Мария Иванова
Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6 лет «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6 лет.
Длительность работы над проектом : с 10 января по 10 февраля 2018 года
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Публикация «Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6 лет „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Насекомые».
Задачи проекта :
-Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе;
- Желание стать другом природы, беречь и охранять ее;
-Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;
- Воспитывать бережное отношение к живому;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат :
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых : бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
4. Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.
8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
9. К проекту будут привлечены родители. Просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Предварительная работа:
-Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
-Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
-Разучивание стихов о насекомых «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым, «Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко, пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;
-Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
-Просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
В организации знакомства с насекомыми широко используются практические методы обучения: проблемные вопросы, самостоятельное и коллективное наблюдение; наглядные: тактильно–мышечная наглядность. Из словесных методов применяются рассказ, чтение воспитателя, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание память, воображение, творческое воображение.
План реализации проекта :
Методическая работа Взаимодействие с детьми Формы регистрации результата Взаимодействие с
семьями
1. Беседы «Таинственный мир насекомых» Знания о насекомых Конспекты бесед
2. Через знание о природе к художественному образу Развивать умение использовать цвет как средство выразительности при создании художественного образа, создавать объемные образы насекомого. Закреплять знание правил поведения на природе. Воспитывать любовь к природе родного края. Конспект
3. Выставка детских работ «Милые букашечки» Творческий продукт изобразительной деятельности Выставка Изготовление
поделок из
природного
материала, рисунков.
4. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок» Представления детей об окружающем мире
5. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»,
«Медведь и пчёлы» Комплекс утренней гимнастики «Лунтик и его друзья». Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых. Описание игр
Конспект утр.
Гимнастики Предложить
изготовить шапочки насекомых для подвижных игр
6. Объект исследования- насекомые. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения Конспект Памятка для
родителей «Первая помощь при укусах насекомых», «Насекомые, которые нам досаждают».
11. Игра – драматизация «Друзья Мухи-Цокотухи» Учить узнавать и называть насекомых (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик). Обратить внимание на внешние признаки и отличительные особенности насекомых. Формировать умение группировать и классифицировать предметы. Конспект Изготовление
атрибутов к игре - драматизации
12. Консультация для воспитателей «Наблюдение за насекомыми на прогулке» Конспект
Ход проекта.
- Рада вас видеть ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на солнечную полянку, на праздник насекомых!
Дети подходят к столу, накрытому зелёной скатертью – импровизированная полянка.
- Всех обитателей этой полянки, заколдовала злая волшебница и они теперь в опасности. Чтобы их спасти, надо отгадать загадки. Читаю загадки.
На ромашку у ворот
Опустился самолёт.
Золотистые глаза,
Кто же это? (Стрекоза.)
А вот малюсенький малыш,
На плечах – соломинка.
Его в очках не разглядишь,
А он сильнее слоника.
(Муравей.)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо. (Оса).
Кто на них руками машет-
Нос и лоб зелёнкой мажет.
А кто к ним не пристаёт-
С мёдом ест и с мёдом пьёт.
(Пчёлы.)
Расту червяком,
Питаюсь листком,
Потом засыпаю,
Себя обмотаю.
Не ем, не гляжу,
Неподвижно лежу.
Весной оживаю,
Свой дом покидаю,
На лугу порхаю.
(Бабочка)
Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(Божья коровка)
Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …
(кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …
(жук)
- Какие вы молодцы ребята! Сколько маленьких жителей этой полянки вы расколдовали.
-Кто же живет на этой полянке? Как мы их назовем одним словом? (Ответы детей)
-Правильно! На этой чудесной поляне живут насекомые.
Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
- Ребята, злая волшебница не сдаётся, она решила нас запутать. Собрала всех вместе и насекомых, и птиц, и зверей. Предлагает вам выбрать насекомых из всех этих картинок и только тогда она их отпустит.
- Ребята, ведь мы с вами не сдадимся?
-Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых.
- У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.
- Посмотрите, у большинства насекомых есть крылья. Скажите, пожалуйста, а для чего они им? (ответы детей)
-Да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них есть и лапки.
(один из детей берет макет насекомого и рассказывает, показывая части тела насекомого)
- Молодцы!
-Ребята, а для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).
Выкладываю на стол угаданных игрушечных насекомых.
- Маленькие жители благодарны вам за спасение и хотят с вами поиграть в прятки. Они любят прятаться. Вот наши насекомые, вы закрываете глаза, а я убираю одного из них. -- А вы должны мне сказать, кого же я спрятала и на какой листик?
(Кузнечик на зелёный лист бумаги, жук – коричневый лист и т. д.)
-Ведь каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответы детей)
-А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответы детей)
- А от кого они прячутся? (ответы детей)
- Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!
-Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (ответы детей)
Обобщаю ответы детей
-Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться и наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат. Ребята, а кто мне скажет, какие же жители этой маленькой полянки здесь обитают? (перечисляют)
- А вот вы знаете, что если исчезнут насекомые с нашей планеты, то исчезнут растения, животные, птицы. Они не могут существовать друг без друга. Насекомые – это часть природы. Поэтому нельзя убивать насекомых, а только их беречь, любить и охранять.
-Мы много нового увидели и узнали про насекомых. Нам пора прощаться с жителями этой маленькой солнечной полянки.
Выводы по проекту
В работе, основной упор был на родителей и детей – взаимоотношение и понимание сохранения насекомых в природе, их польза.
Мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Собрали бесценный материал о насекомых, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте.
У детей появились : интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 1-2 названия насекомых то к концу – более 5. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
-познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
-дети готовы охранять и защищать насекомых;
-у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания.
В заключении мы можем делать вывод:
Для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразие форм и методов работы: литературно-художественный, музыкальный, изобразительный, наглядный, беседы;[/i]