Светлана Ефимова
Проект «Наш огород»
Проект «Наш огород»
С 05.04.2021г. в средней группе "Кораблик" МБДОУ "Детский сад № 21" города Усолье - Сибирское Иркутской области стартовал среднесрочный практико-ориентированный проект «Наш огород ".https://23137.maam.ru/maps/news/447270.html
Наблюдения во время занятий и режимных моментов показали, что дети средней группы «Кораблик» в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о строении растений и необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Во время прогулки, дошкольники часто обламывают и разбрасывают ветки деревьев, у них не сформировано бережное и заботливое отношение к природе. Поэтому было принято решение разработать и реализовать проект "Наш огород".
Публикация «Проект „Наш огород“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
По мнению учёных, одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является выращивание растений в уголке природы.
Выращивая растения в уголке природы, детям не только даётся представление о том, что растения — живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет). У дошкольников формируются начальные представления о приспособленности растений к среде обитания и временам года. Расширяются представления о классификации растений: фрукты, овощи, ягоды (лесные — садовые, цветы (садовые и луговые, кусты и деревья (садовые и лесные). Дошкольники учатся различать и называть некоторые растения по их частям и характерным признакам (стволу, листьям, плодам, приобщаются к наблюдению за живой природой и её исследованию.
Выращивание растений в группе, стимулирование желания жалеть, поливать, ухаживать за ними способствует нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию заботливого отношения к природе в целом, любви и бережному отношению к ней.
Наши родители проявили высокую заинтересованность в реализации этого проекта. Оперативно приобрели землю, семена и контейнеры для посадки огорода. За это мы, воспитатели и дети, им очень благодарны!
А с каким интересом и желанием наши ребята принялись заниматься посадкой и выращиванием огорода! https://23137.maam.ru/maps/news/449400.html.
Решила поделиться нашим опытом работы. Возможно, разработанный нами проект, кому-то из Вас, уважаемые коллеги, пригодится) Все материалы и информацию о реализации проекта буду размещать на своём персональном сайте в разделе "Новости". Вот ссылка: https://23137.maam.ru/maps/abc/23137_007.html
ПРОЕКТ
«Наш огород»
для детей средней группы «Кораблик»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: практико-ориентированный проект
По количеству участников: фронтальный (коллективный)
Характер контактов: открытый проект в контакте с семьей
По продолжительности: среднесрочный с 05.04.2021г. по 31.05.2021г.
Заявитель: дети средней группы «Кораблик»
Автор проекта:
Воспитатель средней группы Ефимова С. А.
Проблема:
Наблюдения во время занятий и режимных моментов показали, что дети средней группы «Кораблик» в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о строении растений и необходимых условиях их роста; их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Во время прогулки, дошкольники часто обламывают и разбрасывают ветки деревьев, у них не сформировано бережное и заботливое отношение к природе.
Актуальность:
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Экологическому воспитанию дошкольников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.
Экологическое воспитание детей - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Экологическое образование, в условиях современного экологического кризиса, для того, чтобы быть эффективным должно решать главную задачу - формировать экологически ориентированное сознание детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах В. П. Горошенко, С. Н. Николаевой, Н. Ф. Ярышевой и др. По мнению учёных, одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является выращивание растений в уголке природы.
Выращивая растения в уголке природы, детям не только даётся представление о том, что растения — живые существа (для их роста и развития необходимы земля, вода, тепло, свет). У дошкольников формируются начальные представления о приспособленности растений к среде обитания и временам года. Расширяются представления о классификации растений: фрукты, овощи, ягоды (лесные — садовые, цветы (садовые и луговые, кусты и деревья (садовые и лесные). Дошкольники учатся различать и называть некоторые растения по их частям и характерным признакам (стволу, листьям, плодам, приобщаются к наблюдению за живой природой и её исследованию.
Выращивание растений в группе, стимулирование желания жалеть, поливать, ухаживать за ними способствует нравственному воспитанию дошкольников, воспитанию заботливого отношения к природе в целом, любви и бережному отношению к ней.
Таким образом, можно отметить, что реализация проекта «Наш огород» для детей средней группы «Кораблик» актуальна и необходима.
Цель проекта:
Формирование у дошкольников экологической культуры, создание условий для их познавательного развития.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей знания о строении, росте и потребности растений (тепло, влага, свет).
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.
Развивающие:
- Развивать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе, способность воспринимать её красоту.
План реализации проекта:
1 этап – организационный (05.04 – 11.04. 2021г.)
Цель: разработка плана проекта, подготовка необходимых материалов.
1 Разработка проекта
2 Подбор материала (литература, наглядный материал, дидактические игры, муляжи овощей, мультфильмов, познавательных фильмов и др.)
