Лисняк Юлия
Проект «Наши любимые скаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный творческий проект
«Наши любимые сказки»
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
Публикация «Проект „Наши любимые скаки“» размещена в разделах
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дети старшего дошкольного возраста сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Актуальность. Слайд №2
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о добре, милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего, поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.
Сказка это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношений, чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
Проведя опрос среди детей и родителей в нашей группе, мною было выявлено, что:
1. Большинство детей знают очень мало русских народных сказок.
2. Родители, в силу своей занятости мало читают детям.
3. Некоторые родители в силу своей некомпетентности не знают, какие сказки читать детям в этом возрасте.
Таким образом, для повышения интереса к книге, любви к чтению был мною разработан проект «Наши любимые сказки», развивающий устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства.
Цель: Слайд №3
• Создать условия для духовно- нравственного развития ребёнка.
• Способствовать коррекции нарушений эмоционально - волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием сказки.
• Организовать в семье совместную творческую деятельность.
Задачи: Слайд №4
• Помочь детям усвоить духовно нравственные категории (добро-зло, послушание - непослушание, согласие- вражда, бескорыстие – жадность, простота- хитрость и правила доброй совестливой жизни.
• Содействовать развитию познавательной сферы детей, развитию речи, обогащению словаря.
• Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке, и в жизни, умение делать нравственный выбор.
• Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть красоту, беречь и ценить её.
Вид проекта : творческий, групповой. Слайд №5
Продолжительность: краткосрочный (2 недели.)
Слайд №6 Участники проекта : Дети подготовительной группы: участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).
Воспитатель: осуществляет педагогическое просвещение родителей по проблеме; организует деятельность детей и родителей.
Родители: участвуют в совместной деятельности; делятся опытом с другими.
Музыкальный работник: организует музыкальное сопровождение театрализованных представлений, постановок.
Ожидаемый результат Слайд №7
-использование в речи «сказочных» языковых средств;
-приобщение детей и родителей к чтению сказок;
-развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
-обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
-формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
При разработке проекта я ориентировались на следующие принципы: Слайд№8
- принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и фундаментальных положений науки.
- принцип систематичности и последовательности обосновывается возрастными, психологическими особенностями, связан как с организацией материала, так и с системой действий по его усвоению: восприятием информации, разъяснениями педагога, самостоятельной работой. В плане отмечается время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи, нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, работа с родителями.
- принцип поэтапного преодоления трудностей предусматривает переход от всеобщей доступности задания для определенной возрастной группы в принцип индивидуальной доступности. К заданиям предъявляются особые требования: они должны быть интересными и разнообразными, по силам каждому, но с постепенно нарастающей степенью сложности.
- принцип прочности закрепляет усвоение знаний. Для прочности усвоения и сохранения материала имеет большое значение субъективная оценка значимости знаний в жизни.
- принцип преемственности предусматривает сохранение связи стадий обучения различных по содержанию и способам осуществления.
- принцип наглядности активизирует мыслительную деятельность и формирует чувственный образ.
- принцип межпредметных связей, способствует использованию сведений из других разделов программы.
Технологическая карта проекта Слайд№9
Этапы реализации проекта : Слайд№10
I этап подготовительный:
1. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме проекта.
2. Составление тематического плана
3. Составление картотеки загадок, присказок, пословиц о сказках.
II этап – формирующий Слайд №11
1. Реализации основных видов деятельности
2. Разработка конспектов занятий и их проведение.
3. Создание материальной базы (изготовление пособий для оснащения педагогического процесса, пополнение методической и художественной литературой).
Содержание работы с детьми. Слайд №12
1. Беседа «Сказки добрые друзья».
2. Чтение разных сказок.
3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
4. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. 5. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка.
6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
7. Рисование на тему «Моя любимая сказка». «Сказочное царство»
8. Лепка сказочных героев
9. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ в течение проекта.
10. Посещение театрализованных мероприятий.
11. Итоговое занятие викторина «В гостях у сказки»
Тематический план
Время проведения Вид реализуемой деятельности Форма организации Примечание
12.002.2018 Беседа «Сказки добрые друзья». беседа
12-по 26 февраля. Чтение разных сказок. Непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность
12-по 26 февраля. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Совместная деятельность
12-по 26 февраля. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях. Игровая деятельность
12-по 26 февраля. Пересказ прочитанных сказок, их инсценировка. Совместная деятельность
12-по 26 февраля. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам. Непосредственно образовательная деятельность
Рисование на тему «Сказочное царство». Непосредственно образовательная деятельность
По плану Лепка сказочных героев Непосредственно образовательная деятельность
в течение проекта. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Совместная деятельность
По плану Посещение городской библиотеки. экскурсия
21.02.2018 Итоговое занятие Викторина «В гостях у сказки». Совместная деятельность
Реализуемые мероприятия. Слайд№13
Чтение художественной литературы:
«Гуси-лебеди.»
«Хаврошечка.»
«Царевна-лягушка.»
«Иван-цареевич и серый волк».
«Василиса Прекрасная», «Дюймовочка»
Дидактические игры:
«Кто лишний», «Кого не хватает?»
«Из какой сказки фраза?»
«Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот»
«Попробуй на вкус», «Сложи из частей»
«Назови сказку по предмету» например, яблоко: «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».
«Назови ласково», «Есть или нет»
Работа с родителями Слайд №14
1. Консультация «Приемы обучения детей рассказыванию»;
2. Рекомендации «Как сделать речь ребенка образной и выразительной с помощью сказок»
3. Сочинение сказок. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
5. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.
6. Подготовка рекомендаций.
III этап – заключительный: Слайд № 15
обобщение материалов и результатов работы
Итоги
1. Подведение итогов проектной деятельности;
2. Презентация проекта
3. Итоговое занятие викторина «В гостях у сказки»
4. Составление рекомендаций.
Фото отчет по проекту Слайд № 16-28
Результат: Слайд № 29
Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.
Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении тематического альбома «Герои наших любимых сказок»(совместно с детьми) ; приняли активное участие в наполнении развивающей среды в группе, в обсуждении вопросов о детском чтении.
Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Наши любимые сказки»; сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.
Литература: Слайд №30
1. Русские народные сказки / под ред. О. Ф. Трифоновой. – М. : АСТ-АСТРЕЛЬ, 2002. 2. Русское народное творчество / под ред. Н. А. Захарова. – М. : «Высшая школа», 1966. 3. Сказки на ночь / под ред. С. Рублёва. – Ростов н / Д: Издательский дом «Владис», 2007. 4. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» Куревина О. А. М., 2003г.
5. «Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого» Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И., М. 2003г.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку. Москва 2006г.
7. Семенова А. И. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников-М., 2004 г. - Издательство «Апрель»- с. 168.
8. Непомнящая С. Ф. Сказкотерапия в детском саду. - М., 2012 г. -Издательство «Мысль»- с. 238.
9. Александрова Н. И. Методика работы со сказкой. - М., 2006 г. - Издательство «Пресса», -с. 268.
10. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
11. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
12. Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
13. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
14. Новиковская О. А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб. : «Паритет» 2007г.
15. Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.