Эльмира Холова
Проект «Неделя психологии» в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Яснополянский детский сад»
ПРОЕКТ
«Неделя психологии в детском саду»
Автор проекта :
педагог-психолог Холова Эльмира Альбертовна
2021г.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Проект „Неделя психологии“ в детском саду» размещена в разделах
- Неделя психологии в детском саду
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Современный мир похож на большую гонку. Где каждый из нас куда-то бежит, за чем-то спешит и никак не остановится. Эта бесконечная и безостановочная гонка не может не сказаться на нашем здоровье, и страдает, как правило. В первую очередь психика – самый хрупкий и нежный сосуд нашего здоровья. С каждым годом увеличивается количество психических заболеваний не только у взрослых людей. Но уже и у детей. Что же делать, как помочь себе и своему ребенку?
Прежде всего - просвещение! Каждый человек должен знать о способах саморегуляции и самовосстановления в сложных ситуациях. Для того чтобы это знание «сложилось» и «воспиталось» в человеке, необходимо еще в детстве дать ему его основы. День психологии должен стать одним из дней, когда педагоги обязаны обратить внимание детей на возможные проблемы, связанные с психическим здоровьем, и способы их разрешения.
Проектная деятельность имеет особую педагогическую значимость. Она открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка, раскрывает его индивидуальность.
Неделя психологии является одним из проектов, способствующих социально-психологической адаптации детей. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребенка к школе зависит от объединенных усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Однако, в дошкольных учреждениях, не имеющих психологов, как правило, не проводится дополнительная работа по повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
Актуальность проблемы.
Я держу в ладошках Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнись – это ж просто
Лучик Солнце – это Вам!
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита слабо. В наше время редко можно встретить по-настоящему весёлого, эмоционально благополучного ребёнка. Как никогда участились негативные проявления эмоционально-личностной сферы ребёнка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. У детей, которые имеют обеднённую эмоциональную сферу, процесс социализации проходит довольно трудно. На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения.
Важной предпосылкой физического здоровья является здоровье психологическое. В последние годы растёт количество детей с нарушением психоэмоционального развития. Поэтому особое значение приобретают задачи сохранения психологического здоровья детей и формирования их эмоционального благополучия.
Цель проекта : сохранение и укрепление психологического здоровья детей, повышение интереса родителей и педагогов к психологии. Вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, создание условий для формирования положительной установки, благоприятного психологического и эмоционального благополучия в ДОУ, формирование интереса к психологии.
Задачи проекта :
-повысить интерес педагогов и родителей к психологии; показать реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
- формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
- повысить психологическую компетентность педагогов и родителей.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап:
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
– подбор методической литературы для реализации проекта;
– разработка плана мероприятий в рамках «Недели психологии в ДОУ»;
– подбор и изготовление необходимого материала и оборудования.
2. Основной этап.
Реализация проекта : совместная деятельность с детьми, педагогами и родителями.
3. Заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта. Составление отчёта о проведении «Недели психологии в ДОУ»
Структура «Недели психологии в ДОУ»
• Понедельник – «День хорошего и настроения»
• Вторник – «День доброты»
• Среда – «День понимания»
• Четверг - «День дружбы»
• Пятница – «День мечтаний и пожеланий».
Планируемый результат: реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса, повысит психолого-педагогическую компетентность педагогов, повысит уровень знаний о психо-эмоциональном развитии ребёнка у родителей, сформирует осознанное отношение к родительству, дети и взрослые получат заряд положительных эмоций.
Участники: дети, родители, воспитатели ДОУ.
Предварительная работа:
• оформление стендов, информационных бюллетеней по проблемам развития детей;
• разработка конспектов занятий с детьми;
• разработка положений к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей и раздать им положения за несколько дней до «Недели психологии».
Структура «Недели психологии» (приложение 1)
День 1: «День хорошего настроения» (приложение 2)
Девиз дня: «Пусть в нашей жизни не будет черных полос»
- Акция для родителей «Лестница» (приложение 3);
- Консультация для педагогов «Психологический климат в коллективе» (приложение 4);
- Памятки для родителей «Психологическое здоровье и как его сохранить» (приложение 5);
- Интервью с детьми «Что такое счастье?» (приложение 6);
День 2: «День доброты» (приложение 7)
Девиз дня: «От улыбки хмурый день светлей»
- Психологическая акция «Дерево добра» (психолог, старшая группа) (приложение 8);
- Занятие «Дерево добрых дел» (психолог, старшая группа) (приложение 9);
- Игра «Назови ласково» (психолог, подготовительная группа) (приложение 10).
День 3: «День пониманий» (приложение 11)
Девиз дня: «Душевного обращения души не обидит»
- Акция для педагогов «Аптечка для души» (приложение 12);
- Наглядное пособие «Аптека для души» (приложение 13);
- Изо - деятельность «Волшебное превращение ладошек»
(приложение 14);
- Консультация для родителей «Эффективно ли наказание»
(на информационном стенде) (приложение 15);
- Памятка «Эффективно ли наказание» (приложение 16).
День 4: «День дружбы» (приложение 17)
Девиз дня: «Не стесняйся доброты своей»
- Психологическая акция «Цвет настроения» (приложение 18);
- Занятие «Мои друзья всегда со мной» (подготовительная группа) (приложение 19);
- Тренинг для педагогов «Психологическая разгрузка для педагогов» (приложение 20);
День 5: «День мечтаний и пожеланий» (приложение 21)
Девиз дня: «Жить шагать и быть счастливым».
