезные вещи.
-Совместно с взрослыми пополнили спортивно – игровой уголок в нашей группе новыми атрибутами.
-Пустые бутылки нам пригодились и для «Огорода на подоконнике», в них мы посеяли семена овощных культур и проращиваем лук на зелень.
-Выполнили коллективную работу «Ваза с цветами для мам к 8 Марта»
-Организовали семейную творческую выставку поделок «Чудо бутылка».
- С удовольствием используем пустые бутылки в своих сюжетно – ролевых играх: «Магазин напитков», «Аптека», «Чаепитие».
- А мама Арины Козел научила нас изготавливать из бутылок «Игрушка своими руками».
Дети все вместе: Мы уверены! Работа наша не напрасна. Мы сделаем наш мир немного чище, даря пластиковой бутылке вторую жизнь!
Бутылка : Что вы наделали? Вы изменили будущее, теперь нет моего царства, что со мной будет?
Дети: Не плачь, ты ведь тоже можешь сделать доброе дело людям. Тебя переработают, и ты станешь новой бутылкой или новым изделием из пластика, или рюкзачком или поделкой и игрушкой (дети показывают вещи)
Дети все вместе: Вперёд, в будущее без мусора!
Заключение
В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок, а также различных пластиковых упаковок. И с каждым годом количество отходов растёт. Огромное количество пластикового мусора на улицах нашего города, отсюда стоит задуматься над вопросом: что несёт удобная пластиковая упаковка человеку – пользу или вред?
Можно назвать несколько причин увеличения количества бытового мусора:
• рост производства товаров массового потребления, упакованных в пластик;
• повышение уровня жизни, позволяющего пригодные к использованию вещи заменить новыми;
• прочность и лёгкость пластикового упаковочного материала;
• одноразовое их использование.
В результате проделанной работы мы с детьми познакомились с историей возникновения пластиковой бутылки. Она удобна в применении, благодаря таким свойствам как легкость, упругость, прочность, но пластиковая бутылка действительно засоряет землю и наносит вред природе.
Наши наблюдения и проведенная работа показали, что если подходить к этой проблеме творчески, то можно найти много способов применения пластиковой упаковки, и мы сделаем наш мир немного чище!
В результате проведенных исследований по применению твердых отходов в быту, продлевая жизнь пластиковым бутылкам, мы сделали следующие выводы:
экономический (экономить семейный бюджет, создавая своими руками необычные поделки, которые могут порадовать родных и близких);
эстетический (получаем удовольствие, создавая различные изделия своими руками);
экологический (продлевая срок использования пластиковых бутылок и другого упаковочного материала, мы не засоряем окружающую среду)
Цель достигнута: в процессе работы были найдены способы продления жизни различным упаковкам, привлечены родители к данной работе.
В конце работы мы с воспитанниками хотим сказать, что в каждой семье обязательно что-то скапливается, а то и выбрасывается. Мы с ребятами нашли много применений бытовым отходам из пластикового материала. Давая «вторую жизнь» этим предметам обихода мы не только экономим деньги, но и сохраняем природу! Различные поделки можно сделать своими руками и порадовать ими своих друзей и родных.
Литература
1. Детский портал bebi.lv [электронный ресурс]
2. Сайт «Экология» [электронный ресурс]
3. Жабин О. В. Лучшие идеи для домашней мастерской: Игрушки, подарки, предметы, интерьер [Текст] / О. В. Жабин. - М. : Полиграфиздат, 2010 – 224 с.
4. Логинова В. И., Бабаева Т. И. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева. – М. : Детство – Пресс, 2010 – 244 с.
5. Занимательная книга знаний в вопросах и ответах / пер. с анг. М. Беньковская и другие. – М. : МАХАОН, 2012.- 160 с.
6. Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с анг. Кабановой. – М. : АСТ: Астрель, 2008. – 210 с.
7. Кацура А. В. Отарашвили З. А. Экологический вызов: выживет ли человечество. – М. : МЗ Пресс, 2005. – 80 с.
8. Садовникова Л. К. Биосфера: загрязнение, деградация, охрана: Краткий толковый словарь. – М. : Высшая школа, 2007. – 125 с.
9. Универсальная иллюстрированная энциклопедия почемучек и оттогочек: для очень любознательных детей / (Кейт Вудвард и другие) / пер. с анг. И. Алчева и другие. – М. : Астрель, 2012. – 110 с.
10. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов / Перевод с испанского. – М. : Эксмо, 2012. – 512 с.
Приложение 1
Анализ социологического опроса.
Цель: выяснить, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.
В анкетировании приняли участие 24 семьи детей нашей группы. Участникам анкетирования были заданы следующие вопросы:
1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
2. Что Вы делаете с пластиковыми бутылками после использования?
3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
4. Как вы считаете, пользу или вред приносит пластиковая бутылка людям?
Итоги анкетирования показали следующий результат:
Вопрос 1. Покупаете ли вы продукты в пластиковой упаковке? Какие?
- Да – 24 человек
- Нет – 0 человек.
Какие?
- Минеральная вода – 16 чел.
- Газированная вода, соки – 20 чел.
- Подсолнечное масло – 20 человека
- Кетчуп – 6 человек
- Йогурт –10 человек
- Молоко – 15 человек
- Шампунь - 21 человек
Вопрос 2. Что Вы делаете с пластиковыми бутылками после использования?
- Выбрасываем - 10 человек
- Сжигаем – 1 человек
- Закапываем – 0 человек
- Собираем и увозим в г. Тюмень, в пункт приёма пластика - 1
Вопрос 3. Если не выбрасываете, то, как вы используете пластиковые бутылки?
- Для посадки рассады – 3 человек
- Как канистры для воды – 6 человек
- Для полива цветов – 1 человек
- Делаем поделки – 3 человека
- Кормушки для птиц – 2 человека
- Украшения для огорода, дачи – 3
Вопрос 4. Как вы считаете, пользу или вред приносит пластиковая бутылка людям?
Примерно половина родителей считают пластиковую бутылку удобной и полезной, а другая половина считает, что она несёт вред здоровью и окружающей нас природе.
Анкетирование показало, что семьи детей нашего детского сада, покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают, а также используют в домашнем хозяйстве.