Ольга Коновалова
Проект «Наша дружная семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
К сожалению, в настоящее время семья переживает не самые лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям. Растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью.
Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, русских и семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
Публикация «Проект „Наша дружная семья“» размещена в разделах
- Проекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
С помощью этого проекта мы решили объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Проект «Наша дружная семья»
Проблема:
В ходе беседы с детьми выявилась проблема: дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.
Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя дружная семья», т. е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Участники проекта: Дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 3 недели.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, творческий, исследовательский.
Цель проекта:
Расширять представления детей о своей семье,
Воспитывать у дошкольников чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.
Задачи проекта:
Для детей:
Дать представление о понятие «семья».
Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека.
Сплочение коллектива детей и родителей.
Формировать умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Для родителей:
Гарантия качества полученных умений и навыков
воспитанниками ДОУ.
Развитие семейного творчества, сотрудничества семьи и детского сада.
Для педагогов:
Повышение педагогического мастерства и обогащение педагогического опыта в области формирования гендерного воспитания и гражданственной позиции дошкольников.
Ожидаемые результаты:
Воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.
Накопление практического материала (методического, диагностического) по гендерному воспитанию детей и речевому развитию.
Повышение педагогической культуры родителей, установление
доверительных и партнёрских отношений с детьми и воспитателями.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Цель: Актуализировать имеющийся методический потенциал педагога, конкретизировать параметры развивающей среды необходимой для обогащения познавательного опыта детей.
Анкетирование родителей: «Какой вы родитель»
Консультации для родителей: «Искусство быть родителем», «Наказывая, подумай: зачем?»
Чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок о семье.
Изготовление альбомов для рассматривания:
«Моя дружная семья»
«Мой домашний питомец»
«Как я помогаю маме»
Папка-передвижка «Тайна моего имени»
Создание картотеки игр:
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Профессии»,
«Детский сад».
Подвижные игры: «Курица и цыплята», «Птички в гнездышках», «Мы
веселые ребята».
Дидактические игры: «Я и мое имя», «Кто кому мама, кто кому папа»,
«Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Кем
быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?», «Что умеем мы не
скажем, а что делаем, покажем», «Какая у вас семья», «Кто, что делает
вашей семье», «В гостях у куклы Антоши», «Маленькие помощники»,
«Дружная семейка».
Коммуникативные игры: «Я расту», «Назови ласково», «Назови, как тебя
дома ласково называют?»
Пальчиковые игры
Загадки о семье
Пословицы и поговорки о семье
Подбор литературы для мини-библиотеки
Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Цель: Формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять
заботу о родных людях.
Конкурс чтецов
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений
Беседы:
«Я люблю маму и папу»
«Мое имя»
«Профессии моих родителей»
«Как я помогаю дома»
«Моя мама»
Занятие по художественному творчеству:
Рисование «Семья на ладошке»
Лепка оберега для семьи «Божья коровка»
Познавательное занятие:
«Наша дружная семья».
Составление творческих рассказов на тему:
«Моя семья»
«Мой домашний любимец»
«Как я помогаю дома».
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП:
Цель: Способствовать сохранению исторической преемственности поколении и
формированию понимания важных качеств личности; гражданской
позиции.
Оформление выставки детских рисунков: «Моя семья».
Развлечение: «Наша дружная семья».
Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения
по теме «Семья»
«Снегурочка»
«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться»
В. Осеева «Почему?»
Б. Заходер «Никто»
В. Берестов «Читалочка».
Ю. Яковлев «Мама».
У. Раджаб «Как пройти к отцу».
Я. Сегель «Как я был мамой».
Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»
Б. Емельянов «Рассказы о маме».
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди»
РАБОТА С ДЕТЬМИ:
Познавательно-речевое развитие.
1. Рассматривание альбомов «Моя дружная семья», «Мой домашний
питомец», «Как я помогаю маме».
Цель: вызвать интерес к своей семье и домашним питомцам.
Расширять и углублять знания о семье и членах семьи.
2.Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
3.Игра-беседа «Я люблю маму и папу».
Цель: Формировать представление о семье, о том, что никто не должен
разлучать ребенка с родными. Вызвать желание говорить о своих
близких, называть их имена.
Беседа «Мое имя».
Цель: формировать представление о имени, о том, что у каждого человека
есть имя.
