Dolorts F
Проект «Не обижайте муравья» для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 Рябинка»
Проект
«Не обижайте муравья»
Составила:
Фахруддинова Д. И.
г. Радужный
Вид проекта: краткосрочный, групповой, исследовательский с элементами творчества для детей 5-6 лет
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат: использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях, самостоятельное наблюдение за насекомыми, бережное отношение к насекомым, сформированность положительного отношения к природе.
Актуальность.
Летом, на участке детского сада дети увидели муравьев. Реакция детей была неоднозначной. Часть детей выразили неподдельный интерес, другие испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи. Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представление о муравьях, их пользе, развивать творческие способности поисковую деятельность.
Цель проекта.
Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Не обижай муравья».
Задачи проекта.
- Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строение, образа жизни.
- Развивать наблюдательность, речь, мелкую моторику во время ИЗО деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые (муравьи)»;
• знакомство с литературными произведениями: А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», К. Чуковский «Муха-Цокотуха».
Сотрудничество с семьей:
• Консультации «Как привить любовь к природе».
Этапы проекта.
I этап. Беседа на тему: «Насекомые»
II этап познавательный: наблюдение за муравьями на участке, чтение познавательных рассказов и разучивание стихотворений, пословиц о муравьях. Просмотр мультфильма «Путешествие муравья».
Тематическое планирование на неделю
Понедельник Беседа на тему: «Насекомые». Изучение строения муравья.
Вторник Чтение литературного произведения А. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
Среда НОД «Рисование» по произведению К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
Четверг НОД «Лепка».
Дидактическая игра «Чей дом?».
Пятница Выставка детских рисунков и поделок …
III этап творческий: рисование, изготовление поделок, дидактических и настольных игр.
IV этап. Выставка рисунков, поделок, изготовленных совместно с родителями.
Целевая прогулка «Лето на лугу». Уточнить представления о насекомых.
Выставка детских рисунков «Мир насекомых».
Настольные игры: «Лото».
Домашнее задание для детей и родителей: совместная поделка на тему «Муравей».
Что мы узнали. Муравьи живут в муравейнике одной большой дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. Муравьи, появившись на свет, не растут. Какими родились, такими и пригодились. Как у всех насекомых, у муравьев есть усики – антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям. Муравьи могут ходить по гладким или наклонным поверхностям. Муравей больше всего любит лакомиться пядью, так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых, грибы, сок. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Пословицы.
Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей. Мал муравей телом, да велик делом. Муравьи сообща и льва одолевают.
Стихотворения.
Не обижайте муравья,
Его обидеть очень просто,
Он очень мал, он очень мал,
Он очень маленького роста.
На вид, конечно, мелковаты,
Но все, что можно тащат в дом.
Неугомонные ребята –
Вся жизнь их связана с трудом.
Мы – лесные жители,
Мудрые строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
Под пенечком домик чей?
Он без окон, без дверей!
Горка – башня из земли,
Ах, живут здесь муравьи!
(Л. Алейников
Конспект занятия по рисованию в детском саду на тему
«Не обижайте муравья!»
Цель: познакомить детей со сказкой «Муравей и одуванчик», предложить придумать и нарисовать другие варианты концовки; научить рисовать
Сюжетное изображение
Муравья из трех частей; учить эмоционально откликаться на красоту полевых цветов, отражать свои впечатления в рисунке, передавая форму и строение лепестков, венчика, стебля, их цвет; воспитывать доброту, сострадание, сочувствие, желание помочь в трудную минуту.
Материал: бумага, краски, кисти, салфетки, вода, печатки, штампики и т. д.
Метод: печатка.
Предварительная работа: рассматривание картинок, открыток, иллюстраций в книгах на тему «Насекомые»; рассматривание муравья в коллекции через увеличительное стекло; наблюдение за работой муравьев, муравейниками в летний период; чтение басни И. Л. Крылова «Стрекоза и Муравей»; рисование цветов в книжках-раскрасках; рассматривание открыток с изображением различных полевых цветов.
Ход НОД
Воспитатель читает:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень.
Как приятно, как радостно
Со всеми здороваться!
Ветерок нам тихо подул,
Цветок нам нежно кивнул,
Гости мило подмигнули,
Нам улыбки подарили!