3 Подготовка познавательной презентации «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»
4 Подготовка атрибутов для сюжетно ролевых игр «Овощной магазин», «Столовая»
5 Подготовка материалов для занятий по ИЗО по темам:
1. Рисование гуашью «Яблоко – спелое, красное, сладкое»,
2. Лепка
- пластилинография «Колосок»,
- «Яблочко на тарелочке»;
3. Аппликация «Овощи»
6 Изготовить Дневник наблюдений за ростом растений
7 Пополнение предметно-пространственной среды группы: разместить в «Центре природы и экспериментирования» наглядные пособия по теме «Овощи и фрукты», «Растения» и др., инструменты для ухода за растениями (детские лейки, грабли, лопатки)
8 Вызывать положительный отклик родителей на существующую проблему:
ознакомить с предстоящим проектом, сбор необходимого материала для создания огорода (земли, семян, контейнеров для посадки семян)
9 Вхождение в проект, раскрытие проблемы с использованием интерактивного метода «Большой круг»:
беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт»; «Что такое «Огород на окне»; «Как вырастить растения на подоконнике?»
2 этап – основной (13.04 – 31. 05. 2021г.)
Цель: формирование у детей знаний о строении, росте и потребности растений (тепло, влага, свет, умений наблюдать, ухаживать за огородными культурами; развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности, экспериментированию; воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту.
1 Исследовательская деятельность: рассматривание и сравнение семян (лук, чеснок, укроп, петрушка, астра, настурция, бархатцы, петуния и др.)
2 Подготовка с детьми почвы; отбор хороших семян от плохих
3 Оформление огорода на окне
4 Исследовательская деятельность: посадка с детьми семян: лук, чеснок, укроп, петрушка, астра, настурция, бархатцы, петуния и др.
5 Исследовательская деятельность: полив огорода; рыхление почвы
6 Исследовательская деятельность: наблюдение за первыми всходами и их дальнейшим развитием. Ведение дневника наблюдения
7 Сюжетно ролевые - игры «Овощной магазин», «Столовая»
8 Загадывание загадок про овощи, фрукты и ягоды
9 Дидактические игры
- «Найди по описанию»,
- «Горячо — холодно»,
- «Вершки-корешки»,
- лото «Овощи и фрукты»,
- лото «Что, где растет?»
- «Пищевые цепочки на лугу»
- «Пищевые цепочки водоёма»
- «Пищевые цепочки в лесу»
- «С чем нельзя в лес ходить?»
10 Чтение художественной литературы
1. Сказки:
- рус. нар. «Как мужик рожь сеял»,
- «Петушок и бобовое зёрнышко»,
- укр. «Колосок»,
- В. Сутеев «Яблоко»,
- В. Сутеев «Мешок яблок».
2. Рассказов:
- Л. Толстой «Сажал старик яблони»,
- Н. Носов «Огурцы»,
- Ю. Тувима «Овощи»
11 Занятия по ИЗО
1. Рисование гуашью «Яблоко – спелое, красное, сладкое»,
2. Лепка
- пластилинография «Колосок»,
- «Яблочко на тарелочке»;
3. Аппликация «Овощи»
12 Просмотр мультфильмов:
- «Весёлый огород»,
- «Вершки и корешки»;
обучающих мультфильмов: https://www.youtube.com/watch?v=sSDDyJm8D7k&t=9s- Азбука здоровья - Правильное питание - Сборник | Смешарики 2D;
развивающих видеофильмов:
- учебный фильм «Овощи»,
- «Умный ребёнок. Изучаем овощи на грядке»
13 Он-лайн консультации для родителей: «Здоровое питание ребёнка»;
«Витамины на столе»
14 Заучивание поговорок и скороговорок о фруктах и овощах
15 Публикация заметок о реализации проекта на персональном сайте воспитателя
3 этап – заключительный (28-31 мая 2021г.)
Цель: презентация проекта.
1 Рефлексия с использованием интерактивного метода «Большой круг»: обсуждение с детьми результатов проекта (Что мы узнали? Чему научились? Что удивило? Что понравилось больше всего)
2 Итоговое мероприятие:
формирование клумб на участке и высадка выращенной на окне рассады цветов
3 Презентация результатов проектной деятельности на персональном сайте воспитателя
4 Публикация статьи о результатах проектной деятельности на международном педагогическом портале МААМ. РУ
Предполагаемый результат:
В результате проектной деятельности:
- дети научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями. Познакомятся с условиями их содержания;
- дети узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений;
- опытным путем дети исследуют условия необходимые для роста культурных растений;
- дети научаться вести наблюдения.
Продукт:
будут сформированы клумбы на участке и высажена выращенная на окне рассада цветов.