Беседа «Профессии моих родителей» (с использованием альбома)
Цель: Воспитывать интерес к различным профессиям, уделив особое
внимание профессиям родителям.
Беседа«Как я помогаю дома».
Цель: учить детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь,
воспитывать у детей желание помогать близким людям.
Беседа «Моя мама»
Цель: формировать представление о семье, об особой роли мамы в семье.
4.Занятие «Наша дружная семья».
Цель: Формировать представление детей о семье, о доброжелательных
отношениях родных людей.
5.Этюд «Утреннее фото»
Цель: Формировать у детей чуткое отношение к близким людям,
окружающему миру.
6.Дидактические игры:
«Что такое хорошо, что такое плохо?»
«Мои хорошие поступки»
«Кем быть»
«Кому, что нужно для работы»
«Чьи детки?»
«Я и мое имя»
«Кто кому мама, кто кому папа»
«Что умеем мы не скажем, а что делаем покажем»
«Какая у вас семья»
«Кто, что делает в вашей семье»
«В гостях у куклы Антоши»
«Маленькие помощники»
«Дружная семейка».
9. Коммуникативные игры:
«Я расту…»
«Назови ласково»
«Назови, как тебя дома называют ласково».
10. Чтение рассказов, сказок и стихотворений об овощах:
М. Матвеева «Синяя чашка»
К. Паустовский «Теплый хлеб»
С. Маршак «Сказка об умном мышонке»
В. Катаев «Цветик-семицветик»
Е. Пермяк «Мамина работа»
Д. Родари «Чем пахнут ремесла»
В. Белов «Мамина дочка»
К. Ушинский «Косточка»,«Лекарство»,«Петушок с семьей»
Пермяк «Для чего руки нужны»
С. Чёрный «Когда никого нет дома»
А. Майков «Внучка»
Е. Благинина «Посидим в тишине».
Л. Толстой «Старый дед и внучек»
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»
Шорыгина Т. А. «Похищенное имя»
Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»,
Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться»
Н. Носов «Огурцы», «Живая шляпа».
В. Драгунский «Денискины рассказы».
Сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»,
ненецкая сказка «Кукушка»
11.Заучивание стихотворений:
Иван Косяков «Все она», Ирина Гурина «Про бабушек».
12.Загадки на тему: «Семья».
13. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто живет у нас в квартире?»
14.Пословицы и поговорки о семье.
Социализация.
1.Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Профессии», «Детский сад».
Цель: Формировать дружеские взаимоотношения.
2.Строительные игры «Мебель для дома».
3.Стимулировать желание детей участвовать в трудовой деятельности, помогая взрослым: поможем убрать игрушки, накрыть на стол, полить цветы и т. д.
4.Игровая ситуация «Помогаем маме…»
Цель: Соблюдение правил безопасности при организации труда.
5.Игра-тренинг «Я потерялся».
Художественно-эстетическое развитие.
1.Рисование семьи на ладошке.
Цель: упражнять детей в умении обводить свою ладошку.
Развивать творчество, фантазию, желание наделить каждый пальчик
образом близкого человека, раскрасить.
2.Лепка оберега для семьи «Божья коровка»
Цель: познакомить детей с легендой о значении божьей коровки в жизни
людей.
Учить лепить насекомое с использованием бросового материала.
Упражнять в сглаживании пластилина.
Развивать мелкую моторику.
Воспитывать аккуратность, желание подарить близким людям
подарок.
3.Рисование праздничных открыток мамам к празднику день матери.
4. Слушание и исполнение песен о семье и её членах.
Физическое развитие
1.Создание условий для п/игр и игровых упражнений с пособиями и атрибутами физкультурного уголка.
2.Подвижные игры, игровые упражнения.
3.Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна.
4.Игра «Бабушкино лукошко»
(продукты, полезные для здоровья).
5.Проблемная ситуация «Почему папа заболел»
(вредные для здоровья поступки и привычки людей).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ:
1.Консультация «Наказывая, подумай: зачем?», «Искусство быть родителем»
2.Рассказы родителей о своей профессии.
3.Создание альбомов «Моя дружная семья»
«Мой домашний питомец»
«Как я помогаю маме»
4.Выпуск стенгазеты к дню Матери.
[b]5[/b].Анкетирование «Какой вы родитель?»
6.Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок рисунков, в
составлении рассказов о семье.
7.Оформление выставки: «Моя семья».