-Ребятки, я сегодня хочу вам рассказать о маленьком, но очень полезном насекомом. Послушайте, о ком идёт речь?
-Под пенёчком домик чей?
-Он без окон, без дверей!
Горка-башня из земли
А живут здесь – (муравьи).
-Молодцы, правильно! А вы хотите послушать сказку о маленьком и безобидном муравьишке?
Воспитатель рассказывает детям сказку о Муравье, который вышел из дома очень рано, с первыми лучами солнца. Он работал так долго, что не заметил, как наступил вечер. Дорогу к муравейнику найти не сумел, увидел Одуванчик и попросил разрешения переночевать в его красивых и теплых лепестках.
- Да, я красив, как Солнце! С остальными разговаривать не желаю. Ты помнешь мои красивые лепестки, - и Одуванчик захлопнул цветок.
Помогла Муравью нежная и скромная Незабудка. Она дала ночному гостю уют и тепло.
Наутро, как только встало солнце, Муравей открыл глаза и увидел, что Одуванчик побелел и растерял свое великолепное одеяние. Так он был наказан за свою гордость и зазнайство.
- Хорошая сказка? Только конец грустный. Давайте попробуем пе-разделать сказку. Пусть Одуванчик тоже будет добрым и пригласит Муравья к себе.
- На лугу цветов очень много. А какие цветы вы знаете? (Дети перечисляют цветы, которые знают.)
-Я предлагаю вам нарисовать муравьишку, а кругом много-много разнообразных цветов.
-С чего начнём рисовать муравья?
-Правильно, сначала нарисуем небольшой овал с заострённым концом - это будет голова, овал маленький - первая часть туловища; большой овал с заостренным концом - вторая часть туловища, тонкие лапки, усики, глаза. (Использование моделей)
-Каким цветом раскрасим муравья?
-Вспомните, как рисовать стебелёк цветка, венчик и т. д.
Работа детей. Поощрение, индивидуальная помощь.
Итог:
-Молодцы, сколько у нас в группе стало муравьишек! Целый муравейник. Да он весь и в цветах. А муравьи так и снуют туда-сюда.
-Что-то в домик свой заносят, а из домика - выносят мелкие песчинки, разные крупинки.
Работяги муравьи целый день снуют и не устают!
-Молодцы, а ещё за муравьями и их работой мы понаблюдаем на прогулке.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению
с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:
«Муравьи – санитары леса»
Цель:
Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить о пользе приносимой муравьями; формировать понятия о бережном отношении к насекомым.
Лепка: Закреплять умения лепить фигуры круглой и овальной формы, соблюдать пропорции, сглаживать детали при соединение между собой, развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.
Ход занятия.
Загадка.
Стоит под елкой городок.
К нему сто тропок, сто дорог.
По тем дорожкам взад-вперед
Народец Крохотный снует.
(муравейник и муравьи)
Как выглядит муравей? (ответы детей)
Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией.
Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.
Как вы думаете, почему в одном направлении?
Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.
Из чего муравейник строят муравьи?
Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.
А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками.
Муравьи-воины смело защищают муравейник от непрошенных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков.
Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы?
Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или кленовый сок.
Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.
Ребята, предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.
Проводится игра: «Кто скорее соберет гусениц».
Дети образуют две команды, по 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает та команда, кто больше соберет гусениц.
Спасибо вам, защитники леса!
Дети садятся за парты для проведения занятия по лепке.
Этапы лепки муравья.
1. Из черного пластилина изготавливаем большой шар и придаем ему яйцевидную форму. Это будет голова муравья.
2. Из пластилина того же цвета изготовляем шар среднего, большого размера. Шару большого размера придаем каплевидную форму – это детали туловища муравья.
3. Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляя голову к туловищу.
4. Из пластилина черного цвета лепим жгут, немного сгибаем его и прикрепляем к верхней части головы – это будут усы.
5. Из того же пластилина изготовляем 6 длинных жгутов. Получились лапки.
6. Прикрепляем лапы с двух сторон к туловищу муравья.
7. Из пластилина белого цвета лепим 2 маленьких шара – это будут глаза, потом из пластилина черного цвета делаем маленькие шарики – это буду зрачки.