Галина Чукадина
Проект «Научить детей играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный педагогический проект
«Научить детей играть»
Автор: Чукадина Галина Алексеевна, г. Томск, МБДОУ №18, воспитатель
E-mail : chga2527@mail.ru
Пояснительная записка
Руководство сюжетно-ролевыми играми один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания, педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и, как они будут вести себя в игре. Поэтому своеобразие детской деятельности требует своеобразных приемов управления. Важнейшие условия успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора и речи детей.
Темочки:
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Проблема
Сегодня родители хотят, чтобы дети, начиная с раннего возраста, учились, а не играли. Это могут быть музыка, спорт, рисование. Такие родители упускают важность игры для социального, эмоционального развития детей и часто видят в ней допустимую, но бесполезную вольность, в то время как интеллектуальные занятия, в особенности связанные со школой, рассматриваются ими как продуктивные. Повышение требований к навыкам детей со стороны школы приводит к тому, что педагоги и родители современных российских детских садов начинают уделять занятиям и дидактическим играм много внимания, а развитие и педагогическое руководство сюжетно-ролевой игрой почти забыто. Дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин.
Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся детей научить как можно раньше - читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка дошкольника - игровая.
Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного "игрового" периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития целой полноценной личности.
Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к неиграющему поколению, их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они очень часто не умеют этого делать.
И третья причина - отсутствие возможности передавать игровой опыт от более старших детей к младшим.
Актуальность
Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых, часами просиживают у телевизоров, проигрывая вместе с героями сериалов взрослую жизнь, с трудом отрываются от компьютерных монстров, выплескивая свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. И как следствие, малыши не через игру узнают мир, плохо усваивают систему отношений в обществе, мало развиваются и не учатся премудростям, а значит, не формируются как личности. А ведь именно игра позволяет скорректировать возникающие проблемы и сложности в отношениях.
После декретного отпуска я вышла на вторую младшую группу в октябре 2018г. Удивило то, что дети 3-х лет постоянно ссорились, забирали друг у друга игрушки, не умели правильно вежливо попросить сверстника о чём-либо, с большим нежеланием приходили в детский сад, часто плакали. В первый же день от такого микроклимата просто разболелась голова. Я решила в корне изменить атмосферу в группе! Наблюдая за детьми и беседуя с родителями, я отметила, что дети просто не умеют играть, не знают чем им заняться, если под рукой нет смартфона, планшета или компьютера. Если кто-то из детей взял, к примеру, пирамидку, то она именно сейчас понадобилась всем детям сразу. Свою работу по изменению обстановки в группе я начала с коротких бесед о правилах поведения. Далее стала предлагать ребятам играть парами. Затем показала девочкам, как играют в «Дочки-матери». Мальчикам понравились предложенные им игры «Шофёры» и «Строители». Дети стали пытаться договариваться о ролях, меняться ими, находить общий язык. Отсюда и родился проект «Научить детей играть».
Автор проекта : Чукадина Галина Алексеевна – воспитатель.
Место работы: МБДОУ №18, г. Томск
Тип проекта : педагогический, групповой, долгосрочный, в рамках ДОУ.
Состав проектной группы :
Руководитель проекта – Чукадина Галина Алексеевна (воспитатель).
Участники проекта - дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации проекта : октябрь 2018г. - май 2019г.
Цель проекта :
создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности с учётом личностных интересов каждого ребёнка.
Задачи:
1. Разработать перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе.
2. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям ФГОС для успешного развития сюжетно-ролевой игры.
3. Содействовать объединению детей в игре, развивая их социальную активность.
4. Повысить знания родителей о значимости сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста.
Методы и формы работы:
- изучить и проанализировать подборку методической литературы;
- определить перечень сюжетно-ролевых игр
- наблюдение в ходе игровой деятельности;
- беседы;
- экскурсии;
- игровая деятельность;
- чтение художественной литературы;
- изготовление атрибутов для игр.
Этапы реализации проекта :
Этапы проведения Сроки Содержание работы Результат
Предварительный этап
октябрь 2018г. 1. Изучение методической литературы.
2. Мониторинг детей.
3. Составление картотеки сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет; освоение методики их проведения.
4. Разработка перспективного плана проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе. - оформление и оценка результатов мониторинга детей;
- картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет;
- перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе
ноябрь 2018г. - январь 2019г. 1. Анкетирование родителей «Во что играют дети?»
2. Пополнение предметно-игровой среды новыми атрибутами с привлечением родителей.
3. Консультация для родителей «Что такое игра?»» - обработка анкет (выводы);
- приобретение атрибутов для игры «Парикмахерская», «Семья», «Уборка»;
- консультация для родителей «Что такое игра?» (конспект)
Основной этап в течение учебного года Работа с детьми по перспективному плану
февраль - март 2019г. 1. Фотовыставка «Игры с семьёй».
2. Консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра и её роль в жизни дошкольников». - оформление фотовыставки «Игры с семьёй»;
- консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра и её роль в жизни дошкольников» (конспект)
Заключительный этап апрель - май 2019г. 1. Контрольный мониторинг детей.
2. Подготовка презентации «Игры, в которые мы научились играть».
3. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе.
4. Выступление на педсовете, презентация проекта.
- определить уровень сформированности игровых навыков у детей;
- презентация «Игры, в которые мы научились играть»;
- отчёт о проделанной за год работе (конспект);
- презентация проекта «Научить детей играть».
Ожидаемые результаты:
- для детей : обогащение словарного запаса детей; умение взаимодействовать друг с другом; повышение уровня игровых навыков,
то есть
дети смогут:
- переносить усвоенные способы игровых действий из ситуации обучения в свободную
игровую деятельность;
- самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности;
- играть в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения
игровой задачи.
- для родителей: повышение знаний о значимости сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии детей дошкольного возраста; расширение возможности сотрудничества со своими детьми при реализации проекта, приобретение практических навыков.
- для педагогов: использование в своей работе материала по данной теме.
Продукты проекта :
- анкеты;
- картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет;
- приобретение атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
- перспективный план проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе;
- консультация для родителей «Что такое игра?»;
- фотовыставка «Игры с семьёй»;
- консультация для родителей «Сюжетно-ролевая игра и её роль в жизни дошкольников»;
- презентация «Игры, в которые мы научились играть»;
- презентация проекта.
Список литературы
1. Виноградова Т. А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников [Текст] : практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова. -М. : Айрис-пресс, 2008.-128с.
2. Козлова С. А., Куликова Е. А. Дошкольная педагогика. — М., 2000.
3. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. — 2007г.
4. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. — М., 2001.
5. От рождения до школы. - Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – М., 2012г.
6. Ресурсы интернет.