- Психологическая акция «Забор пожеланий и предложений» (приложение 22);
- Игра с подготовительной группы «Волшебная палочка»
(приложение 23);
- Подведение итогов за неделю (приложение 24).
Ход недели
Понедельник (1 день)
«День хорошего настроения»
Девиз дня: «Пусть в нашей жизни не будет черных полос»
1. Психологическая акции «Лестница любви» или «День Объятий и хороших слов».
Первый день Недели психологии был посвящён эмоциям и чувствам. Начался день для родителей, были предложено Надписи на лестничном марше: "Скажите своему ребенку, что Вы его любите", "Обнимите друг друга", "Назовите друг друга ласковым словом", "Погладьте ребенка по голове и плечу", "Поцелуйте друг друга в щёчку", "Сделайте друг другу комплимент", "Пожелайте ребенку хорошего дня".
Цель акции: гармонизация внутреннего мира участников.
2. Консультация для педагогов «Психологический климат в коллективе».
Цель: Занятие с элементами тренинга направлено на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу.
Вторник (день 2)
«День доброты»
Девиз дня «От улыбки хмурый день светлей».
1. Психологическая акция «Дерево добра» (старшая группа)
Цель: психопрофилактика, создания благоприятного психологического климата в детском саду и поднятия общего эмоционального фона, среди участников акции.
2. Занятие в старшей группе «Дерево добра»
Цель: воспитать у детей положительные качества характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
3. Игра «Назови ласково»
Цель: расширить знания детей о уменьшительно-ласкательных суффиксах.
4. Памятка для родителей «Психологическое здоровье» (информационном стенде).
Среда (день 3)
«День пониманий»
Девиз дня: «Душевное обращения души не обидит»
1. Акция «Аптечка для души», (для педагогов ДОУ и родителям).
Цель: создание положительного эмоционального настроя среди родителей, привлечение внимания родителей к вопросам воспитания детей.
2. Изо-деятельность «Волшебное превращение ладошек».
Цель: Способствовать развитию фантазии, творческих проявлений детей, умения видеть и создавать образ предмета в отпечатке ладони, используя имеющиеся изобразительные навык.
3. Для родителей информационный лист «Эффективно ли наказание и поощрение»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей и укрепление детско-родительских отношений.
Четверг (4 день)
«День дружбы»
Девиз дня: «Не стесняйся доброты своей»
1. Психологическая акция : «Цвет настроений».
Цель: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Родителям и педагогам, а также детям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных квадратиков. В каждой группе стояли цветные коробочки с надписью: «Подойди скорей сюда и возьми квадратик, цвет настроения свой приклей на облачка».
2. Занятие «Мои друзья всегда со мной»
Цель: Формирование опыта социального взаимодействия. Формировать знания и умения в области бесконфликтного общения. Проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
3. Тренинг для педагогов «Психологическая разгрузка для педагогов»
Цель: Формирование благоприятного психологического климата, сплочение коллектива, создание доверительных отношений, профилактика профессионального выгорания, развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы, снятие эмоционального напряжения.
Пятница (день пятый)
«День мечтаний и пожеланий»
Девиз дня: «Жить, шагать и быть счастливым»
1. Психологическая акция «Забор желаний и предложений» для родителей и коллектива ДОУ.
Цель: Психологическая разгрузка (создание условий для освобождения от негативных эмоций, тревожных состояний);
2. Игра «Волшебная палочка» (подготовительная группа).
Цель: Задачи, ориентированные на социальное развитие детей формирование навыков речевого этикета, заинтересованно выслушивать всех участников игры, быстро включаться в групповую работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, выражать свое мнение публично, сдерживать свое желание подсказывать, придерживаться правила очередности в высказывании своего мнения
3. Подведение итогов «Неделя психологии».
С первого дня и на протяжении всей недели в холле, лестничных пролётах, а также в группах родители, воспитатели и дети могли познакомиться с мудрыми мыслями выдающихся людей информационными бюллетенями, яркими красочными психологическими картинками и т. д. По окончании «Недели психологии» на педагогическом часе подвелись итоги: что удалось, обсуждались мнений и пожеланий. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Думаю, что «Неделя» получилась интересной, насыщенной, целостной и законченной, подарила массу положительных эмоций, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей. Все мероприятия в той или иной степени для каждого имели свою ценность.
Что дала «Неделя психологии» лично мне? Удовлетворение, «наполненную усталость», желание реализовывать новые идеи. Потому что она прошла в режиме диалога – целебного стиля общения, столь редкого в нашей суетной жизни. Удалось реализовать этот проект только благодаря помощи и поддержки всех сотрудников детского сада, пониманию родителей и активности детей.
Таким образом, в ходе реализации проекта «Неделя психологии в ДОУ» поставленная цель и задачи были достигнуты.
Проект :
• способствовал повышению интереса педагогов и родителей к психологии;
• показал реальные формы работы, возможности психологической службы детского сада;
• сформировал интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
• способствовал повышению психологической компетентности педагогов и родителей ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. «Неделя психологии в детском саду» П. Князева, газета «Школьный психолог» № 24, 2007 года.
2. «Неделя психологии в школе» Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др - Н42 М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с. : ил. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог»).
3. Интернет-ресурсы.